Как защитить своих сотрудников от мошенников
Мошенничество становится всё более изощрённым. Каждый из нас может стать жертвой. В этой статье я расскажу, как защитить ваших сотрудников от мошенников и минимизировать риски для бизнеса.
Привет! Меня зовут Рустам Салпагаров. Больше десяти лет я помогаю компаниям автоматизировать бизнес-процессы и повышать их эффективность. Подписывайтесь на мой телеграм-канал, чтобы не пропустить полезную и интересную информацию.
Масштабы проблемы
Согласно статистике МВД России за 7 месяцев 2024 года число зарегистрированных киберпреступлений возросло на 17,1%. Это около 577 тысяч преступлений, 437 тысяч из них связаны с хищением мошенниками денежных средств. Ущерб оценивается примерно в 99 миллиардов рублей.
И что с этим делать?
Любая проблема, которая происходит с сотрудником, так или иначе отражается и в деятельности компании, поэтому очень важно помогать сотрудникам, поддерживать их, обучать и делать это на постоянной основе. Такой подход требует системности, а значит нужно запустить бизнес-процесс, который будет решать эти задачи. Рассмотрим основные шаги организации такого процесса.
Запуск нового бизнес-процесса
Административная часть
Очень коротко расскажу о том, как подготовить административную часть процесса. В каждой компании есть свои нюансы, тут рассмотрим общие рекомендации.
- Определите цели: чётко сформулируйте цели процесса и установите показатели для оценки его эффективности.
- Назначьте ответственного: определите человека, который будет курировать процесс.
- Сформируйте команду: определите участников процесса, их роли, обязанности и порядок взаимодействия.
- Определите каналы получения официальной информации сотрудниками.
- Подготовьте приказ: оформите официальный документ о запуске процесса, указав цели, каналы получения информации и ответственных лиц, к которым могут обращаться сотрудники.
- Проинформируйте сотрудников: опубликуйте приказ во всех корпоративных каналах и обеспечьте возможность подтверждения прочтения приказа сотрудниками.
Техническая часть
Помимо рассылки в электронной почте, в компании должны быть и другие каналы получения официальной информации.
- Корпоративный портал: должен быть основным источником информации для сотрудников. Если его нет, рассмотрите возможность внедрения готовых решений, таких как Битрикс24, Первая форма, Citek и многие другие.
- Мобильное приложение: если у вашей компании есть мобильное приложение, используйте его для отправки push-уведомлений. Если приложения нет, рассмотрите возможность запуска системы смс-уведомлений, тоже хорошо работает.
- Закрытый телеграм-канал: создайте закрытый канал в Telegram для оперативного информирования. Пригласите сотрудников, отключите возможность писать сообщения и назначьте модераторов.
- Стенгазета: для сотрудников без постоянного доступа к цифровым каналам используйте формат стенгазеты и разместите её в местах общего пользования.
Зафиксируйте, какие каналы будут использоваться в новом процессе и подготовьте порядок публикации контента в каждом из них.
Контентная часть
Непрерывное обучение сотрудников — залог успеха. Обучение можно проводить по двум направлениям: основное обучение по безопасности в сети и оперативное информирование о новых угрозах.
Основное обучение
Можно использовать, какой-то один формат, а можно их комбинировать, они будут дополнять друг друга.
- Обучающие курсы: проводите вебинары или очные занятия, где сотрудники узнают базовые принципы безопасности в интернете.
- Серия постов: регулярно публикуйте посты в корпоративной ленте и отправляйте рассылки с полезными советами и рекомендациями.
- База знаний: создайте раздел на корпоративном портале или отдельный ресурс с детальными статьями, видеоуроками и инфографикой. Регулярно обновляйте информацию.
- Печатные материалы: раздавайте сотрудникам листовки, плакаты и методички с основными правилами безопасности.
- Конкурсы и викторины: подключайте игровые механики, они помогают лучше освоить материал и достаточно интересны сотрудникам.
Примеры хороших обучающих курсов и серий постов: онлайн курс от Т-Ж, мини-курс от Сбер и серия постов от Касперского.
Ситуативное информирование
Этот приём хорошо известен маркетологам, но его можно использовать и в работе с сотрудниками. Когда появляется информация о новом способе мошенничества, важно быстро донести её до сотрудников. Вот как это можно сделать:
- Посты: напишите пост с подробным описанием нового метода мошенничества. Укажите, как распознать угрозу и что делать в случае её обнаружения.
- Официальные источники: включите в пост ссылки на официальные источники информации и телефонных номеров. Это поможет сотрудникам проверить информацию.
- Шаги для защиты: опишите конкретные шаги, которые нужно предпринять при столкновении с этим типом мошенничества.
- Контакты для консультаций: укажите, как связаться с сотрудниками компании для получения консультаций и помощи.
- Опубликуйте пост во всех каналах компании. Можно попросить сотрудников поделиться им в сторис в мессенджерах и социальных сетях.
Реальный пример: Минздрав предупредил о новой схеме мошенничества.
Что мы должны сделать? Оперативно написать и опубликовать пост, в котором будет вся информация о новом способе, ссылки на официальные государственные ресурсы, телефонные номера, кому позвонить и что делать если сотрудник всё же передал свои данные мошенникам.
Вместо заключения
Безусловно, запуск такого процесса не является панацеей и не даст сто процентной гарантии, что сотрудники вашей компании не попадутся на уловки мошенников, но это кратно повысит шансы того, что они смогут защититься от большинства атак. Непрерывность обучения, оперативное информирование о новых угрозах - главные условия успеха.
Пишите свои комментарии, кейсы, конструктивную критику. Если поделитесь интересной информацией, то дополню статью, чтобы сделать её ещё полезней.
Все картинки сгенерированы в Openart.AI, модель Neural/Ink_Punk_XL.
Что дальше?
Если вам эта тема будет интересна, то в октябре напишу статью, как автоматизировать этот процесс в Битрикс24. В других системах процесс будет примерно аналогичным. Решение можно будет использовать в своей компании.