Как быстро, но качественно прокачать свое резюме
Серафима Шумеева, Head of Talent в Skyeng, раскрывает все карты и делится советами по составлению идеального резюме. Если вы решили сменить работу или карьерное направление — эта статья для вас.
В среднем рекрутер тратит на просмотр одного резюме не больше минуты, а значит, у вас есть всего несколько секунд, чтобы привлечь его внимание. Поэтому правильно оформленное CV — один из главных инструментов карьерного развития.
Сначала вы работаете на резюме, потом оно работает на вас
Многим кажется, что составлять резюме — это вечная боль. Но это не так: его важно сделать один раз и качественно, а потом лишь не лениться пополнять новыми достижениями и опытом. Вуаля — и никакой боли!
Интернет пестрит статьями, лайфхаками и шаблонами, поэтому найти что-то ценное очень сложно. Запомните главное: качественное резюме стоит на двух китах: оформлении и наполнении. Дальше — о каждом из них.
Оформление
Оформить CV можно в виде трех историй: хронологической, функциональной и комбинированной. Правильной нет, все зависит от вашего опыта, целей и ориентиров. В таблице собрали особенности и преимущества каждого формата:
При оформлении резюме стоит учитывать некоторые правила:
- Следите за объемом. В 80% случаев рекрутер смотрит только две страницы резюме, так что больше писать не стоит. Но и меньше — тоже (только если вы не студент).
- Назовите файл удобно и понятно. Лучше всего указать ваши имя, фамилию и название должности из вакансии. И никаких «Финальное», «Итог», «123» и тем более «5цуш3кп».
- Используйте один привычный шрифт. Сейчас популярны шрифты без засечек, например Calibri или Arial. Кегль 10 или 12.
- Не поленитесь проверить резюме на ошибки — чтобы не испортить мнение рекрутера о вас такими мелочами. Например, залейте текст в специальный сервис по проверке орфографии.
- Используйте простой формат. Сейчас популярны графические резюме с иконками, прогресс-барами и индикаторами — они, конечно, красивые, но реальный портрет соискателя, увы, не рисуют. Используйте простые шаблоны с текстовыми блоками, сделайте упор не на внешнем виде, а на содержании.
Наполнение
Оформление оформлением, но без достойного содержания оно не работает. Как говорится, какая разница, какие на тебе кеды, если ты гуляешь в них по Парижу! :)
Вот то, что точно должно быть в любом резюме:
- Ваши контакты для связи. имя.фамилия@gmail.com, а не pupsik245.
- Должность. Составляйте резюме в соответствии с той вакансией, на которую вы его отправляете. Должность должна совпадать.
- Обязанности. Можно подглядеть в самой вакансии, на которую откликаетесь, или адаптировать к реальному опыту.
- Навыки. Опирайтесь на требования из вакансии. Не стоит прописывать очевидные вещи, например знание базовых офисных программ и интернета.
- Достижения. Подробно о них — дальше.
Фото — необязательная часть резюме, но не будет минусом его добавить. Оно должно быть хорошего качества и на однотонном фоне, где хорошо видно ваше лицо, вы соответствующе одеты и слегка улыбаетесь. Не вставляйте фото для паспорта или визы. Идеальный вариант — сделать несколько профессиональных фотографий в студии и использовать их для резюме и социальных сетей.
Самое главное правило: ваше резюме должно вас продавать.
Все ваши навыки, обязанности и достижения должны выражаться в цифрах, сроках или существенных качественных изменениях в компании. Они должны быть конкретны, измеримы, внушительны и соответствовать должности. Сравните две фразы из резюме:
Думаю, несложно догадаться, какая из фраз продает соискателя лучше.
Распространенная проблема — когда человек чувствует себя «самозванцем» и не умеет говорить о своих достижениях. Открою вам секрет: в своей жизни вы уже точно чего-то достигли, просто особо об этом не задумывались. Здесь поможет небольшой брейншторм:
1. Вспомните ситуации, в которых вы:
- что-то улучшили или оптимизировали;
- получили признание, премии, похвалу за свою работу;
- были в чем-то первыми (добились выполнения плана, закрыли наибольшее количество технических кейсов, придумали решение проблемы);
- получили обратную связь, основанную на метриках.
2. Задайте себе вопросы:
- Какую ежедневную пользу я приношу?
- Для чего существует моя текущая роль и предыдущие?
- Как я влияю на цели своего отдела, компании, индустрии?
- Что было бы, если бы моей роли не существовало?
- Что было бы, если бы я как-то иначе работал(-а)?
- Что я умею делать лучше других?
- Что я делал(-а) в стрессовых ситуациях, когда выходил(-а) из зоны комфорта?
- Были ли у меня подчиненные? Если да, то сколько?
- Делал(-а) ли я что-то с нуля?
Ответив на все эти вопросы, вы поймете, что достижений у вас намного больше, чем кажется. О них и расскажите в резюме!
Еще несколько продающих элементов резюме, которые можно использовать:
- количество подчиненных,
- каким бюджетом управляли,
- какие у вас были KPI,
- вы что-то построили с нуля,
- информация о компании: реальное название, количество сотрудников, выручка, клиенты, B2B/B2C и т. д.
И еще один лайфхак напоследок: пишите для людей. Никаких канцеляризмов, пассивных залогов и предложений на полстраницы. Используйте глаголы активного действия («сделал», «подготовил», «увеличил» и др.). Емко, кратко и по делу.
Нужно ли сопроводительное письмо
Единого мнения насчет сопроводительного письма нет: где-то его требуют, где-то нет. Но если вы откликаетесь на вакансию в крупной компании, в которой кандидатов тысячи, сопроводительное письмо может стать вашей изюминкой и зацепить внимание рекрутера.
Главное, о чем стоит написать в письме, — это ваша мотивация работать в конкретной компании. Напишите, почему компании можете быть полезны именно вы. Расскажите про навыки и опыт то, что не уместилось в резюме. Но не используйте затасканные слова и выражения типа «стрессоустойчивый», «командный игрок», «ответственный» — это уже моветон. И обязательно помните про адекватное название и оформление.
Чек-лист для составления качественного резюме
Чтобы наши советы всегда были под рукой, мы подготовили небольшой чек-лист. Пройдитесь по нему, когда будете составлять резюме, и все точно получится.
- Позаботьтесь о читателе: будьте честными и краткими, пишите просто.
- 2 страницы — достаточный объем.
- Используйте один шрифт.
- Правильно назовите файл: Ф. И. О. + название вакансии.
- Не злоупотребляйте графикой — она только отвлекает от главного.
- Делайте акцент на своих достижениях и подкрепляйте их цифрами и фактами.
- Прочитайте резюме перед отправкой, проверьте его на наличие ошибок.
Конечно, способов развития карьеры много: от сильного личного бренда и страниц в социальных сетях до нетворкинга и личных рекомендаций. Но резюме все равно остается важным инструментом и первым касанием с работодателем — по нему рекрутер решает, переводить ли вас на следующий этап воронки найма или нет. Будьте честны, не стесняйтесь своих достижений и всегда стройте резюме исходя из направления или вакансии, которую вы для себя рассматриваете. Тут как в рекламе — важен индивидуальный подход.
Если вам интересна тема профессионального развития, прочтите о других инструментах в нашей статье о выборе карьерного трека.
"Все ваши навыки, обязанности и достижения должны выражаться в цифрах, сроках или существенных качественных изменениях в компании. Они должны быть конкретны, измеримы, внушительны и соответствовать должности."
Какое же это говнище. Типичная история зачем то придуманная hr, которые просто не хотят разбираться в людях и кандидатах и искать индивидуальный подход к ним. На самом вся эта числовая ботва не несёт никакой полезной информации, а скорее наоборот. В каждой компании все индивидуально, задачи, темпы роста, и т.п. Численные величины зачастую вообще неизмеримы и могут вводить в заблуждение.
На месте руководителя вы бы какое из двух резюме выбрали?
"Руководил внедрением CRM" или "Внедрил CRM, повысил конверсию в продажу на 20%, сократил время сделки с 4 дней до 4 часов".
Если вашу работу невозможно измерить в "числовая ботве", то я бы задумался для чего нужна вообще такая должность в компании
Роман, в 99% случаях это требование нанимающего менеджера, а не HR. Рекрутер точно готов искать бриллиант в стогу стена (если вам кажется, что закрыть вакансию - это легко и что любому нанимающему можно угодить - вы очень ошибаетесь) и цепляются за любую деталь, потенциально говорящую о том, что кандидат интересный (у нас рекрутеры работают по "стримам", то есть каждый знает свое направление от и до и зачастую просто по текущей компании или бекграунду в целом могут понять, что с кандидатом стоит продолжать общение).
Но после скриннинга от рекрутера идет этап заказчика, который в силу своей загруженности приоритетнее возьмет на интервью кандидата с оцифрованным опытом или указанными достижениями, а не просто перечисленными обязанностями.
В таком случае, рекрутер вообще может "дотюнить" резюме сильного кандидата, чтобы "продать" его заказчику. Мы всегда передаем резюме вместе с комментарием, где указаны все детали, которые получили от кандидата, на которые важно обратить внимание нанимающего менеджера.
Но на вопрос от нанимающего "почему тогда у такого сильного кандидата такое слабое резюме?" рекрутер за кандидата не ответит, увы.
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Да, Ване Иванову придется придумать что-то поинтереснее)
Совет в первую очередь в том, что email, как и файл с резюме, должны быть с адекватным названием.
Рады, что статья вам понравилась!
Мужик я тебе могу накидать кейс как за пару лет прокачать не только своё резюме но и трудовую книжку . Но для этого тебе понадобится несколько вещей , полное отсутсвие финансовой заинтересованности , то есть ты будешь браться за Высококвалифицированную работу но за любые деньги , это первое . Втрое обязательно твоё трудоустройство будет официальным со всеми плюшками и записями в трудовой . Так через пару лет обрастёшь медалями и орденами . Ну правда крепанутся придётся . Ну а когда поднатореешь , будешь писать резюме на два листа с функционалом трёх программистов маркетологов и дипломом MBA ахахаххахах ) не ну есть конечно ещё более скользкий путь но он черневат подделкой документов . Берёшь несколько печатий трековых и пишешь сам себе любые должности , главное немного понимать что там надо делать , и в годах не ошибиться . А то окажется что тебе 21 год а стажа 6 лет коммерческим директором и ты ещё когда то типо где то учился лет 5 ахахахахха ухухухуху ))) не могу катаюсь по полу ))) больше так не пиши мужик не могу лопну