К чему привел дефицит контейнеров в Китае: мнение эксперта
Рекордная стоимость тарифов на грузоперевозки из Китая в 2020 году — сегодня головная боль для многих сфер бизнеса. Проблема началась осенью минувшего года и к сегодняшнему дню разрослась до огромных масштабов. Почему взлетели ставки на фрахт и когда ждать окончания кризиса? Мнение Михаила ЗВЯГИНЦЕВА — директора логистической компании «ТЭК Оператор».
Причины дефицита контейнеров
— Михаил, контейнерные перевозки из Китая — одно из основных направлений в работе логистической компании «ТЭК Оператор». Расскажите, что происходит сейчас с контейнерными грузоперевозками? Почему разразился кризис?
— В этом году дефицит контейнеров в Китае достиг рекордно высокого уровня. В начале года из-за пандемии существенно снизился спрос на сырье и товары из Китая, в связи с чем морские линии сокращали количество рейсов и вместимость судов. Но в третьем квартале 2020 года мир начал выходить из карантина и отложенный спрос начал реализовываться.
Линии и инфраструктура оказались не готовы к такому увеличению объемов перевозок. Возникла острая нехватка контейнеров, сдвиги и задержки в расписании следования судов. Грузопотоки из Китая в США, Европу и по другим направлениям возобновились, но обратных грузов в Китай практически не было.
— Почему?
— В частности из-за торговых эмбарго между Китаем и США, Китай стал меньше закупать оттуда товаров. Это привело к большим скоплениям порожних контейнеров на Западе и дефициту контейнеров в Китае. Возвращать порожние контейнеры в Китай не выгодно, поэтому они оставались за океаном.
— Сейчас основные грузопотоки из Китая отправляются в США и Европу, а контейнеры по остаточному принципу достаются остальным странам, в том числе России. Как ситуация с нехваткой контейнеров коснулась непосредственно Вашу компанию?
— Рынок импортных перевозок разрушился на глазах, с октября мы работаем в авральном режиме. Постоянно находимся в поиске контейнеров и мест на судах для наших Клиентов, ведь с даже с многократным ростом цен спрос на перевозки не уменьшился.
— Что касается внутренних контейнерных перевозок, в России были сбои?
— На внутрироссийском рынке ощутимых проблем не наблюдается. Ценообразование повторяет тренд предыдущих лет.
Последствия «контейнерного» кризиса
— Михаил, к чему в конечном итоге привел высокий спрос на контейнеры?
— К искусственному повышению ставок морскими линиями. Так, если до кризиса морской фрахт 40-футового контейнера из Шанхая до портов Дальнего Востока стоил порядка 850 USD, то сейчас его стоимость в районе 8 000 USD.
— То есть за эти деньги можно получить контейнер с грузом?
— К сожалению, даже при такой высокой стоимости перевозки нет гарантий получить контейнер в разумные сроки. Очередь на получение контейнеров «выстроилась» на несколько недель вперед. Стоимость доставки контейнеров по железной дороге также увеличилась.
— Михаил, как, по Вашему мнению, кризис скажется на российском рынке?
— Платить за образовавшийся кризис придется мелкому бизнесу и конечным потребителям. Мелкие и средние импортеры сократили или прекратили перевозки грузов из Китая. Они не выдерживают конкуренции с более крупными компаниями, которые пока что могут позволить доставлять грузы по сверхвысоким ценам.
Прогнозы
— Логично, что повышение стоимости доставки приведет к повышению стоимости ввозимых товаров для конечных потребителей. Это огромная часть рынка. Когда ждать улучшения ситуации?
— Прогнозы здесь давать сложно, но по многолетнему опыту могу сказать, что любая ситуация рано или поздно имеет свое разрешение и, конечно, баланс будет восстановлен. В любом случае рынок приспособится. Думаю, мы увидим это уже в начале весны. Но не стоит ждать отката цен к докризисному уровню и в кратчайшие сроки.
— Близится Китайский Новый год. Ожидается ли в связи с этим очередная кризисная волна?
— Это скорее логическое продолжение осеннего кризиса. Действительно пик дефицита и стоимости придется на январь в преддверии Китайского нового года.
— Теперь, когда у логистических компаний появился опыт работы в условиях пандемии, нестабильности, перебоев с контейнерами и нарушенного привычного грузооборота, можно ли как-то подготовиться к повторению проблем 2020-ого? Как обезопасить международное товародвижение?
— Каждый пережитый кризис привносит в работу что-то новое, происходит анализ узких мест и их устранение, оптимизация. Мы становимся сильнее и идем дальше. В этом суть логистики. Самое главное быть готовым к стрессовым ситуациям, иметь запас прочности и сильную команду. Такой коллапс, думаю, вряд ли повторится, что-то другое будет обязательно.
Рост тарифов на перевозки в Китае - тема более чем серьезная и коснется нас всех в ближайшие 3-6 месяцев. До декабря 2020 года стоимость перевозки контейнера внутри Китая в среднем составляла 600-800 долларов. В декабре цена доходила до 8000 долларов. Сейчас средняя цена - 7000. Рост не объясним ни чем, предпосылок для снижения цены нет. Следовательно, все новые поставки товаров из Китая в этом году, будут минимум на 15-20% дороже. Учитывая, что в России ожидается рост цен на топливо, местные перевозчики также поднимут цены, что добавит к стоимости товара примерно еще 5-10%.
Линии заработают, и ставки начали расти не с Китая, а с Индии потому, что дефицит порожних у них начался раньше. Кто то хорошо заработает на этом всем. Дешевые товары естественно не поедут по ставкам 10-11$. В первую волну поднятия цен 20-Киев ещё по норм ценам отдавали.
Статья ни о чем имхо
прошло полгода, улучшений нет.