B2B по-новому: почему только нетворкинга недостаточно для успешного партнерства?
Оптовые и B2B продажи держатся на личном общении. Переговоры проходят на конференциях, выставках, в барах и банях. Спустя 3 проекта автоматизации продаж B2B компаний, мы поняли, что тренд на оффлайн меняется. Какие условия актуальны для успешного партнерства и какую роль играет диджитал сегодня? — рассказываю в этой статье.
Оптовый и B2B рынок принято считать архаичным, с фокусом на личные отношения, где нет места диджиталу.
Ситуация начала меняться, когда в отрасль пришли молодые специалисты, которые больше ценят доступную информацию и качественные интерфейсы, чем оффлайн обсуждения.
Поэтому у B2B отрасли появился запрос на перестройку и применение ИТ-решений для выстраивания контакта с покупателем, который устал выторговывать лучшие условия в оффлайне.
Привыкшему к качественным сервисам клиенту, хочется зайти на сайт, зарегистрироваться, узнать свои преференции и выбрать позиции в каталоге без дополнительных обсуждений.
В этой статье я расскажу о ключевых особенностях B2B проектов, запросах клиентов и поделюсь кейсом, как мы запустили оптовые онлайн-продажи в до этого полностью оффлайн-компании.
Функционал B2B ≠ B2C
Обо всем по порядку. B2C компании работают с розничными покупателями и продают товар поштучно. Здесь не требуется сложная регистрация, а цены одинаковы для всех.
Решение для B2C компании должно отрабатывать простую схему: выбор товара —> заказ —> оплата —> доставка.
В таких системах кастомизация — не необходимость, а приятное дополнение. С B2B все сложнее.
Ключевые особенности B2B компаний:
B2B или business to business — это продажа товара оптовым покупателям, которые будут использовать его для получения прибыли. Большинство клиентов постоянные и каждый из них работает на своих условиях.
- Поэтому доступ к ценам на продукцию возможен только после заключения партнерского соглашения.
- Ценовые условия определяются для каждого контрагента индивидуально, исходя из типа клиента, объема заказов и других факторов.
Следовательно, в решении для B2B компании должно быть учтено множество факторов:
сложная регистрация;
индивидуальный прайс;
доступ в личный кабинет для нескольких пользователей;
наличие артикулов и аналогов;
система оплаты;
- закрывающие документы.
Все эти факторы должны дружить между собой и работать в связке с системой учета (обычно 1С). Иначе заказы будут, а с отгрузками возникнет путаница.
Качественные сервисы для оптовых продаж — посильная задача, если на начальном этапе погрузиться в бизнес-процессы заказчика и детально продумать логику иерархии.
Мы уже успешно реализовывали B2B проекты:
- Разработка портала для немецкого концерна «Wurth»;
- Перезапуск интернет-магазина «Екром» для розницы и опта;
- Разработка портала «Континенталь» для продажи металлопроката.
С какими запросами обращаются заказчики
Wurth-eurasia — российское подразделение крупного немецкого производителя профессионального инструмента для строительных работ и техобслуживания Wurth.
Компания напрямую продает инструмент партнерам и сотрудничает как с небольшими производственными цехами, так и с крупными предприятиями. Товарный ассортимент включает 46 000 артикулов.
Главная страница сайта после редизайна
Заказчик обратился к нам с задачей доработать сайт, который безуспешно пытались запустить несколько раз. Интернет-магазин абсолютно не соответствовал бизнес-процессам компании и не приносил прибыль.
В 2022 году мне достался недоделанный проект интернет-магазина. Речи не шло о том, чтобы начинать разработку с нуля. Нам предстояла большая работа — распутать клубок, который запутывался несколькими партиями сотрудников до меня.
Нужно было разобраться в функционале, доработать портал и запустить онлайн-продажи в до этого полностью офлайн компании.
Обсуждение приоритезации задач с представителем Wurth
B2B запросы схожи между собой. На момент обсуждения проекта у нас уже было 2 похожих проекта, поэтому мы обсудили детали и расставили приоритет задач.
Особенности разработки для оптовых компаний на примере проекта Wurth
Особенность №1: регистрация партнеров и внесение индивидуальных условий в систему
Оптовые покупатели относятся к разным типам юридических лиц, у которых есть множество данных для оплаты, доставки и будущей отчетности. Все это необходимо учитывать при регистрации в системе.
Решение: разработка системы регистрации партнера в административной панели сайта
В административной панели предусмотрены все конфигурации для разных типов контрагентов. Это существенно сократило время менеджеров Wurth на телефонные обсуждения и сделало базу данных прозрачнее.
Внешний вид базы партнеров в административной панели
Особенность №2: индивидуальные цены для каждого контрагента
У заказчика есть разные типы цен: дивизиона, региональные, для особых соглашений с партнерами. В зависимости от договоренностей контрагент получает уникальный прайс-лист. Они формируются и ведутся в 1С.
Решение: интеграция с прайс-листами из 1С
При регистрации партнера менеджер присваивает аккаунту индивидуальный прайс-лист, соответствующий условиям договора. Информация о ценах выгружается из 1С.
Условия, которые учитываются для формирования индивидуальной цены
Особенность №3: множество вариаций одного товара
Каждый товар в каталоге имеет множество вариаций. Например, у самореза может быть разная длина, диаметр и т. д. У каждого такого варианта есть свой артикул, который контрагенты учитывают при заказе.
Возвращаться в каталог, чтобы посмотреть другой вариант товара долго и неудобно.
Решение: добавить все вариации с артикулами в одной карточке товара
Для удобства оформления заказа мы создали уникальную карточку товара, которая состоит из самого продукта и всех его вариаций.
Особенность №4: аналоги для торговых предложений
Бывают ситуации, когда нужный контрагенту товар закончился, а ждать поставку долго. В офлайне менеджер может предложить аналог позиции. В онлайне партнеру самому нужно искать похожий товар, что может увести его к конкурентам.
Решение: добавление аналогов в карточку товара
Если товара нет в наличии или партнер хочет посмотреть похожую продукцию, сервис предложит ему аналоги для каждого торгового предложения на сайте. Аналоги задаются в 1С для конкретных артикулов.
Предложение аналогов в карточке товара
Особенность №5: один аккаунт для всех сотрудников контрагента
Со стороны партнера с компанией могут работать несколько специалистов. Если делить один аккаунт на всех, нет возможности посмотреть, что заказывал конкретный менеджер.
Решение: позволить партнеру добавлять в личный кабинет своих сотрудников
Мы разработали ролевую модель, в которой партнеры могут подключать своих специалистов к аккаунту компании. Заказы, сделанные менеджером, отображаются в общей истории. Информация остается в системе, даже если сотрудник удален из аккаунта.
Особенность №6: доступ к ценам только после заключения договора
В оптовых продажах у каждого партнера свой прайс-лист, который зависит от условий договора. Потенциальные клиенты не должны видеть цену товара до обсуждения этих условий.
Решение: скрытые цены
Для незарегистрированных пользователей сайта цены не отображаются.
Цены на сайте видят только зарегистрированные пользователи
Итоги проекта. Сегодня портал wurth-eurasia.ru — полноценный рабочий инструмент, который помогает отделу продаж. Мы разобрались в функционале, доработали портал и запустили интернет-магазин в компании, которая до этого работала только в офлайне. Полный кейс и отзывы заказчика смотрите на нашем сайте.
Выводы
- B2B проекты отличаются от B2C большим количеством факторов, которые должны работать в связке и необходимостью автоматической интеграции с системой учета, например, 1C.
- Все нужные факторы можно учесть при разработке, если детально изучить бизнес-процессы и продумать логику иерархии и связей:
- предусмотреть конфигурации для разных типов контрагентов при регистрации в системе;
- настроить привязку индивидуальных прайс-листов из 1C к аккаунтам партнеров;
- разработать удобную систему подбора вариаций одного товара с перечнем артикулов;
- добавить аналоги к товарам для быстрой замены отсутствующих позиций;
- ввести возможность подключения отдельных специалистов к общему аккаунту контрагента;
- настроить отображение цен для незарегистрированных пользователей.
Мы можем найти индивидуальное решение и для вашего бизнеса. Больше информации о разработке и наши кейсы смотрите на сайте Alto.
Также подписывайтесь на мой телеграм-канал. В нём я анонсирую статьи, рассказываю о проектах, работе команды и делюсь исследованиями.