Финансовая стратегия компании Супер-звезды
Давайте разберем стратегию компании Супер-звезды.
От чего умирают супер-звезды? Секс, наркотики, рок-н-рол. Мир бизнеса полон примеров, когда компании супер-звезды, оторвавший от реальности, взрывались в ослепительной вспышке. И не надо вспоминать про Блэкберри. Я таких и в МСП видел не мало.
Собственнику такого бизнеса необходимо осознать, что компания в уникальном положении. Нужны стратегии для дальнейшего роста и повышения стоимости компании. Основной целью является оптимальное использование избыточного капитала для поддержания и увеличения доходности и рыночной стоимости.
Основа финансовой стратегии таких компаний:
1. Инвестирование в рост. Если рынок позволяет, то излишки капитала льем в расширение производства, улучшение продукта.
Не забывайте про возможности слияния и поглощений. Возможно поблизости находиться не такой эффективны конкурент, который устал с вами соревноваться. Его можно приобрести с оборудованием, клиентом, персоналом и дисконтом.
У меня есть несколько знакомых предпринимателей, которые поставили этот процесс на поток.
Здесь важно правильно оценивать доступные собственные ресурсы (FCFE). Правильно оценивать стоимость покупаемого бизнеса. И не забывать про проведение дью дила, чтобы не приобрести себе проблем.
2. Возвращение капитала собственнику. Пора задаться вопросом, а может собственнику увеличить дивиденды? Консалтинг в сфере личных финансов – не мой хлеб. Но там есть масса разных стратегий.
Здесь главное не сильно увлекаться с выводом средств и четко понимать FCFE. Также важно грамотно оформлять вывод средств с точки зрения налогового законодательства.
Важно! Если вы ведете бизнес в партнерстве – заложите финансовую модель в основу вашего партнерского соглашения. Именно сейчас, на «медных трубах», высока вероятность разбежаться.
3. Разработка новых направлений. Очевидное решение, которое содержит в себе огромную опасность. Именно здесь собственники супер-звезды, переоценив свои силы, удачу и возможности, заходят в проекты, которые не только не взлетают, но и порой топят основной бизнес.
Здесь важна грамотная инвестиционная политика. Разработайте финансовую модель нового бизнеса/продукта/направления. Установите красные линии. Например, я готов к убытку в 10 млн., но не более. Или мы должны выйти на точку безубыточности через год.
В идеале разворачивать новый бизнес на отдельном SPV.
4. Улучшение операционной эффективности. Нет придела совершенству. Не забывайте, что у вас излишний жирок. В такой ситуации возникает соблазн «слить» ресурсы на шарики-фонарики. Это не плохо, но в рамках бюджета!
Здесь важно осуществлять четкое планирование и бюджетирование.
5. Укрепление корпоративного управления.
Это продолжение пункта 4. Команда - это базис. Начинайте прокачивать хардскилы ваших топов в области финансового управления. Для них должно быть очевидно, что деньги делают деньги и вы все работайте в данной парадигме.