Я отучился на менеджера проектов. Есть ли смысл?
Закончил курс менеджера проектов на одной из платформ цифрового образования. Что это было? Есть ли толк? Что дальше? И причем здесь олень на стене?...
Собственно, главный вопрос для меня: что дальше. И если у вас есть опыт учебы или есть ответ на мой вопрос, посоветуйте, подскажите.
Оглядываюсь назад и не могу понять, была ли от учебы практическая польза. Получил ли я новые знания? Знаю ли я теперь что-то новое, чего не знал полгода назад?
Чтобы не быть необъективным, задал конкретный вопрос в группе своим сокурсникам:
Вы могли бы оглянуться назад и честно сказать, что реально узнали нового и чему научились из того, что не знали 6 мес. назад? Какие хард-скиллы получили? Ну кроме того, что это было очень крутое интеллектуальное упражнение.
Пыжусь-пыжусь, и что-то даже одно затрудняюсь назвать… Ну, не может же такого быть? Какие-то знания я должен был приобрести?
Вот некоторые показательные ответы...
- Теперь имею достаточно полное представление об этой сфере и понимаю, что мне подходит, а что нет. Исходя из этого я могу попробовать себя в этом деле.
- Получил общий обзор и понял, структуру работы ПМа. Хотя бы понимаю, с чего начинать проект, и что дальше делать, как процесс организовать и кого куда назначить, и как смету рассчитывать. В остальном поможет только опыт, собственные грабли в этой сфере и/или наставник из той же сферы.
Прессую дальше...
-- Интересно, но это общие слова. Хардов-то нет (в смысле не получили хард-скиллы). Возможно, специфика профессии такая. Только у ПМ это так. На всех других курсах харды ты получаешь во время обучения. Задумайтесь. Разве это не так? И тогда в чем конечная цель курса? Какую ценность для работодателя мы получаем по итогам? И если мы не узнали ничего нового, чем отличаемся от кандидата, который пришел с улицы? Почему у нас должно быть преимущество по сравнению с ним?
Пришли сокурсники с хардами:
-- Я бы выделил следующие хард-скиллы:
- Знание этапов создания IT-продукта
- Умение работать в программах таск-трекерах (например Jira)
- Умение работать в программах-планировщиках (например, GanttPro)
- Знание основных статей затрат и умение составлять сметы
- Знание особенностей оформления ТЗ (включая ГОСТ).
Возражаю на это:
-- Не соглашусь. Что за этапы создания айти-продукта, и как они помогут на реальной работе? Немного работал в таск-трекерах. Что за умение там требуется? Чтобы создать задачу, надо указать заголовок, описание, срок и назначить задачу на исполнителя. Чему именно из этого мы научились? Составлять план работ, действительно, умеем. Не умели до этого? Прямо дожили до своих лет и никогда план не составляли? Про сметы не соглашусь. Используемая нами форма сметы больше нигде не применяется, в других местах сметы по-разному составляются, нет никакого стандарта составления смет, а значит, это не хард. ТЗ нас не учили составлять и ГОСТ мы не проходили. Формально составление задания и тем более по ГОСТ является хардом, нам его не давали, и не уверен даже, что он нужен.
Дискуссия продолжилась, и я еще к ней вернусь дальше, потому что там интересный поворот возник.
Но сейчас все-таки сформулирую свои переживания и ощущения от курса.
- В целом это очень хорошее интеллектуальное упражнение. Если вам скучно, или вы не определились, чем хотите заниматься, попробовать курс стоит. Умение учиться -- отличный навык.
- Есть ли в работе менеджера проектов хард-скиллы, и научили ли нас им? -- открытый вопрос для меня.
- Однозначно я хорошо структурировал свои знания по ПМ, теорию дают в достаточном объеме.
- Первый же опыт работы, рассказы других людей, прошедших трансформацию в менеджера проектов, и ответы других учеников все-таки наводят на мысль, что работа эта -- прежде всего про софт-скиллы и коммуникационные навыки. Нас им не учили, конечно, но общий обзор темы дали.
- С моей точки зрения, полученный опыт обучения может в какой-то мере помочь пройти тестовые задания и кейсы на собеседовании, занести электронный диплом в список трофеев для резюме, но не выделяет нас из толпы прочих кандидатов. Предпочтение всегда будет на стороне сотрудника с хорошими софтами и знакомствами.
Все остальное будет получено опытным путем на рабочем месте, и скорее всего, именно уже этот опыт будет иметь реальную ценность для работодателя.
В завершении хочу сказать, что, к сожалению, хотя весь курс к нам относились с уважением, под конец решили записать в идиоты :-(
Когда я задумался над этой заметкой, я написал в общей студенческой группе, что собираю информацию для статьи. Такое неконтролируемое паблисити не могло не обеспокоить наших кураторов.
Поэтому... в группу пришло сразу два интересных человека. Один по-настоящему интересный, это наставник курса. С ним завязалась содержательная беседа (скорее спор) о том, есть ли какой-то практический толк от учебы.
Он аргументированно пытался мне доказать, что толк есть, и что необходимые харды мы получили. Многое из написанного им прочитал и впитал с большим интересом. В конце концов я же могу быть неправ?
Тон общения, впрочем, оставлял желать лучшего. Вместе с желанием меня переубедить, была еще такая легкая тональность пренебрежения и девальвации личности. Ну кто я такой, чтобы спорить со взрослым и опытным дядей?
Мне показалось, что было в этом что-то такое, чтобы снизить ценность нашего обсуждения, вообще моего права задаваться такими вопросами. Зачем мутить воду? Зачем вносить сомнения в стройные ряды учащихся? Ну то есть я думал, что мне показалось.
Однако, в беседе был и еще один человек. Сначала немного не понимал, кто это. Аргументы не то чтобы самые сильные, речь не такая уж связная. Что-то мне это напоминало, но все не мог понять, что именно.
Просто какой-то странный теневой студент (только с именем, это важно, без фамилии), который вдруг бросился рьяно защищать курсы. Несколько дней я следил за ним, старался вежливо отвечать, получше понять его точку зрения.
А потом разговор зашел про поиск работы. И тут случилось интересное. Вдруг он заявил (а из контекста понятно, что работу он нашел только что -- это будет важно понимать для нашего разговора с ним), что за последнее время у него было два десятка интервью на протяжении всего нескольких недель.
Меня очень удивил такой результат на падающем рынке. Откуда человек без опыта смог получить такое количество теплых и горячих контактов. Мне сначала это было искренне интересно, поэтому я стал расспрашивать его подробнее.
Его аргументация про учебу интересовала меня уже в меньшей степени. Хотелось понять, что он такое делает или пишет, чтобы получать такое количество собеседований.
И тут в его картине мира стали появляться трещины. Наш мистер Икс (бесфамильный) стал больше времени брать на ответ, как будто больше задумывался, не говорил ничего конкретного, отвечал уклончиво.
Но в итоге выяснилось, что речь идет не о сейчас, а о начале февраля, когда рынок был еще повеселее, что интервью было не два десятка, а два--три места, просто в каждом из них было по несколько собеседований с разными специалистами. По итогам он получил два офера и работает на новом месте уже две недели.
И тут до меня стало доходить, что мне впаривают классическую, по учебнику, воронку поиска работы: ну там, десять откликов, 3 собеседования, несколько оферов. Но делают это как-то неприкрыто тупо и без смазки.
Да еще и с поправкой на то, что мы уже 70 дней находимся в эпохе специальной военной операции, и никто сейчас в таких объемах не ищет джунов.
Тогда я смекнул, что мистер Икс прогнал стандартную легенду с прошлого года, но забыл внести в нее правки в соответствии с новой реальностью.
А когда он понял, что ляпнул что-то не то, пошел согласовывать новую легенду (этим вызваны задержки в ответах и смена показаний) и уже дальше пытался говорить в новой парадигме.
Одним словом, мне подсунули чучело, комментатора, который должен поднимать моральный дух учеников. Почему у них все должно получиться? Ну как, вот же есть живой студент, у которого все получилось! Просто делай все по учебнику, и будет тебе счастье.
Задумайтесь :-) Вместо реальной помощи в поиске работы они запускают в хату подсадного, который, вроде бы, призван повышать моральный дух учебного состава.
Почему вроде бы? Да, потому что на самом деле, когда выпускник таких курсов столкнется с новой реальностью рынка труда, его ждет жесточайшее разочарование. Ни о каких заявленных 70--80% трудоустройства, с моей скромной точки зрения, сейчас речь уже не идет.
Выпускника ждет долгий и печальный период ядерной зимы, то есть поиска работы без особых шансов на успех. Пытаясь поддержать студентов, тем самым курсы оказывают им медвежью услугу.
И тогда это и есть для меня главный итог этих курсов. Мне казалось, что на протяжении всего обучения к нам относились с уважением, пытались прислушаться, услышать, помочь... Для чего? Чтобы в конце так дешево разменять на платного подсадного комментатора?
Стыдитесь, господа, если это лучший подарок, который вы готовы предложить выпускникам. Ученье свет, но тьма окружает нас и сгущается.