Как создать реально продающую выкладку: 6 шагов для создания идеальной планограммы
Необходимый минимум знаний для создания продающей выкладки. В конце статьи — пошаговая инструкция со всеми пунктами, которая позволит сделать продающую планограмму.
Планограмма = эффективность бизнеса
Планограммы помогают организовать сквозной процесс по управлению ассортиментом, его выкладке, анализу, повышая эффективность бизнеса.
Планограмма — визуальная презентация выкладки товаров на торговом оборудовании, разработанная с учетом стандартов компании, с целью привлечения внимания покупателей к выкладке и увеличения продаж.
Цели создания планограммы
● Увеличить товарооборот;
● Повысить размер среднего чека;
● Рассчитать презентационный запас товаров для его заказа;
● Сформировать и оптимизировать стандарты выкладки;
● Выполнить коммерческие договоренности с поставщиками;
● Контролировать наличие товаров в торговой точке;
● Контролировать выкладку товаров согласно планограмме;
● Контролировать размещение POS-материалов.
Принципы выкладки
Грамотно сформированная планограмма выкладки товаров должна отвечать пяти базовым принципам мерчандайзинга: достаточность, наглядность, системность, эффективность, а также совместимость.
● Принцип достаточности выкладки предполагает наличие на торговом оборудовании всего ассортимента товаров, с учетом уровня спроса и продаж, торговой площади помещения, габаритов оборудования, поведения покупателей, сезонности и других факторов.Принцип достаточности заключается не просто в размещении ассортимента на оборудовании, но и в том, чтобы верно определить количество фейсов каждого SKU, в рамках каждой единицы торгового оборудования.
● Принцип наглядности выкладки. Покупатели любят выбирать товар визуально и это надо учитывать при формировании планограммы. Поэтому, чем ярче и заметнее презентованы товары: внешний вид товаров, торгового оборудования, выкладка, освещение – все это будет напрямую влиять на продажи.
● Принцип системности выкладки заключается в группировании выкладки взаимосвязанных товаров для “комплексной покупки”. К примеру, товарная группа «Чай/кофе» традиционно располагается рядом с кондитерскими изделиями, а товарная группа «Охлажденное мясо» рядом со специями и соусами.Следуя принципу системности выкладки, можно создавать целые торговые зоны товаров одной категории, назначения, торговой марки и ценового сегмента.
● Принцип эффективности выкладки при разработке планограмм заключается:
- в увеличении уровня продаж с учетом минимизации затрат на товары; в увеличении оборачиваемости товаров
- в увеличении количества покупателей
- в уменьшении времени, затраченного покупателями на поиск товара
- других факторах
● Принцип совместимости. С помощью этого принципа при разработке планограммы выкладки, можно избежать нарушения товарного соседства и некорректной визуальной презентации.
Следуя принципу совместимости специалисты по мерчандайзингу формируют зонирование в торговых точках по товарным группам и отделам.
А для формирования планограмм используют ассортиментные матрицы, сформированные по товарным группам/подгруппам.
При формировании планограмм также учитывается фактор совместимости продуктов при хранении. Не все плоды овощей и фруктов можно хранить в одном объеме, так как они могут влиять друг на друга, выделяя и поглощая вещества и запахи, которые могут повлиять на качество продукции.
К примеру, авокадо необходимо держать вдали от продуктов, вырабатывающих этилен! А запах ананасов также может губительно влиять на авокадо!
Как создать «идеальную» планограмму выкладки в торговой сети?
Подготовительная часть
Для подготовки "идеальной планограммы" не обойтись без предварительной работы. Специалистам по мерчандайзингу необходимо обладать всей информацией по товарам и оборудованию, знать стандарты компании по принципам выкладки и проведению ротаций.
Только на основе этих данных можно получить эффективную планограмму выкладки.
Итак, что необходимо сделать:
Собрать информацию о торговом оборудовании, которое есть в наличии в торговой сети: количество каждого типа оборудования, габаритные характеристики, число полок, крючков, доп. элементов.
Сформировать флор-планы с расстановкой торгового оборудования и зонированием в разрезе товарных групп/подгрупп
Произвести расчет количества посадочных мест по каждой товарной группе и подгруппе.
В рамках посадочных мест, рассчитать мин/максы по товарным группам/подгруппам.
Провести оптимизацию ассортимента по количеству SKU по группам/подгруппам с учетом согласованных мин/максов.
В стандартах компании зафиксировать периодичность проведения ротаций ассортимента. К примеру, 1 раз в месяц.
Разработать «Стандарт с базовыми принципами выкладки» и «Стандарт выкладки по товарным группам/подгруппы»:
«Стандарт с базовыми принципами выкладки» должен содержать общий набор правил выкладки для всего ассортимента товаров: правило"двух пальцев", правило выкладки товаров блоками, правило "лицом к покупателю", принцип "FIFO", принцип наглядности и т.д.
«Стандарт выкладки по товарным группам/подгруппы» должен содержать информацию по выкладке для каждой товарной группы/подгруппы в разрезе блоков выкладки по свойствами товаров в определенной последовательности.
Инструкция, как создать планограмму на практике
А вот и наглядные шаги к своей первой продающей планограмме!
Существует много программ для их разработки: Excel, Visio, Power Point и специализированные онлайн-сервисы. Более 15 лет я управлял мерчандайзингом в торговых сетях разных форматов и внедрял различные программы для презентации выкладки товаров.
На основе своего опыта, могу порекомендовать программу Lasmart SpacePlanner.
Снизу прикреплю примеры 2D и 3D планограмм, созданных в SpacePlanner.
6 шагов по созданию идеальной планограммы
Перед созданием планограммы в сервисе Lasmart SpacePlanner импортируйте данные в сервис с помощью специализированных шаблонов:
● Справочник товаров с информацией о кодах, наименованиях, габаритах, свойствах ассортиментных позиций в вашей торговой сети;
● Фотографии товаров;
● Ассортиментные матрицы по товарным группам/подгруппам;
● Данные продаж и остатков за необходимые периоды
Шаг № 1: Создайте планограмму с наименованием
Шаг № 2: Добавьте торговое оборудование
Шаг № 3: Сохраните планограмму и шаблон торгового оборудования
Шаг № 4: Заполните торговое оборудование товаром
Шаг № 5: Оптимизируйте выкладку товаров с помощью тепловых карт "Аналитики по свойствам"
Шаг № 6: Проанализируйте выкладку товаров с помощью ABC-анализа
Готово! Примеры с «Идеальной выкладкой товаров» можно увидеть ниже:
Заключение
Надеюсь, этот материал будет вам полезен и поможет создать по-настоящему рабочую и продающую выкладку для вашего бизнеса!
Кстати, SpacePlanner предлагает попробовать свой продукт бесплатно на 14 дней, получить доступ можно здесь!
Как вам материал? Полезно было прочесть? На ваш взгляд, идеальная планограмма — это какая? Пишите в комментариях!