Как платформа Lender Invest проводит отбор заемщиков-селлеров: интервью
В краудлендинге доверие инвестора формируется через добросовестных заемщиков, которых отбирает платформа. Поэтому мы решили уделить этому важному вопросу внимание и провели интервью с андеррайтером нашей платформы Алексеем, где он подробно ответил на часто задаваемые вопросы наших инвесторов.
– Алексей, какой процесс отбора проходят заемщики-селлеры на платформе?
В первую очередь это проверка у клиента кредитной истории в БКИ, проверка хозяйственной деятельности компании, анализ бухгалтерской отчетности организации, анализ торговли клиента, его обороты и доход. Проверка магазинов на площадках в том числе через сервисы аналитики маркетплейсов, проверка физических и юридических лиц по всем базам на наличие или отсутствие каких-либо негативных факторов на данный момент или в прошлом, проверка репутации клиента, его истории и многое другое.
– Какие финансовые показатели оцениваете в процессе отбора заемщиков-селлеров?
Большое внимание мы уделяем финансовой нагрузке клиента, смотрим соотношение кредитной нагрузки к выручке, чтобы у заемщика была возможность погасить наш заем и все остальные взятые на себя обязательства.
Для лучшей оценки дохода клиента от их торговли на маркетплейсах, помимо проверки самого магазина через сервисы аналитики и сводных отчетов, сверяем данные с банковскими выписками для получения полной картины о чистых перечислениях денежных средств на расчетный счет клиента.
– Что изучаете в бизнес-модели заемщиков-селлеров?
Смотрим объемы и динамику продаж клиента, общее количество товаров и их групп, сезонность товаров, качество карточек, рейтинг товара и магазина в целом, количество отзывов. Анализируем колебания: текущий и прогнозируемый рост или спад торговли, ранжирование товара клиента в поиске и позиций в выдаче. Проводим проверку товарного знака и прочее.
– Как вы проверяете юридическое состояние заемщиков-селлеров?
Через специализированные сервисы, сайты и базы данных. Внимательно проверяем каждого заемщика (ИП и ЮЛ) на наличие какого-либо негатива. Проверяем наличие или отсутствие арбитражных дел, исполнительных производств, неуплаченных налогов, процедур банкротств, изменений в ЕГРЮЛ, проверяем компании на упоминание в особых реестрах (Организации, не предоставляющие отчетность в течение года, недобросовестные поставщики, дисквалифицированные лица, Организации, имеющие задолженность по уплате налогов, достоверность регистрационных сведений). Анализируем связанные компании, проверяем признаки «технических компаний», наличие сертификатов на реализуемые товары, обременений и ограничений и т.д.
– Какая роль отзывов и репутации заемщиков-селлеров в процессе отбора?
Мы полностью оцениваем торговлю клиента на площадках. В том числе учитываем как давно клиент начал торговать, как шел его рост, какая у него текущая ситуация в торговле в целом и по его категориям товара, законкурированность в этих нишах и положение конкурентов, наличие или отсутствие «самовыкупов». Конечно же мы оцениваем состояние магазина клиента, качество наполнения карточек, рейтинг магазинов, брендов и карточек клиента, количество отзывов на товары и в целом правильность выстроенной стратегии наполнения магазина и ведения торговли.
Итоговая оценка заемщика-селлера основывается на совокупности всех факторов, о которых рассказал нам эксперт Алексей. Только ~3% от всех заявок проходят на платформу и получают финансирование.
Узнать подробности о каждом заемщике можно в личном кабинете инвестора