«Можем повторить»: как адаптировать зарубежные бизнес-проекты на российском рынке

Материал о том, как не воровать, но грамотно адаптировать под себя чужие идеи. Время чтения ~ 4 минуты.

«Можем повторить»: как адаптировать зарубежные бизнес-проекты на российском рынке

Время — деньги. Так зачем тратить его в часто бесплодных попытках ухватить за хвост мираж оригинальной идеи? Пока другие стартаперы грезят инновациями, мы предлагаем сосредоточиться на том, что уже было придумано и опробовано, пусть и в других условиях.

Нет ничего зазорного в том, чтобы вдохновиться иностранным продуктом и пересобрать его с учётом особенностей локального рынка. Стартапы, которые заимствуют и докручивают чужие идеи (а иногда обходятся вовсе без этого — просто заимствуют), называются копикэтами. И эта практика распространена по всему миру, не только в России.

Рассказываем о преимуществах и способах реализации такого подхода 👇

В чём выгода от адаптации чужих идей

Экономия ресурсов

Здесь всё понятно — продуманный перенос на новый рынок требует меньше времени, денег и усилий, чем разработка концепции с нуля. Ты можешь сосредоточиться на улучшении и доработке уже готового продукта вместо бессонных ночей и беспокойств на тему «а кому вообще это нужно?»

Более предсказуемый результат и отклик ЦА

Проблема инновационных решений в том, что рынок к ним может быть ещё не готов. Не дать проекту взлететь может низкий спрос, отсутствие ресурсов или сложности в технической реализации. Конечно, не факт, что и твоя адаптация найдёт своего клиента. Но в любом случае ты используешь уже обкатанную, а потому понятную и предсказуемую технологию.

Возможность быстрее найти инвестора и выйти на окупаемость

Очень сложно убедить людей с деньгами, что твой инновационный проект прям на 100% залетит. Другое дело, когда ты показываешь уже работающий и зарабатывающий продукт. А если ты чётко понимаешь, как можно сделать его лучше в новых условиях, то всё становится ещё проще.

✅ Понятная система оценки результатов

Инновационный продукт может выстрелить сразу, но с гораздо большей вероятностью отклик от аудитории придётся подождать. Возможно, вечность. Да и метрик для оценки эффективности здесь не так много. С готовым продуктом история более прозрачная: ты сразу знаешь, на что обращать внимание при оценке результатов, что улучшать и чему отдавать приоритет.

Возможность научиться новому и подтянуть свои скиллы

Когда ты начинаешь разбираться, как устроен чужой продукт, то видишь решения, которые тебе в голову просто не приходили. Даже если с адаптацией ничего не выйдет, ты в любом случае поднимешься на новый уровень и увидишь направления для дальнейшего развития.

Способы копирования и адаптации чужих бизнес-идей

Самый безопасный, быстрый и простой способ не столько копирования, сколько буквально воспроизведения продукта один в один — договориться о покупке франшизы. Но даже если иностранная компания будет готова стать франчайзи, то в условиях санкций будет сложно организовать процесс перевода денег. Плюс нужно придумать, каким образом регулировать возникающие спорные ситуации — с судами сейчас тоже всё тяжело.

Другой способ пересобрать чужой проект — обратный инжиниринг или обратная разработка. При таком подходе ты досконально изучаешь код продукта или разбираешь само изделие, если речь идёт о физическом объекте. Смотришь, как всё устроено, чтобы повторить и улучшить (если считаешь нужным). Такой способ требует развитых скиллов в программировании, если мы говорим об IT-продуктах. Или прямых рук настоящего инженера, чтобы разобрать и собрать заново.

Ещё один вариант — использовать успешную бизнес-модель. При таком подходе нужно тщательно проанализировать, кому и как продаёт свой продукт твоя компания-вдохновитель. А также что именно отличает её от конкурентов, за счёт чего она зарабатывает, как выстроено управление внутри организации, с кем она сотрудничает и от кого зависит.

«Можем повторить»: как адаптировать зарубежные бизнес-проекты на российском рынке

Какие есть риски при копировании бизнес-идей

→ Нарушение законов об авторских правах

Тут к месту будет вспомнить мем про «только не списывай точь-в-точь». Даже в условиях санкций и изоляции международные принципы защиты авторских прав стоит соблюдать. Основной документ, на положения которого нужно обращать внимание, — Всемирная конвенция об авторском праве.

Чтобы не штудировать фолианты различных кодексов (как российских, так и мировых), заимствовать идеи стоит с хотя бы минимальными изменениями оригинальных концепций. И обязательно проконсультироваться с опытными юристами.

→ Конкуренция за идею

Если ты сумеешь заметить что-то перспективное за рубежом, то вполне возможно, что вместе с тобой на этот продукт обратят внимание и другие потенциальные российские стартаперы. Так что действуй быстро и решительно. Стоит продумать каждый шаг: составить бизнес-план, разработать стратегию продвижения, досконально изучить целевую аудиторию, собрать крепкую команду. И снова: копируя, вноси что-то от себя, чтобы отличаться и от источника вдохновения, и от возможных конкурентов.

→ Ошибки при оценке востребованности продукта

Есть товары и технологии, которые могут быть популярны в одной конкретной части света или стране. Но при их переносе в другие регионы можно столкнуться с непониманием местной аудитории.

Например, в Японии продаются квадратные арбузы. Квадратиш-практиш-гуд, все дела. Удобно хранить, удобно резать. Но стоят они невероятных денег относительно арбузов стандартной формы. Представить, что такой продукт начнут массово покупать в России, достаточно сложно.

Поэтому заранее протестируй идею на фокус-группах и проведи глубинные интервью. В идеале — доведи идею до MVP, чтобы понять, сможет ли она прижиться и принести прибыль.

Где можно взять интересную бизнес-идею для адаптации

Ниже — список зарубежных интернет-площадок, где можно изучить стартапы и подсмотреть для себя что-то перспективное:

  • Платформы для коллективного финансирования проектов из разных областей — Kickstarter, SeedInvest Technology, Mightycause или Indiegogo.
  • Product Hunt — площадка, где можно познакомиться с новыми решениями в области мобильных приложений, сайтов, аппаратного и программного обеспечения.
  • TechCrunch — онлайн-издание о мире технологий, стартапов и бизнеса.
  • dealroom.co — европейский агрегатор стартапов, инновационных продуктов и быстрорастущего бизнеса.
  • COOL HUNTING — медиа-платформа, где можно почитать новости и статьи о проектах, которые создают настоящее и будущее мира технологий
  • Trend Hunter — площадка называет саму себя «крупнейшим и самым популярным в мире сообществом о трендах». Так оно и есть.
«Можем повторить»: как адаптировать зарубежные бизнес-проекты на российском рынке

Чек-лист — как грамотно скопировать чужую бизнес идею

В качестве подитога лови пошаговую инструкцию, как адаптировать под себя приглянувшуюся концепцию:

Ищи идеи не только в той сфере, где наиболее сильна твоя экспертиза, но и в смежных направлениях.

Разберись в том, как работает оригинальная идея. Тебе нужно знать всё: от технических аспектов (насколько это возможно) до рекламной стратегии.

Проанализируй потребности рынка, где планируешь продвигать продукт. Узнай, есть ли конкуренты. Если да, то какие есть пробелы в их предложении. И какие пробелы относительно потребностей локальной ЦА есть у оригинальной идеи.

Добавь свои ценности. Придумай, как можно улучшить оригинальную концепцию и сделать её привлекательнее для нашего потребителя.

Учти все юридические аспекты адаптации. Частные вопросы лучше доверить юристу, чем разбираться самостоятельно.

Проведи тестирование идеи. Успех на одном рынке сам по себе не гарантирует успеха по всему миру.

Собери сильную команду. Именно эти люди будут доводить идею до ума и развивать её. Лучше будет изначально искать людей с опытом адаптации или разработки похожих продуктов.

Определи показатели, по которым будешь отслеживать результат. Собирай отзывы клиентов, чтобы постоянно улучшать и совершенствовать свой продукт.

Продолжай развиваться. Следи за тенденциями рынка, потребностями клиентов и новыми технологиями, которые могут способствовать дальнейшему совершенствованию адаптированной идеи.

Вывод

Если ты решишь, что позаимствовать идею у иностранного продукта — жизнеспособная стратегия, то окажешься в числе многих топовых российских компаний. Лучшие из лучших на нашем рынке не стеснялись вдохновляться или целиком копировать зарубежные аналоги.

Самый очевидный вариант — соцсеть «ВКонтакте». Но сюда же можно отнести и сервисы «Яндекс Такси», CarPrice, Ozon — список можно продолжать долго. Сегодня это уже не просто кальки с иностранных проектов, а продуманные и качественные продукты, которые полностью закрывают потребности российского рынка.

«Мы никогда не стыдились воровать гениальные идеи у других» — эти слова Джобса должны окончательно развеять все оставшиеся в твоей голове сомнения. Уж если один из главных IT-гигачадов так легко признавался в том, что готов подворовывать, то всем остальным точно можно расслабиться. Вопрос лишь в том, сможешь ли ты улучшить то, что решишь скопировать, как это получалось у Apple или того же Яндекса?

★★★★★

Кроме блога на VC, у K2b есть также классный канал в Телеге — подписывайся. Там тебя ждут новости из мира стартапов и бизнеса. А также материалы, которые помогут вырасти как специалисту.

Ещё мы записываем подкаст «Как там бизнес?» Ищи его на YouTube, Apple-подкастах и Яндекс Музыке, а также на Дзене. Читай, смотри, слушай, комментируй — мы рады обратной связи.

Начать дискуссию