Аудит интерфейса — как его проводить и почему это проектирование наоборот?
Каждое новое поколение сотрудников «Собаки» заново переосмысливает одну из базовых UX-услуг — аудит интерфейса. Вот очередная попытка.
Мы проводим аудиты интерфейсов по тем же принципам, по которым разрабатываем дизайн. Вот они слева направо: выполнимость, надежность, удобство и восприятие. Можно назвать их четырьмя качествами интерфейса. Во время разработки мы эти качества создаем, а во время аудита — проверяем.
Зачем мне эти принципы?
Принципы разработки интерфейсов помогают отделять важное от второстепенного во время аудита.
Если дизайнер не использует принципы проектирования, у него нет системы координат: что важно, а что второстепенно, какие цели и задачи у пользователя и бизнеса, кто эти пользователи. Поэтому он руководствуется опытом, глазами, чек-листом и эвристиками Нильсена.
Богатство инструментов диктует: важно вообще все, прокомментируй каждую ошибку. Но что с ними потом делать заказчику? Исправлять отступы или упрощать структуру сайта? Как это все сразу? Слишком дорого, лучше вообще ничего не буду делать.
Дизайнер с принципами может найти столько же ошибок. Но у него нет такой задачи.
Дизайнер с принципами проводит аудит иначе: ищет ошибки и предлагает решения, аргументирует претензии к интерфейсу и оценивает степень критичности ошибок. Его задача — помочь заказчику достичь целей.
Именно принципы проектирования диктуют, что в интерфейсе нужно исправлять в первую очередь, и помогают дизайнеру не распыляться на некритичные ошибки.
Все начинается с плана
Цели заказчика не всегда явно выражаются в деньгах. Иногда бизнесу нужно, чтобы оператор быстрее решал задачи клиентов, а новичок быстрее осваивался на новом рабочем месте. То есть нужно исправить только актуальную проблему.
Поэтому сперва мы с заказчиком проводим подготовительную часть:
- фиксируем бизнес-цели заказчика;
- готовим портреты пользователей;
- пишем пользовательские сценарии;
- записываем задачи, которые пользователь решает в интерфейсе, вопросы и ожидания.
А потом с этими знаниями и документами проводим аудит.
Как провести аудит по принципам проектирования
Надо пройтись со сценариями и принципами по интерфейсу. Только сформулировать эти принципы как требования.
Пройтись можно сразу со всеми принципами, а можно с каждым по отдельности. Всё. Вот так просто.
А теперь о том, как мы используем принципы в аудитах.
Принцип выполнимости
Интерфейс должен позволять пользователю выполнить его базовые задачи. Это относится не только к кнопкам — сценарии тоже могут не работать.
К нам за аудитом пришел заказчик с сайтом для участников клинических испытаний. Мы посмотрели и увидели, что интерфейс с большим сопротивлением дает пользователям то, за чем они пришли. Другими словами, в нем едва работают базовые сценарии.
Даже если каждая кнопка в интерфейсе работает, пользователь может не достигнуть своей цели.
Только когда проверяешь интерфейс по сценарию, можно выявить неочевидные барьеры.
То же самое с профессиональными интерфейсами: мы проверяем, может ли сотрудник выполнить свои задачи. Может показаться, что это немыслимо — раз интерфейс профессиональный, в нем точно все работает. Если бы что-то сломалось, кто-то рассказал бы. Но нет.
Сценарии всегда описывают людей — не интерфейс. А люди не думают о кнопках, они думают о своих задачах. Поэтому каждый контрол в интерфейсе может работать, но ни один не даст выполнить задачу. Сценарий это покажет и выявит недостаток.
Принцип выполнимости помогает дизайнеру обратить внимание на то, чего нет. Буквально сказать: в вашем интерфейсе не хватает важной штуки, поэтому люди пользуются еще и другим софтом.
Принцип надежности
Одновременно мы проверяем, позволяет ли интерфейс пройти сценарии альтернативными способами.
Например, когда вам нужно найти недавно отредактированный документ на Google.Диске, вы можете использовать любой из способов:
- кликнуть на ссылку «Недавние» в блоке быстрого доступа;
- отсортировать список документов по последнему изменению;
- найти документ через расширенный поиск с фильтром «дата изменения»;
- найти документ по событиям в истории «Моего диска».
Если бы разработчики об этом не подумали и оставили всего один способ поиска, пользователи сталкивались бы с проблемами. Ситуации бывают разные — иногда привычные задачи приходится решать по-другому. И снова сценарии помогают проверить, насколько понятно пользователю, как дойти до финала.
Этот принцип относится и к профессиональным интерфейсам.
Если сотрудник не может найти функцию или выполнить какое-то действие, потому что разработчики не подумали об этом сценарии, есть ли у него возможность как-то обойти ограничение? Хотя бы на костылях?
И это критически важно. У нас был случай, когда пользователи не могли найти информацию в государственных реестрах, поэтому обрывали телефон поддержки софта.
Мы привыкли считать, что костыли — это что-то недостойное. Но сложно даже представить, сколько денег на них экономит бизнес. У нас на Google.Таблицах работает аж целый дизайн-задачник.
Принцип надежности помогает дизайнеру проверить, насколько гибок интерфейс. То есть насколько он:
- позволяет пройти альтернативные сценарии;
- предусматривает редкие сценарии;
- готов к исключительным ситуациям, в том числе и к ошибкам;
- функционально богат, чтобы выполнять в нем не заложенные в систему сценарии.
Обратите внимание: мы пишем сценарии в AirTable. Предусмотрен ли он для такого? Нет, но спасибо его разработчикам за гибкий интерфейс.
Принцип удобства
Помогает оценить, насколько эффективные паттерны подобрал дизайнер. В широком смысле это означает, насколько быстро пользователь решает задачи.
В прошлом году мы переделали дизайн системы мониторинга пациентов в реанимации. У заказчика был интерфейс, который он разрабатывал вместе с программистами. В их ментальной модели все должно быть настраиваемым. Поэтому у «РАИСы» было очень много настроек — вплоть до цвета и толщины каждой линии. Удобно же — часок поковырялся и получил идеальный интерфейс.
Оказалось, что врачам все это не нужно. Графики должны быть привычных цветов, и это не пожелание, а критически важное требование. И все остальное должно быть привычным. Иначе есть риск не считать с экрана, что пациенту плохо прямо сейчас.
Но разве не мы выше говорили про гибкость? Да. Но она должна помогать пользователю, а не путать. Гибкий интерфейс позволяет решить задачу разными способами. Настройки UI обычно к этому не относятся.
Принцип восприятия
Наконец-то можно обсуждать UI? Да, но не стоит зацикливаться только на нем.
На восприятие влияет вообще все: понятные тексты, голос бренда, анимации, иллюстрации, количество пунктов меню — каждый элемент работает на то, чтобы интерфейс установил положительную связь с пользователем.
Если тексты на сайте слишком «продающие», дизайнер это отмечает. Даже если это не его компетенция. Почему? Потому что они тоже влияют на пользовательский опыт и либо помогают, либо мешают проходить сценарии.
То же самое и с голосом бренда. Его интонации и эмоции, открытость, честность и другие качества влияют на то, как пользователь воспринимает интерфейс. Деловой, доверительный и образовательный тексты работают по-разному — с их помощью автор управляет вниманием, расставляет акценты и выполняет задачи бизнеса. Поэтому голос должен совпадать с ожиданиями пользователя.
Как провести такой аудит?
Мы уже говорили выше, что перед аудитом нужно провести подготовительные работы:
- поговорить с заказчиком про пользователей, подготовить их портреты и зафиксировать цели;
- написать пользовательские сценарии — они могут быть в форме диалогов;
- уточнить шаги в сценариях;
- зафиксировать ожидания и требования бизнеса к интерфейсу;
- зафиксировать ожидания и вопросы пользователей к интерфейсу.
Все это — не какие-то уникальные для аудитов документы. Мы используем их в нашей основной деятельности, дизайне интерфейсов, практически на каждом проекте. Только в аудитах разворачиваем процесс вспять — фактически проверяем, следовали ли дизайнеры принципам разработки.
Примеры документов со сценариями, портретами и ожиданиями пользователей можно найти в кейсах «Собаки» или в статьях на профильные темы. Освоить навыки — на наших или других курсах про UX, копнуть фундаментальнее — у классиков: Алана Купера, Дональда Нормана, Стива Круга. В интернете много саммари книг, статей и видео, да и мы про это писали, так что повторяться не будем. Взять хотя бы наш январский материал «Четыре фазы разработки интерфейса: что обсуждать с заказчиком, когда нет даже картинок?».
Другой вопрос — как оформить такой аудит, чтобы в него все поместилось и не выглядело слишком сложно для заказчика, дизайнеров и разработчиков. Об этом мы расскажем в отдельном материале. Подписывайтесь на аккаунт, чтобы не пропустить.