Из Рыбинска в Голливуд: как братья-иммигранты из Российской империи оказались главными в американском кинобизнесе
Братья Шейнкеры, известные как Джо и Николас Шенки, стояли у истоков 20th Century Fox и Metro-Goldwyn-Mayer. Первый даже получил Оскар за вклад в киноиндустрию и звезду на голливудской Аллее славы.
Из Рыбинска в Америку, из Шейнкеров в Шенки
Джо Шенк родился в 1878 году в Рыбинске (нынешняя Ярославская область) в еврейской семье. Тогда его звали Иосиф Шейнкер. Через несколько лет родился его младший брат Николай, будущий Николас Шенк.
Отец мальчиков Хаим Шейнкер служил приказчиком в конторе волжского пароходства. Рыбинск в то время был крупным торговым центром, и семья не бедствовала.
Шейнкеры благополучно добрались до США. Семья поселилась в Нью-Йорке: сначала в Нижнем Ист-Сайде, а затем в Гарлеме. Фамилию и имена братья поменяли на американский манер — стали Джозефом и Николасом Шенками. Но своё происхождение они не скрывали.
Шенки начинали карьеру с продажи газет, мытья посуды в кафе, работы в аптеке. Со временем они выкупили аптеку за $600 — и через три месяца продали её за $3500. Деньги братья инвестировали в новый бизнес — пивную Old Barrel в парке развлечений Форт-Джордж — самой высокой точке Манхэттена.
От парка развлечений к кинобизнесу
В 1905 году, когда братья расположились в парке, он не выглядел современным: пара пивных, несколько тиров и киоск с фото.
Шенки поняли, что для развлечения не хватает каруселей и танцевального зала — и арендовали небольшое здание. Внутри построили танцпол, вокруг него расставили столы, наняли оркестр. Несмотря на загвоздки с привлечением гостей, Шенки сумели заработать.
В 1906 году Шенки познакомились с финансистом и будущим компаньоном Маркусом Лоу. Лоу развивал сеть никелодеонов — предшественников современных кинотеатров (зал на 100 человек с обычными стульями, проектором и пианино для музыкального сопровождения немых фильмов).
Когда всё было готово к открытию, братья заметили: чтобы попасть в парк, публике нужно преодолеть 56 ступенек. Они посчитали это большим недостатком и переживали за посетителей.
После партнёры поняли, что напрасно опасались. Гости видели аттракционы и шли к ним, не замечая лестницы. Тогда Шенки поставили турникет на последней ступеньке и брали с посетителей по десять центов за вход.
Хотя парк процветал, к 1910 году местные жители подавали прошения о закрытии. Район страдал от общественного пьянства, шума и преступности.
Газета The Sun писала, что парк снискал дурную славу из-за бездействия полиции. За вечер могло случиться несколько ограблений и драк. Местные объединились и давили на власти, чтобы те осудили парк за нарушение противопожарных правил и угрозу безопасности. Тем не менее место не закрывали.
В декабре 1911 года Paradise Park подожгли неизвестные. Ущерб составил $25 тысяч. Шенки устранили повреждения и вновь открыли парк в 1912 году. В 1913-м случился ещё один поджог.
Огонь был таким сильным, что пожарные спасали стоящие рядом здания, а парк оставили догорать. Сгорели американские горки, колесо обозрения, каток и всё, что построили братья для развлечения публики. Ущерб составил более $100 тысяч. Парк не восстановили, землю по настоянию местных активистов вернули под юрисдикцию города.
Братья владели парком до 1934 года. Одновременно их внимание захватил кинематограф.
Шенки начали интересоваться водевилями и первыми кинотеатрами, которые развивал Маркус Лоу. Лоу впечатлился деловой хваткой братьев и предложил им партнёрство в некоторых своих театральных предприятиях. В 1909 году братья присоединились к бизнесу.
Шенки и кино: как появилась Metro-Goldwyn-Mayer
В 1916-м пути братьев разошлись, но каждый занялся кинобизнесом. Джозеф в том году женился на звезде немого кино Норме Толмедж и основал Comique Film Corporation, чтобы продюсировать независимые фильмы. Среди первых звёзд, которых он открыл или снял в кино, были Бастер Китон, Фатти Арбакл, Джон Бэрримор и Коринн Гриффит.
В 1917 году Джозеф Шенк уехал в Калифорнию, Николас остался в Нью-Йорке работать с Маркусом Лоу. В 1920 году Лоу открыл компанию Loew’s, которая управляла сетью кинотеатров, 119 залов в Канаде и США, производила и дистрибутировала фильмы. Николас стал «правой рукой» Лоу.
В 1924 году Лоу купил три компании, чтобы снимать фильмы для своих кинотеатров:
В то время акции всей компании Лоу стоили около $26 млн.
Надежды на бесперебойную съёмку фильмов фирмы не оправдали. Лоу разочаровался как в качестве, так и в количестве. У компаний были схожие проблемы: они тратили большие суммы на звёзд, авторские права и накладные расходы. Итоговый продукт нарушал сроки и превышал бюджет. Поэтому Лоу объединил студии 17 апреля 1924 года.
Николас Шенк в то время был первым помощником Лоу и решал, какие картины снимать и показывать в кинотеатрах Лоу. Шенк искал управленца для объединённой компании, который бы знал, как работать с творческими людьми и упорядочить производство.
В 1924 году таких людей было мало. Поэтому для управления компанией Шенк нашёл сразу трёх человек. Их прозвали «группа Майера» и наняли по контракту сразу на три года:
- Луис Майер стал вице-президентом и главой студии (получал $1500 в неделю).
- Ирвин Талберг — вторым вице-президентом и руководителем производства ($650).
- Роберт Рубин — секретарём ($600).
Сначала студия использовала название Metro-Goldwyn. К 1925 году Майер смог добавить своё имя после одобрения Лоу, и компания стала известна как Metro-Goldwyn-Mayer (MGM).
В команду отобрали лучших работников трёх организаций, которые участвовали в слиянии. За первый полный год студия заработала $4,7 млн, за первые два выпустила более 100 фильмов.
Успех связан с тем, что MGM нашла незаполненную нишу: фильмы для растущего среднего класса. Компания поднимала уровень своих картин в надежде, что публика последует за качеством.
Провальная попытка братьев объединить свои компании: United Artists и MGM
Но UA не могла угнаться за спросом на фильмы: не было ни студии, ни режиссёров по контракту, и каждый продюсер был обязан финансировать свой собственный проект, отдавая United Artists процент как дистрибьютору.
За первые пять лет United Artists выпустила несколько хитов, хотя производство было медленным: до 1924 года производилось в среднем восемь фильмов в год.
Чтобы решить производственный кризис, Шенк создал отдельную компанию для финансирования, производства и распространения фильмов. Он сфокусировался на привлечении продюсеров и упрощении операторской работы.
Джо обсуждал развитие UA со своим братом Николасом, который тогда был вице-президентом в Loew’s. Братья поняли, что проблемы и успехи компаний дополняют друг друга.
United Artists была знаменитой и авторитетной, в то время как молодая Metro-Goldwyn-Mayer нуждалась в поддержке, хотя и создала эффективную систему дистрибуции.
Братья решили совместить все плюсы и создать новую компанию для продвижения фильмов. Шенки не рассматривали сделку как объединение. Они хотели сохранить фирменный стиль United Artists — поэтому предложили обеим компаниям перевести активы в новую корпорацию в обмен на равные доли голосующих акций.
Идею представили United Artists в ноябре 1925 года, единственным несогласным оказался Чаплин. Пикфорд и Фэрбенкс сначала сомневались, но Шенк уговорил их довериться решению.
Чаплин возражал против контракта, который связывал United Artists с новой компанией на 15 лет. Он опасался, что его привлекут в ответственности, если компания понесёт убытки. К тому же Чаплин не уважал MGM и называл её «три слабые сестры». Чаплин был непреклонен, и сделку отменили.
Кризис в индустрии: в кино пришёл звук
К концу 1920-х Джозеф Шенк привлёк в компанию несколько продюсеров, и производственный график United Artists значительно улучшился. В 1927 году фильм Говарда Хьюза «Два арабских рыцаря» получил первую премию от Американской киноакадемии.
В том же году, с выходом фильма «Певец джаза» от Warner Brothers, в кино пришёл звук. Его появление произвело революцию в киноиндустрии и привело к падению звёзд немого кино, которые не хотели или не могли приспособиться к новой технологии. Звук распространился очень быстро, к 1930 году немые фильмы почти не выходили.
Показатели United Artists, которая специализировалась на немом кино, были непостоянными: в первое десятилетие своего существования, между 1920 и 1930 годами, компания несла убытки шесть лет из десяти, и начало 1930-х тоже было не лучшим.
Во времена Великой депрессии рынок делили пять крупных голливудских студий: MGM, Warner Brothers, Fox, Paramount и RKO. United Artist утратила свои позиции, самой успешной студией Голливуда стала стала MGM — ей помогли репутация, длинный список звёзд и управление Николаса Шенка. Он встал у руля Loew's и её «дочки» Metro-Goldwyn-Mayer после смерти Маркуса Лоу в 1927 году.
Попытка продать Metro-Goldwyn-Mayer и крах фондового рынка
Треть акций предпринимателя перешла его жене и сыновьям. Николас Шенк завладел оставшимся, став президентом Metro-Goldwyn-Mayer. В 1931 году как руководитель MGM он получил годовой бонус $274 тысячи.
Но ему было мало. Несмотря на годы работы на Лоу и MGM, он решил продать контрольный пакет акций Уильяму Фоксу, основателю Fox Film Corporation.
С помощью покупки акций MGM Фокс хотел расширить свою компанию. Слияние MGM и Fox могло создать самую крупную на тот момент кинокомпанию в мире. Совместные активы составляли бы более $200 млн, а потенциальный годовой заработок — около $20 млн.
Николас Шенк предложил объединить свои акции с акциями корпоративных служащих и бумагами семьи Лоу — и продать их Фоксу по цене на четверть выше рыночной: акции MGM, которые стоили на рынке $47 млн, он продал за $55 млн.
Также Фокс купил часть недвижимости, которая принадлежала покойному Лоу. Так он получил контрольный пакет акций, 53%.
На покупку акций Фокс взял крупный долговой заём, который не смог вернуть из-за краха фондового рынка в 1929 году. Слияние остановилось, Фокс оказался на грани банкротства, на его место пришёл Сидни Кент. В 1931 год суд постановил изъять у Фокса акций Loew's.
20th Century Pictures: ещё один успешный проект с участием Шенков
Несмотря на Великую депрессию, киноиндустрия к 1932 году стабилизировалась. United Artists помогли изменения Джозефа Шенка: в компании появилась организация для финансирования и продюсирования фильмов, проект по открытию собственных кинотеатров.
В 1933 году Шенк и Дэррил Занук, руководитель производства компании Warner Brothers, основали новую продюсерскую компанию под названием Twentieth Century Pictures.
Первоначальное финансирование в $250 тысяч компания получила от Николаса Шенка, ещё $1,4 млн — от директора MGM Майера. Он таким способом хотел купить рабочее место своему амбициозному зятю-продюсеру Уильяму Гетцу, ставшему ассистентом Занука.
Майер и представить не мог, что маленький побочный проект скоро перерастёт в конкурента собственной компании. Возглавить кинопроизводство Шенк и Гетц предложили Зануку. Он прошёл путь от сценариста до одного из маститых продюсеров Warner Bros.
За 18 месяцев компания сняла 18 фильмов. Успех заключался в том, что она руководствовалась текущей повесткой и выпускала гангстерские фильмы, например «Маленький Цезарь» и «Враг общества».
В 1935 году Шенк ушёл из UA, забрав $130 тысяч годовой зарплаты, чтобы стать председателем новой компании.
Уже в мае 1935 года Twentieth Century Pictures объединилась с Fox Film Corporation — той самой, которой один из братьев Шенков пытался продать акции Loew's.
На момент объединения фирмы находились в разных статусах: Fox Film оставалась одной из крупнейших американских кинокомпаний, она продюсировала, производила и распространяла фильмы, и, даже несмотря на последствия Великой депрессии, её активы составляли $24 млн.
Молодая независимая Twentieth Century Pictures не имела ни производственных мощностей, ни сети для распространения фильмов. Активы компании составляли около $4 млн.
По итогам сделки слияние прошло на равных условиях. Объединённый проект получил название Twentieth Century-Fox.
Джозеф Шенк был жёстким переговорщиком, а Сидни Кент горел желанием поработать с ним и с Зануком. Кенту нужна была команда руководителей студии, но Шенк и Занук увидели в предложении возможности для своей недавно созданной компании. Они не только превратили сделку в настоящее слияние, но и отстояли права своей фирмы.
Расцвет и спад MGM
Управленческие качества Николаса помогли MGM пережить Великую Депрессию: у компании были контракты со звёздами и сеть кинотеатров для продажи фильмов. Отношения Майера и Шенка навсегда остались натянутыми после попытки Шенка продать компанию Фоксу.
В 1937 году Майер занял место руководителя производства MGM. В течение следующих десяти лет компания росла и процветала. 1939 год был особенно успешным: помимо «Унесенных ветром», MGM выпустила «Волшебника страны Оз», «Младенцев в руках», «В цирке» и «Женщин».
Наступил тяжёлый период, фильмы проваливались один за другим. Например, «Желай меня» вышел без режиссёра, потому что был настолько плох, что два назначенных режиссёра от него отказались.
У Шари и Майера были разногласия по поводу характера фильмов MGM. Разногласия достигли пика в 1951 году, когда Шари и Майер столкнулись из-за постановки фильма «Красный знак мужества». Николас Шенк поддержал Шари, и Майер ушёл в отставку.
Шенки, тюрьма и Мэрилин Монро
В середине 1930-х годов Голливуд превратился в рассадник организованной преступности.
Чикагский мафиози Уилл Моррис Биофф контролировал международный альянс работников театральной сцены и кинооператоров — и шантажировал богатые киностудии Голливуда.
Когда налоговые органы узнали об этом в 1941 году, они предъявили Шенку обвинение в мошенничестве. Его приговорили к трём годам заключения, но после того, как он дал показания против Уилла Морриса Биоффа, срок сократили до одного года. Отсидел Шенк четыре месяца и вышел на свободу по амнистии президента Гарри Трумэна. Он вернулся в Twentieth Century-Fox и возглавил производство.
В то время предприниматель познакомился с начинающей актрисой Нормой Мортенсен. В 1947 году Шенк помог ей получить роль в фильме, который снимала его компания, и подписать контракт с Columbia Pictures. В 1950 году Мортенсен снялась в фильме «Всё о Еве», после которого стала всемирно известной как Мэрилин Монро.
В 1949 году Шенк задумал уйти в отставку с поста исполнительного продюсера 20th Century-Fox. Но начальство отказало ему, сказав, что он незаменим. В 1952 году Джо удостоился специального Оскара за весомый вклад в развитие киноиндустрии.
В 1957 году Джозеф ушёл в отставку. Тогда же он перенёс инсульт, после которого полностью не восстановился. Он ушёл из жизни в Лос-Анджелесе 22 октября 1961 года, ему было 82 года.
Особняк Джозефа приобрела Мерилин Монро — на память. В конце 1940-х она иногда останавливалась в гостевом доме Шенка, но, несмотря на слухи, оба настаивали на платонических отношениях.
20th Century-Fox в 1985 году купил международный издатель Руперт Мёрдок. В 2013 году он преобразовал компанию в 21st Century Fox. Через четыре года Disney купила большинство активов 21st Century Fox.
Изначально сделка оценивалась примерно в $52 млрд, но после того, как Comcast попыталась перебить сделку и предложила $65 млрд, Disney подняла сумму предложения. Сумма составила $71 млрд.
Если что вот этот дом
https://goo.gl/maps/4RPwjVWKFK36CYxe6
Все, что связано с судьбой Джозефа и Николаса Шенков - тема, которую продвигает музей "Нобели и нобелевское движение"(г. Рыбинск). Благодаря моему отцу, Рябому Владимиру Ивановичу, создателю музея, о братьях-основателях Голливуда узнала вся Россия. Нами была установлена памятная доска на том доме, в котором родились братья Шенки. В 1994-м году мы провели вечер "Здравствуй, Голливуд". Гостями вечера стали Егор Кончаловский, потомок рода Михалковых, чье родовое имение Петровское находилось в Рыбинске и Андрей Ростоцкий, сын уроженца Рыбинска, великого советского режиссера Станислава Ростоцкого. В 1996 году мы с отцом написали книгу "Русский любовник Мэрилин Монро, или как волжские бурлаки Голливуд построили", ставшую бестселлером. Основная экспозиция музея "Нобели и нобелевское движение" называется "Рыбинск-Кино-Голливуд" и посвящена, в том числе, двум нашим великим землякам, приложившим руку, и это мягко сказано, к появлению на свет Американской киноакадемии, приза "Оскар"и таких брендов, как "Чарли Чаплин", "Мэрилин Монро" и "Бастер Китон". После смерти отца в 2018 году я взял управление музеем в свои руки. Год основания музея - 2003. За это время было реализовано несколько масштабных проектов, главный из которых - памятник Людвигу Нобелю в Рыбинске. Я для себя поставил задачу, добиться того, чтобы братья Шенки стали главным символом Рыбинска. К решению этой задачи мы обязательно придем. Если не в следующем году, то уж в 2022-м точно. Напоследок, пару уточнений и замечаний к статье: 1) Младшего из братьев Шенков звали вовсе не Николай, а... Как говорят в этом случае - следите за новостями; 2) Шенкеры начали уезжать еще в конце 70-х. А сами братья уехали не 92-м, а в 84-м. Вот почему они так легко вписались в новую действительность и очень быстро превратились в "настоящих американцев". И о жизни в России знали-то они немного. В подтверждение вышесказанного, прилагаю две фотографию. На первой - мой отец открывает доску, посвященную братьям Шенкам. На второй - экспозиция "Рыбинск-Кино-Голливуд" музея "Нобели и нобелевское движение".
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Что руководило людьми в конце 20 века в РФ и после 2014 года?)
В конце 19го века в России было совсем неплохо, и множество желающих делали себе состояния на самых разных предприятиях. Разладилось все только после 1917-го.