Кейс отдел продаж под ключ. Как в онлайн школе обучить РОПа и повысить продажи в 6 раз без танцев с бубнами
Как мы в Pushakrev Consultig за 3 месяца построили отдел продаж для продюсерского лейбла и повысили продажи в 6 раз!
Клиент: Продюсерский лейбл Ильи Колотилина Label 99/1
О проекте
Ко мне, по рекомендации общих знакомых, обратился Илья Колотилин, основатель продюсерского лейбла, с запросом обучить РОПа и навести порядок в отделе продаж.
Трудность проекта заключалась в том, что в бизнесе была постоянная сменяемость продуктов, от курсов "Контент менеджер телеграм каналов" до "Заработок на Ozon", и у каждого продукта было как минимум три вариации. Новые продукты могли добавляться несколько раз в месяц, и к любому продукту нужно быстро адаптироваться. Особенностью было то, что каждый инфо-продукт продавался не от единого бренда Label 99/1, а все время от разных экспертов и школ.
Цель проекта
Создание системного отдела продаж, который на регулярной основе генерирует нужное количество выручки в бизнес.
Начало работы над проектом
Работу как и над созданием отдела продаж с нуля, так и над улучшением текущего отдела, мы всегда начинаем с комплексного предпроектного аудита, так как ни вы, ни мы не знаем всех возможных подводных камней. Поэтому проект без аудита может быть переоценен или недооценен
Этот подход сэкономил нам и нашим заказчикам много нервов и денег. Благодаря первичному аудиту мы избавились от спорных моментов и доработок в середине работы над проектом.
После проведения встречи-презентации наших услуг для компании "Label 99/1" руководство приняло решение о старте работ по комплексному предпроектному аудиту.
Во время предпроектного аудита мы оценили компанию по трем основным направлениям: бизнес и продукт, маркетинг и продажи. После знакомство с компанией по этим направлениям мы поняли структуру компании, ее бизнес-процессы, а так же собрали весь обширный перечень задач на построение отделов продаж. В итоге мы выделили сильные и слабые стороны компании, поняли какой объем работ нам предстоит.
В ходе аудита мы выяснили ряд задач на построение отдела продаж:
- Четко разделить обязанности пресейла и менеджера
- Обучить руководителя отдела продаж
- Нанять пресейла и продавцов
- Создать систему найма и адаптации
- Создать новую систему мотивации для всего отдела продаж от пресейла до РОПа
- Создать систему максимальной быстрой и эффективной адаптации отдела продаж под быстро меняющиеся продукты
- Создать новую систему отчетности для отдела продаж
- Подключить CRM создать регламенты для регулярного обязательного ведения
- Создать систему контроля качества звонков для оценки качества ведения диалога
Далее Пушкарев Никита провел защиту аудита перед руководством лейбла, обосновал все этапы работы и их стоимость.
После чего руководитель Илья Колотилин принял окончательное решение о продолжении работы с нами и мы стартовали работу по построению отдела продаж для лейбла.
Реализация проекта
AMOCrm Интеграция с Телеграмом
Вся лидогенирация компании строилась на работе через Телеграм, поэтому все заявки падали туда.
Руководитель переодически туда заходил и проверял работу менеджера. Разговоры не записывались, и никто не знал, как менеджер общается с клиентами на самом деле.
Когда мы зашли в телеграм и начали проверку мы поняли, что менеджер постоянно забывал про своих клиентов. Не прозванивал их в то время, на которое договаривались. Те клиенты, которые не купили после первого звонка с высокой вероятностью просто терялись.
Мы приняли решения срочно подключить AMOCrm, чтобы менеджер мог ставить задачи и писать примечания к каждому клиенту, чтобы предотвратить потерю лидов.
В AMOCrm мы провели ряд типичных настроек и адаптировали систему под лейбл.
Для контроля качество переговоров все звонки записывались и прикреплялись в карточку CRM.
К AMO мы подключили интеграцию с Телеграм. Чтобы РОП мог постоянно видеть и контролировать качество переписки. Так же интеграция помогала и менеджеру не забывать про своих клиентов, а всю переписку вести из одного места, с возможностью отправки готовых шаблонных сообщений.
Создание воронки продаж
Работу с воронками продаж начали с этапа, когда РОПу поступает новый инфо-продукт для продажи.
РОПа мы обучили управлению проектами, как правильно распределять менеджеров по проектам и какие подготовительные работы нужно проводить, чтобы новый проект стартовал максимально эффективно, без "привыкания" к продукту.
Создали базу знаний, где хранятся все проекты и вся информация по ним.
По новой системе перед каждым проектом РОП создает документ "Логика продаж". Для этого он делает два анализа: Анализ целевой аудитории, где по специальной системе оценивает все потребности и страхи клиентов каждого типа клиентов и Анализ продукта, где максимально плотно знакомится с продуктом и экспертом.
Мы с РОПом сформировали документ "Логика продаж". Этот документ позволяет нам установить следующие моменты:
- Какие качества продукта наиболее важны для покупателя
- Страхи клиента при покупке и то как их снимать
Очень часто менеджеры и владельцы компании допускают ошибку в позиционировании продукта. Скрипты и презентацию продукта для клиента они выстраивают из тех преимуществ, которые на их взгляд кажутся важными. Очень часто это кардинально не совпадает с теми плюсами, которые клиент ищет в вашем продукте. Поэтому какие факторы являются ключевыми при выборе продукта для него никто лучшего клиента вам не ответит. Так и в этой ситуации мы обратились за помощью к уже существующим клиентам.
На основе этого документа мы выстраивали индивидуально под каждый продукт воронку продаж, где менялось количество касаний с клиентом, скрипты на каждое касание и шаблоны сообщений.
Когда у РОПа на руках был документ "Логика продаж" и сформированные на его базе воронка продаж и скрипты, он знакомил менеджеров с новым инфо-продуктом.
Всю коммуникацию с клиентом мы выстраивали в телеграме, и первым этапом воронки, который занимал у менеджера очень много времени, была переписка с клиентом и назначение с ним созвона. Поэтому мы решили разделить обязанности и добавить в отдел продаж пресейл менеджера. Его обязанности заключались в назначении созвонов для менеджера.
В своих отделах продаж вы тоже можете использовать такой инструмент. Если вы видите, что менеджер выполняет много простой и рутинной работы на каком-то из этапов и тратит большое количество времени не на продажи, а на рутину. То в таких ситуациях вы можете нанять пресейл менеджера и делегировать ему рутинные обязанности.
Когда мы наняли пресейл менеджера - это быстро дало результат, объем воронки сильно увеличился и продажи выросли.
Формирование плана продаж
Правильная постановка плана продаж заключается в том, чтобы руководство компании понимало из чего этот план формируется, от чего зависит и какие ресурсы могут потребоваться для увеличения его показателей.
Создание регламентов работы
Регламенты сильно упрощают жизнь руководителям компании. Вас никто не спрашивает и не переспрашивает, как и что делать. Все процессы работы уже описаны и менеджер в любой момент может их повторить.
Большой ошибкой при написании регламентов является создание огромных скучных черно-белых полотен, написанные псевдоюридическим языком. Такие регламенты не читаются и не запоминаются, а возвращаться к ним, даже если ты что-то забыл, не хочется.
Для лейбла мы прописали следующие регламенты:
- Общая трудовая дисциплина
- Регламент работы МОП
- Регламент контроля качества
- Регламент работы пресейл менеджера
- Регламент работы в CRM
Регламент трудовой дисциплины является одним из фундаментальных и строгих регламентов, поэтому он написан строго и по факту.
Но мы можем с вами видеть противоположный пример - Регламент "Коммуникация в команде". Регламент сам по себе очень мягкий и показывает компанию с другой стороны.
Создание системы мотивации
Для лейбла систему мотивации мы разработали для всех сотрудников отдела от пресейла до РОПа.
Система мотивации состояла из двух элементов Оклад + Процент с продаж. Процент с продаж был построен по системе грейдов (чем больше продаж, тем больше процент)
Важной частью отдела продаж является не только стандартная мотивация (оклад + процент), а еще здоровая конкуренция в отделе продаж.
Здоровая конкуренция - это метод мотивации с помощью конкурентной борьбы. На примере:
На неделю устанавливаем процессуальный KPI (показатели эффективности менеджера который ориентированы на процесс, звонки КП встречи, но не продажи), кто первый выполнит недельный KPI получит 5 тысяч рублей, в конце недели. Или на неделю устанавливаем результативный KPI (продажи), менеджер, у которого за эту неделю будет большая сумма продаж, получает 5 тысяч рублей в конце недели. Кто первый выполнит месячный план продаж получает 20 тысяч сразу после выполнения плана.
Чем больше срок тем больше бонус. ( Кто перевыполнит квартальный план продаж на 20% получит МакБук Эир) И ваши менеджеры будут рвать и метать, чтобы получить желанный бонус.
Самое главное - не жалеть на это денег и через два-три месяца ваша команда будет давать сверхрезультат.
Система найма и адаптации
В лейбле мы заметили уже знакомый нам и свойственный для инфобизнеса метод поиск сотрудников - выставить вакансию у себя в сторис и в бесплатных чатах телеграм.
Такие способы мы уже пробовали в других проектах, где на своем опыте убедились, что бесплатные чаты не дают результат.
Эти каналы могут дать вам пару кандидатов, но никогда не станут стабильным и системным каналом привлечения клиентов. (Сторис работает только тогда, если у вас большое количество просмотров на сторис либо целевые подписчики)
Как и ожидалось, эти источники дали пару кандидатов, которые не прошли воронку найма.
В лейбле мы построили систему найма "под ключ", из следующих составляющих:
- Портрет кандидата
- Источники ( для размещение вакансии)
- Ценностное предложение работодателя
- Воронка найма
Вот примеры такого, как это выглядело в базе знаний:
На начальном этапе нашей задачей было собрать максимальное количество просмотров на вакансии и откликов. Чем большее кандидатов мы соберем на начальном этапе, тем больше мы пропустим их через нашу систему отбора и в конечном итоге больше кандидатов на этапе стажировки.
Так как в компании в любой момент могли появиться новые проекты , РОПу необходимо было максимально быстро находить новых менеджеров.
Тут нам помог метод пассивного найма. Метод пассивного найма позволяет РОПу постоянно под рукой держать пару тройку кандидатов, готовых начать стажировку. И теперь РОП может не боятся, что ему потребуется заново запускать найма и две недели ждать новых кандидатов.
Следующим этапом было построение системы адаптации.
Система адаптации позволяет кандидату, который начал обучение/стажировку в компании максимально быстро понять следующие моменты:
- Что за продукт? Зачем он нужен? Какие боли он закрывает? Чем он отличается от конкурентов?
- Как продавать этот продукт?
- Чем мы и наш продукт помогает миру?
Ваша задача на этапе обучения продать свой продукт менеджеру так, чтобы менеджер без преувеличения влюбился в ваш продукт.
Разница между простым менеджером и тем менеджером, который действительно любит тот продукт, который продает - координальная в первую очередь в сумме продаж.
То как вы расскажите про ваш продукт менеджеру, так он и будет этот продукт продавать клиентам.
Очень много компаний этот момент упускают и наполняют свое обучение только сухой информацией о компании ее услугах и опыте, что в корне не верно.
Система адаптации должна быть максимально автономной, чтобы РОП тратил не больше 2-3 часов в день на обучение и только курировал обучение новых менеджеров. А контентная часть должна выдаваться автономно.
Если РОП сам каждый раз обучает новых сотрудников, то он выпадет как минимум на три дня. Следить за реализацией плана продаж и корректировать действий он не может. В эти дни он не может контролировать качество текущих менеджеров и проводить с ними планерки.
А самое главное, мы не можем контролировать качество обучения РОПа. Если, конечно, вы не измеряете конверсию обучения и корреляцию ее к результату, но так делает меньше 1% компаний, и чаще всего только те, у которых есть отдел обучения. Если же вы эти показатели не отслеживаете, тогда вы должны учитывать, что РОП такой же живой человек, как и мы с вами, и когда обучение он может провести лучше обычного, а когда-то хуже. Поэтому это процесс лучше автоматизировать, чтобы контент выдавался всегда понятно, а РОП занимался другими задачами отдела.
После того как вся система для работы новых кадров, для их найма и адаптации для лейбла была готова, мы запустили найм.
На поиск двух менеджеров по продажам и одного пресейла у нас ушло две недели. А время их адаптации к новой компании составило одну неделю, после чего менеджеры начали давать результат.
Обучение РОПа
Многие собственники, которые ставят менеджера на должность руководителя, как в случае лейбла, должны помнить, что хороший продавец - не равно хороший руководитель.
Обучение РОПа - это одна из самых дорогих услуг в нашей линейке. Весь процесс работы над проектом РОП был с нами, каждый инструмент отдела продаж был разобран для него до атома.
Конечно, помимо технических моментов и конкретного иструментария, РОПа мы обучили многим ментальным моментам: скилами управления командой и стратегическому планированию.
Когда мы закончили работать с проектом мы посчитали, что за 3 месяца у нас накопилось больше 120 часов созвонов только с РОПом!
Результаты
Label 99/1 - рост продаж в 6 раз. Это самый кратный рост продаж в 2021 году для нашей команды.
Продажи до работы с нами:
За месяц - 480 000 рублей
Продажи после работы с нами:
За неделю - до 750 000 рублей
За месяц - 3 000 000 рублей
Обучен руководитель отдела продаж
Создан отдел продаж под ключ в составе 2-ух менеджеров, 1-ого пресейл менеджера, 1-ого РОПа
Видео-отзыв от Ильи Колотилина
Контакты
Руководитель проекта: Пушкарев Никита
Тел: 89195796258
Подробная и полезная статья. Хотелось бы про найм ропа что-нибудь от вас почитать
Очень вовремя нашёл Вашу статью.
Спасибо, разложили по полочкам!