Маркетингу в МСБ быть?
По статистике каждый второй клиент EM Studio — это предприниматель. Кажется, мы знаем о них все: от сложностей стартапа до неповоротливости предприятия.
И все-таки мы решили проверить свои знания и лучше узнать проблемы малого и среднего бизнеса в области маркетинга и разработки продукта в текущем периоде.
Наша команда провела опрос среди предпринимателей малого и среднего бизнеса на тему того, как строится маркетинг в компании, с какими сложностями сталкивается руководство и как ищет пути решения в 2023 году.
Профиль респондента
Нам отвечали сотрудники микробизнеса и малого бизнеса следующих отраслей:
- торговля
- производство
- услуги для бизнеса
- образование
- медицинские услуги
- транспорт
Респонденты в основном работают с B2C аудиторией.
В меньшей степени — B2B и D2C.
О стратегии говорили
Радует то, что у подавляющего большинства (44%) есть внедренная маркетинговая стратегия.
15% заказывали данную услуги, но получив стратегию, не воспользовались ей. Печальная, но довольна знакомая история. Причины здесь банальны: нехватка ресурсов, большое количество операционных задач, отсутствие четкой организационной структуры, низкая мотивация и страх изменений.
В этом случае, как правило, рекомендуется включать авторский надзор по внедрению стратегии.
А вот 17% мечтают о стратегии, но не понимают, из чего она состоит и какой конечный результат.
Здесь добавлю пояснения.
Если мы говорим о классической маркетинговой стратегии, то результатом будет медиаплан с целевыми каналами, планом продуктовых лончей, бюджетирование на отчетный период.
В бренд-стратегии результат работ — это несколько гипотез позиционирования, платформа бренда. К гипотезам рекомендуем добавлять Look & Feel Moodboard для упрощения визуализации.
В коммуникационной стратегии — это ключевая идея, ее декомпозиция по целевым каналам с учетом аудиторий.
В продуктовой стратегии — это ассортиментная матрица, модели потребления продукта, продуктовая политика.
Музыку заказывали
У 47% маркетинг представлен inhouse, 19% — за полный аутсорс услуг, 34% сочетают оба подхода, закрывая часть задач внутри, а часть — подрядчиками.
Больше всего сложностей вызывает внедрение и использование технологий (сервисов), распределение рекламных бюджетов по каналам, аналитика (как конкурентного окружения, так и собственной стратегии и продукта).
На последнем месте — сложности с визуалом. Это развитие фирменного стиля по внешним и внутренним каналам: SMM, сайты, презентационные материалы компании.
Errare humanum est
Мы также включили вопрос об ошибках — управленческих и маркетинговых.
Из топовых ответов — это:
- ошибочное бюджетирование по каналам или экономия на рекламе и настройках
- ошибочный выбор рекламных каналов, как следствие, нецелевое расходование бюджета
- ошибочный выбор целевой аудитории
- поздно подключили маркетинг-команду (из-за этого проект провалился, либо не был раскручен)
- отсутствие системности в маркетинге и продвижении
Personal touch
Для того, чтобы статья не выглядела отчетно, я решила добавить свои наблюдения (инсайты) по особенностям построения маркетинга и заказа маркетинговых услуг в b2b и b2c.
Почти каждый наш проект завершается просьбой собрать (или пересобрать) маркетинг, оказывать поддержку команде заказчика на регулярной основе. Это происходит потому, что текущая модель клиента малоэффективна, либо отсутствует в принципе.
Рассмотрим основные маркетинг-модели и их особенности.
Есть несколько общепринятых моделей построения маркетинга inhouse.
Классическая модель — это создание внутри компании одноименного отдела из 3-5 человек и делегирование полномочий и ряда каналов.
Плюсы такой модели:
- глубокое погружение в продукт и знания о бренде
- экономия на агентствах и подрядчиках при условии высоких компетенций и автономности сотрудников
- мотивация сотрудников создавать и творить внутри WOW-продукты на благо компании
- возможности неограниченного роста и генерации идей по R&D и кросс-маркетингу
- здоровая конкуренция внутри отдела
Минусы:
- ФОТ и налоговая нагрузка
- мотивация сотрудников — это не всегда система бонусов
- многое зависит от руководства — нужно постоянно драйвить маркетинг собственным примером, не бояться изменений и рисков
Есть также усеченная версия классической модели — только руководящее звено — директор по маркетингу/ начальник отдела — внутри компании. Такой топ по маркетингу, как правило, подчиняется генеральному или/и исполнительному директору.
Плюсы:
- экономия бюджета компании
- есть ответственный человек “з«за все»
Минусы:
- директор может выгореть и уволиться
- есть риск появления большого числа подрядчиков, которыми надо управлять
- риск того, что директор будет заниматься менеджментом подряда и документооборотом, а не маркетингом
Модель аутсорса:
Маркетинг-отдел отсутствует. Все функции берут на себя подрядчики.
Плюсы:
- можно собирать любую аутсорс-команду под ваши требования и бюджет
- вы знакомитесь с рынком, узнаете компании, можете рекомендовать коллегам
- вы можете получить неплохой результат, если четко ставить цель и задачи, контролировать и корректировать
Минусы:
- нет погружения в продукт: всех надо брифовать и «растить» знания о вашем бренде. Это затратно по времени
- нужен контроль и отчетность. Значит, отдельный человек на это.
- все требует тест-периода. Если подрядчик не устроил, надо начинать заново
Микс-модель:
Данная модель наиболее гибкая и удобная, на мой взгляд.
В команде заказчика есть несколько человек, ответственных за маркетинг. Функционал четко разделен между ними.
Плюсы:
Вы можете выбирать сотрудников с различными компетенциями и разделять обязанности. Например, если ваши приоритетные каналы — это маркетплейсы и контекстная реклама, вы можете нанять сотрудника на менеджмент кабинетов, аутсорсить продвижение товаров и SEO, а также специалиста/ компанию по контекстной рекламесотрудники возьмут на себя постановку задач и контроль подрядчиков.
Сотрудники возьмут на себя постановку задач и контроль подрядчиков.
Минусы:
- все равно придется контролировать все работы как внутри вашей мини-команды, так и на аутсорсе
- нужно будет продумать систему мотивации и повышения компетенций. Возможно следует предусмотреть обучение сотрудников.
И еще пару напутствий
Выбирая любую маркетинг-модель, помните, что важно не только распределить задачи и бюджет, но еще и грамотно сформировать бриф (техническое задание), обеспечить подрядчику должное погружение в продукт, обсудить заранее точки контроля и способы достижения kpi.
Принимая работы, не забывайте про интеллектуальную собственность и права третьих лиц. Проверяйте подрядчика на предмет источника изображений, вида лицензии шрифтовой гарнитуры, музыкального произведения и пр.
Не забывайте про договорной процесс, закрытие работ актами, право мотивированного отказа и доработок. Оговаривайте заранее количество правок и степень возможных изменений.
Полный результат отчета доступен по ссылке.