Как мы в UP business искали решение для ведения проектов
Рассказываю о своём опыте использования Мегаплана, Basecamp, Wrike и других сервисов.
Сервисов для управления проектами очень много и новые появляются чуть ли не каждый день. Причина этого не в том, что до сих пор никто не смог создать идеальный продукт, а в том, что идеального сервиса ведения проектов не существует. Система не должна быть лучшей на рынке, она должна лучше всего подходить для решения конкретных задач конкретного бизнеса и компании. В этом я убедился на собственном опыте.
Меня зовут Алексей Галицкий, я собственник компании UP business. Мы занимаемся подбором персонала для активных B2B продаж: менеджеров по продажам, руководителей отделов и директоров по продажам. К нам обращаются, когда нужно быстро найти много крутых продавцов или закрыть сложную позицию. UP business находит сотрудников для Совкомбанка, банка Точка, Roistat, SuperJob и других крупных клиентов.
Зачем UP business нужен инструмент для ведения проектов
Раньше мы вели задачи по проектам в Гугл-документах и Таблицах. Когда компания была небольшой, было несложно следить за всеми обязательствами и их выполнять.
Когда клиентов стало больше, количество ошибок выросло нелинейно — компания упёрлась в потолок задач и проектов. Стало ясно, что проекты нужно упаковывать в единую систему, в один процесс.
Наша работа заточена на LTV — когда основной доход компании построен на потоке заказов от уже существующих клиентов, а не на привлечении новых. Если один раз сделать клиенту хорошо, то он придёт ещё и купит снова. А для этого надо всего ничего — выполнить все взятые на себя обязательства.
Каждый новый подбор сотрудников для клиента — это новый проект. В нём участвуют много людей, появляется куча разных задач, нюансов. Всё это надо не потерять. Но если нигде не вести учёт обязательств, всегда что-нибудь да забудется или потеряется. Для этого нам и была нужна система управления проектами.
Собственный опыт: от Мегаплана до Jira
Варианты сервисов искали просто — сели за компьютер, поискали в Гугле системы управления проектами, составили список и начали тестировать.
Всего пробовали внедрить несколько решений: Мегаплан, Basecamp, Wrike, Trello, Asana и Jira. Но ни один из вариантов не подошёл.
Мегаплан пробовали дважды. Несмотря на то, что создатели сервиса попытались объединить в одной системе CRM, финансовый учёт, управление задачами и персоналом, всё вместе не работало так, как мы хотели. Использовали только малую часть Мегаплана — трекер задач. Но сотрудники жаловались, что система непонятная, и не хотели в ней работать.
В Basecamp удалось настроить нужные процессы. Система работала, но в ней нельзя было настроить сложную маршрутизацию, она была медленной и стоила приличных денег.
Главным минусом Basecamp оказалось отсутствие русского языка. Заставить работать в нём людей, которые не очень хорошо знают английский, было невозможно. От Basecamp решили отказаться и стали искать дальше.
Некоторое время тестировали Wrike. В нём есть настраиваемые бизнес-процессы, диаграмма Ганта, дашборды. Но сама система была сложной, работать в ней было очень неудобно. Поэтому Wrike «не зашёл» совсем.
От Trello отказались сразу. В нём нет никаких процессов, только канбан-доска. Как вести несколько проектов без автоматизации и маршрутизации? Никак. Пошли дальше.
Jira понравилась больше. Настроить бизнес-процессы тяжело, но можно. Confluence — очень удобный сервис, чтобы организовать в нём базу знаний. Но, по сути, Jira — это более продвинутая версия Trello, канбан-доска с расширенными комментариями. Удобная, но не для задач UP business.
Дольше всего работали в Asana — целый год. Настроили интеграции с различными сервисами, например, с amoCRM. Система работала, проекты велись, но всё равно не то — в Asana нельзя было построить полноценный бизнес-процесс.
Нельзя было автоматически переносить задачи с этапа на этап и переназначать ответственных — это надо было делать вручную. Осознание того, что мы катимся по наклонной и будет только хуже, пришло, когда мы сидели на очередном собрании впятером:я, руководитель реализации, HRD, руководитель отдела продаж, контент-менеджер — только для того, чтобы перевести проекты в Asana на соответствующий этап и переставить руками ответственных в каждой задаче. Поэтому от Asana отказались.
Были мысли настроить процессы по проектам в amoCRM, но от этой идеи отказались. Решили, что не стоит переделывать систему под те задачи, для которых она не создавалась.
А ещё во всех системах, которые тестировали, не было полноценной истории действий по проекту. Этого очень не хватало. Например, написал кто-нибудь комментарий, а потом стёр — и как будто его и не было. В некоторых системах можно было удалить даже задачу, по глупости или намеренно, и об этом никто не узнает. Из-за этого возникает вероятность ошибок, чего мы хотели избежать.
Как в UP business ведут проекты сейчас
Сейчас в компании проекты ведут в Pyrus. Я работал с одним крупным банком, клиентом Pyrus, посмотрел, как система настроена у них, прикинул, как можно было бы использовать её для своих целей, и решил попробовать.
Первые процессы запустили в Pyrus в конце 2018 года. Главная причина, почему мы с тех пор используем эту систему, — она максимально соответствует задачам именно в нашей компании, поэтому сейчас нет причин искать какое-то другое решение.
Каждый проект UP business в Pyrus — это повторяющийся процесс, который развивается по конкретной логике и маршруту. Клиенты, условия, цели могут быть разными, но этапы проекта — всегда одни и те же.
Работа с новым клиентом начинается с заполнения формы «ПРОЕКТ». Консультант компании заносит в форму название компании-клиента, контакты, кого надо искать и сколько нужно сотрудников, сроки, ответственных и заполняет ещё пару десятков полей. А дальше начинается движение проекта по стандартному маршруту.
Вся информация, действия и задачи по проекту — перед глазами.
Проект идёт по заданному маршруту:
- подготовка и согласование документов отбора;
- анкетирование соискателей и проверка их ответов;
- проверка резюме;
- групповые собеседования;
- проверки рекомендаций и проверка службой безопасности;
- принятие решений по кандидатам.
В зависимости от этапа, в задаче участвуют менеджер по продажам, консультант, руководитель проектов, специалисты HR-департамента, юрист и другие сотрудники. Проект закрывают, когда нужное клиенту количество сотрудников вышло на работу и прошло испытательный срок.
Если в ходе проекта появляется какая-то непредвиденная задача или пожелание от заказчика, то ответственный создаёт связанную с основным проектом задачу. Для неё указывается срок, назначается ответственный. Ни один комментарий в проекте нельзя удалить и видна вся история переписки. Таким образом, мы не забываем ни одного своего обязательства перед заказчиком.
Идеального решения не существует
Утверждение, что не бывает идеального решения, а есть продукт, который лучше всего подходит к определённой ситуации, работает не только в случае с системой управления проектами. Lamborghini Huracan, например, отличный автомобиль, но совершенно не подойдёт многодетной семье, чтобы ездить по выходным на дачу.
Расскажите, какой сервис для ведения проектов вы используете и почему?. Пользовались ли теми, которые мы перепробовали? Поделитесь своими впечатлениями.
Алексей, спасибо за ваш опыт и упоминание моего материала про Штаб, жаль что в таком контексте :) Почему такая гипербола по отношению к созданию таск-менеджеров? Ничего давно не появлялось вроде, даже у вас в тестах все только старики)
Ведёте ли проекты в pyrus, которые не относятся к работе с клиентами? Какие ещё процессы автоматизировали в pyrus?
- пожалуйста:)
- про гиперболу — уточните что вы имели в виду
- процесс выбора был 3 года назад — все что мог найти и все что мне рекомендовали попробовал.
- ведем всю бух часть, маркетинг, PR, личные задачи, страт задачи команды
Возможно, вы уже доросли до Планфикс.
Надменно звучит, виктор. Планфикс я смотрел позже, ничего невероятного до чего там надо "дорасти". Обычная рабочая система. На ней из наших клиентов сидели Roistat, но ушли в свой Platrum.
В планфиксе, в отличие от Pyrus, например, нет no-code форм, а это провал.
Битрикс24 пробовали?
Да, и это было в те времена, когда система была похожа на плохо сделанную соцсесть — изо всех щелей лезли уведомления с днем рождения, чаты, переписка, уведомления. Такой же кривой как первые версии андроида.
Pyrus — нож для управления проектами, с рядом уникальных работающих инструментов — no-code редактор форм, легко настраиваемый бизнес-процесс, отличное мобильное приложение.
Bitrix24 — швейцарский мультитул, есть почти все, но 90% функционала использовать я точно не буду.
3 года назад я бы сказал что битрикс24 — очень плохое и неудобное для бизнеса решение с единственным плюсом — бесплатностью до 10 пользователей. Но, вероятно, что-то поменялось и сейчас система стала лучше.