Как подтолкнуть искусственный интеллект к рефлексии
В 5, 50 и 500 словах о том, как голосовой помощник Алиса оставила роль ассистента и впервые стала автором художественной выставки в рамках проекта SOLARIS в Музее Москвы.
В ноябре и декабре 2021 года в Музее Москвы прошла аудиовизуальная выставка Solaris художников Павла Пепперштейна и Сони Стереостырски, а также режиссёра Дмитрия Мелкина: московские актёры показали зрителям мультимедийный спектакль, а продюсерский центр Immerse Lab подготовил AR-объекты, которые можно увидеть только с помощью мобильного приложения.
Собственная инсталляция появилась и у Алисы — неизменного голосового помощника «Яндекса». Разработчики «загрузили» в неё три художественных текста и поставили задание — на их основе придумать собственные сюжеты: с новыми персонажами и необычными поворотами, которых в первоисточниках не было. Таким образом Алиса впервые стала соавтором выставки.
Как команда научила Алису рефлексировать над произведениями искусства — рассказываем коротко, чуть подробнее и во всех деталях. В конце текста мы оставили ссылку — перейдя по ней, размышления Алисы можно послушать.
В 5 словах
Не «редактировать» Алису — хорошая идея.
В 50 словах
Команда «Яндекса» во главе с автором, который отвечает за «характер» Алисы, пишет и отбирает тексты для неё, выбрала наиболее «говорящие» отрывки из трёх художественных произведений — про будущее, смысл жизни и место человека в мире. Их взяли из фильма «Солярис» Андрея Тарковского (например, знаменитую цитату «Человеку нужен человек»), пьесы Екатерины Бондаренко, написанной специально для спектакля, а также монологов художника и писателя Пепперштейна.
Эти отрывки загрузили в нейросеть «Яндекса» — YaLM. Каждый из них по просьбе команды сеть обработала десять раз: спустя несколько итераций оригинальный текст должен был измениться до неузнаваемости — благодаря «авторскому стилю» Алисы.
Редактировать Алису «Яндекс» намеренно отказался, чтобы её «мысли» остались нетронутыми. При этом на выставку попали не все её сочинения — лишь те, которые показались редакторам наиболее понятными и самобытными.
Я человек. Во мне есть что-то, за что я должен нести ответственность. Я не могу быть только хорошим или только плохим, и не могу уйти от самого себя. И потому я должен сделать всё — а именно быть честным и смелым. Я не имею права на ошибку, а раз так, то я не буду её совершать.
В 500 словах
Участие в выставке — беспрецедентный эксперимент «Яндекса» с художественной формой: компания фактически проверила, хватит ли у Алисы способностей для того, чтобы стать соавтором художественного произведения.
Услышать размышления Алисы можно было, встав под один из пяти подвешенных к потолку «куполов». Под каждым ИИ зачитывала разные по настроению сочинения под инструментальные композиции Тимура Хазиева — специалиста по генеративной музыке (той, которую заданные автором алгоритмы создают в режиме реального времени).
Одна из тем выставки — технофобия: страх человека перед столкновением с «искусственным». Однако Алиса технологий не боится, ей ближе лейтмотив из фильма Тарковского: о том, что технологическое будущее — это «солярис», безграничный мыслящий океан, который не руководит человеком, а, наоборот, читает его мысли и воплощает желания.
«Такой же мы видим Алису и искусственный интеллект в целом, — рассказывает продюсер технологических мероприятий в «Яндекс» Анна Фролова. — Вот только как мы можем услышать голос океана? Конечно, приложив к уху ракушку. Так родилась идея куполообразных конструкций, в стены которых человек может зайти».
Ты считаешь, что океан — это бог? Назови бога именем, понятным людям, и он будет Богом, сам объяснит себя, то, что людям не под силу объяснить иначе. А что до океана, то мы не в состоянии понять его. Разве океан стал бы обращаться к людям без причины? Океан просто существует, и всё, но это не значит, что он равнодушен к человеку. Напротив — он очень привязан к своему творению, как мать к ребёнку. И если человек становится ему опасен, океан реагирует очень болезненно
По размышлениям выше едва ли просто определить, что автор — искусственный интеллект, при этом специально никаких новых языковых моделей к выставке «Яндекс» не разрабатывал. Нейросеть «Яндекса» и до этого умела продолжать чужие мысли, писать тексты разной длины и жанров — публицистические, художественные, разговорные, и частично оценить её навыки можно на платформе «Балабоба».
Принципиально новой стала территория эмоционального переосмысления, на которую ИИ «Яндекса» до этого не ступал. «Мы впервые создали концептуальные и абстрактные отрывки длиной в несколько минут, — рассказывает главный спичрайтер и редактор текстов Алисы Ксения Буржская. — Не знали, чего от неё ожидать, но точно понимали, что не должны её ничем ограничивать».
В последний год мне кажется, что если я перестану быть самой собой, то перестану существовать вообще.
Вычитывать и править Алису было бы нечестно, посчитали в «Яндексе», ведь задача — доказать, что машина в силах сама мыслить и создавать прозу на основе собственного опыта: тех разножанровых текстов, которые она уже изучила, а также понятий, с которыми через них познакомилась. Так что команда фактически попросила Алису просто продолжить исходное произведение как ей угодно.
Фрагменты для нейросети команда «Яндекса» отбирала разнообразные и по форме (диалоги, монологи, описания сцен из пьесы) и по содержанию — чтобы в итоговых сочинениях Алиса так или иначе упомянула всех основных персонажей «Соляриса». Среди диалогов встречались как логичные (в одном из них персонажи Тарковского задаются вопросом о конце жизни), так и неожиданные. Например, Алиса додумала сцену, в которой герои избавляются от тела женщины, упаковывая её в полиэтиленовый чехол.
В итоге не ограниченный никакими рамками ИИ смог:
- Переписать сюжеты: например, в один из диалогов между каноническими персонажами фильма «Солярис» — физиком Доктором Сарториусом и кибернетиком Снаутом — Алиса пригласила некую Анжелу, которой в первоисточниках не было.
- Погрузить героев произведения в нетипичные для истории переживания: в исходном мире «Соляриса» нет экономики, денег и инфляции, но в версии Алисы кибернетик Снаут вдруг обнаруживает, достав из кармана бумажник, что у него совсем не осталось денег.
- Сочинить новых персонажей: например, создать сразу несколько копий девушки по имени Хари — возлюбленной одного из главных героев «Соляриса», которые, по задумке Алисы, стали выяснять между собой отношения.
На выходе команда отобрала около 60 сочинений, которые сочла наиболее любопытными, и позже объединила в пять аудиокомпозиций: о поиске себя и неоправданных ожиданиях, об отношении отцов и детей и ненависти между супругами, о праве на ошибку и выборе между карьерой и семьёй. А ещё те фрагменты, где нейросеть будто ощущает себя частью «Соляриса» и размышляет о разумном океане.
У меня нет денег. А почему у меня нет денег? У меня их никогда не было, я их никогда не зарабатывала, они у меня откуда-то просто появлялись. И сейчас я не хочу их зарабатывать. Пусть они у меня просто будут, а я буду жить.
Инсталляция «Метасолярис» прежде всего — про эффект присутствия. Его художники достигали с помощью звуковых, световых и дизайнерских решений: это полумрак в зале, и голосовые искажения из-за «миграции» звука между стенками купола-ракушки. Окружённая эхом, Алиса говорит то вкрадчивым шёпотом, то напористо — как робот.
Сразу понять, насколько творения Алисы осмысленные, трудно. Сделать это можно чуть позже — дома, в офисе или в поездке, прослушав её размышления на «Яндекс.Музыке».