Возможности ботов в подборе персонала
По себе знаю каково быть соискателем, но только став рекрутером, я смогла оценить весь масштаб трудностей найма. Как автоматизировать этот сложный процесс с помощью ботов, расскажу в этой статье.
За последние пару лет чат-боты завоевали доверие компаний и их клиентов. Ботов используют в службах поддержки клиентов, маркетинге, продажах и теперь уже в рекрутинге. Уверена, что это далеко не весь их потенциал.
Основные проблемы рекрутинга
Я уже 4 года занимаюсь подбором персонала и знаю, что соискатели часто расстраиваются, когда их отклик даже не открывают или отвечают слишком поздно. Представьте, вы мечтали о работе, но вашим желаниям не суждено было сбыться только из-за большой загруженности специалиста по подбору персона. Сотни заявок нужно отфильтровать и проверить квалификацию всех кандидатов. В такой ситуации проигрываю не только соискатели, но и сами компании. А вдруг тот самый нужный сотрудник откликнулся последним, он подходит идеально, но до него просто не дошли руки. Печально, но это реалии процесса найма, где вся работа делается вручную.
Данные статистики расстраивают ещё больше.
- 65% кандидатов утверждают, что они редко или никогда не получают ответа на свой отклик;
- Видимо, поэтому 85% соискателей сомневаются, что кто-то вообще рассматривал их заявку;
- 51% откликнувшихся получают ответ только через месяц или даже позже.
Возможно, вы не считаете это проблемой, тогда вот вам ещё одна тревожная цифра. 72% кандидатов, у которых был плохой опыт подачи заявок, рассказали о нем общественности. То есть, все их подписчики в соцсетях или аудитория тематических сайтов с информацией о работодателях теперь знают, что компания, на чью вакансию они откликались, не вызывает доверия. Хотя на самом деле это может быть совсем не так.
К тому же роль играет качество общения рекрутеров с соискателями. Хорошо продуманный чат-бот по подбору персонала решает все перечисленные проблемы и повышает имидж компании.
Как работает бот по подбору персонала?
Это программное обеспечение для управления рекрутингом и общения с пользователями в мессенджерах. Чтобы решать насущные проблемы найма, бот не обязательно должен работать на основе искусственного интеллекта. Даже самые простые чат-боты способны автоматизировать до 70-80% задач и серьезно разгрузить отдел по подбору персонала.
- Собирать и структурировать резюме и контактную информацию кандидатов;
- Фильтровать отклики по ключевым параметрам отбора, учитывая знания, опыт и навыки соискателей;
- Оценивать данные кандидатов их квалификацию, стаж работы, результаты собеседований и даже общую вовлеченность, чтобы можно было отсеять пассивных соискателей;
- Отвечать на часто задаваемые вопросы о должности и процессе подачи заявки;
- Планировать собеседования рекрутера и подменять его в чате;
- Рассказывать соискателям о ценностях и миссии компании;
- Отправлять уведомления о статусе заявки;
- Передавать информацию в CRM или собственную базу данных компании;
- Делать все вышеперечисленное 24/7 и одновременно обслуживать сотни соискателей.
Кроме того, рекрутинговые чат-боты интегрируются с различными каналами:
- Электронная почта;
- Мессенджеры;
- Сайты и целевые страницы.
Как относятся соискатели к ботам?
Международная организация по поиску талантливых сотрудников Allegis проводила исследования и выяснила:
- 58% заявителей чувствовали себя комфортно, общаясь с чат-ботом на начальных этапах процесса подбора персонала;
- 66% из них понравилось взаимодействовать с текстовым роботом и дальше. Боты планировали собеседования и помогали соискателям подготовиться к встрече.
Однако доверие к виртуальным помощникам растёт и их возможности тоже увеличиваются. Поэтому опросы, проведённые в 2022, показали:
- Внедрение чат-ботов позволяет обработать 95% кандидатов на карьерных сайтах.
- 40% соискателей заполняют заявку после контакта с ботом.
Для людей важно, чтобы их отклики открывались и поступали в работу. И они готовы взаимодействовать с ботами, если это ускорит процесс рассмотрения их кандидатуры.
С чего начать?
Определите тип чат-бота или функции, которые он будет выполнять.
- Бот для обработки заявок.
Собирает персональные данные, информацию об опыте и квалификации кандидатов. Ускоряет трудоемкий процесс отбора всех кандидатов путем предварительной обработки.
- FAQ-бот.
Отвечает на часто задаваемые вопросы.
- Планировщик.
Запрашивает дополнительную информацию, обеспечивает подготовку к собеседованию и планирует встречи рекрутера.
- Бот для проверки.
Отправляется только подходящим кандидатам. Тестирует практические навыки, связанные с конкретной позицией.
- Тестировщик личностных качеств и мотивации.
Проверяет соответствие личности кандидата ценностям компании, например, есть ли у него ориентированность на клиента или задатки хорошего командного игрока.
Эти задачи могут выполняться одним или несколькими ботами. А взаимодействие между ними и обмен информацией настраивается через общую базу данных.
На что нужно обратить внимание?
- Убедитесь, что аватар искомого кандидата соответствует имиджу и ценностям вашей компании. Это поможет вам найти действительно подходящих людей.
- Соблюдайте разговорный стиль бота, он должен общаться в формате диалога. Иначе вы получите очередную форму для заполнения, а не виртуального помощника.
- Персонализируйте процесс подачи заявок по мере продвижения кандидатов в режиме реального времени. Так вы сможете предварительно просмотреть всех кандидатов и оценить эффективность временных затрат.
- Продумайте все шаги, чтобы процесс подачи и рассмотрения заявки был максимально понятным для соискателей.
- Настройте уведомление неквалифицированных кандидатов об их статусе с помощью бота или триггера электронной почты.
- Не забудьте включить в сообщения бота слова приветствия, благодарности и прощания, чтобы общение с ботом походило на обычный разговор.
Перспективы использования ботов
Фокус в современном мире трудоустройства сместился. Теперь выбирают не только кандидатов, но и компании. И если организация заинтересована в талантливых кадрах, то она должна доказать своим соискателям свою надежность и привлекательность. А несвоевременные ответы и жалобы совсем не укрепляют HR-бренд компании. Значит, она не может рассчитывать на достаточный поток заявок компетентных кандидатов.
Чат-бот по подбору персонала не заменяют рекрутеров, а лишь организовывают и оптимизируют процесс найма. С их помощью можно избежать разочарований кандидатов и повысить качество отбора.
Какие компании могут позволить себе бота?
Многие предприниматели считают, что разработка собственного программного обеспечения – это существенные затраты, которые бьют по бюджету. Но в современных условиях создание бота стоит недорого и не требует навыков программирования. Сейчас на рынке распространены конструкторы no-code. С фаундерами одного из них я успешно сотрудничаю. Мне удалось подобрать для inqoob крепкую команду специалистов в разных областях, в том числе и разработчиков. Ребята вкладывают весь свой профессиональный опыт, чтобы пользователи могли собирать ботов любой сложности в конструкторе inqoob без кода.
На подобных платформах сообразительный сотрудник сделать бота за несколько минут. Причем большая часть времени и усилий уйдет на продумывание структуры и на подбор удобных платформ для сборки. Бот для подбора персонала может работать на основе искусственного интеллекта, но это совершенно необязательно. Хотя совсем скоро на платформе inqoob без кода можно будет собрать и интеллектуального бота.