Как продать в магазине банку пива и не сесть на пять лет прямо завтра. Спойлер: с 1 ноября не забудьте включить разрешительный режим
Если почитать законодательство, то торговля со стороны представляется развязкой из фильма «Место встречи изменить нельзя»: беленький снежок, по которому с руками в гору идут в воронок бандиты под крик «шаг влево, шаг вправо — попытка к бегству, открываем огонь без предупреждения!»
Изнутри всё это, наверное, не так драматично — всё зависит от привычки и точки зрения, а также попадают ли товары на складе в «расстрельный список». Но забывать о недремлющем оке закона не стоит. Чуть расслабил булки — и идёшь по белому снежку к гостеприимно распахнутой двери автозака.
Всем привет, на связи Евгений Ма — специалист по агрегации корпоративных знаний в Профдело — компании, которая настраивает управленческий учет и строит эффективные финансовые стратегии, а ещё помогает малому и среднему бизнесу решать бухгалтерские и юридические вопросы.
Честный знак
Маркировка в системе «Честный знак» — отличное мероприятие, призванное защитить потребителя от контрафактной продукции:
- водопроводной воды под видом суперчистой ледниковой;
- непонятной смеси из незамерзайки, стеклоочистителя и настойки валерианы под видом «Шанель № 5»;
- крашеной кошки вместо кролика на шубе;
- кроссовок знаменитого бренда «Abibas» вместо оригинала;
- непонятной бодяги вместо нормального пива.
Список этот можно продолжать на несколько страниц.
Цели отличные. Реализация — вот тут у многих предпринимателей возникают проблемы. Не с желанием соответствовать закону и нести затраты, связанные с маркировкой. А чисто технические. Одна из них — продажа в разрешительном режиме. Для упакованного пива этот режим включается с 1 ноября 2024 года. И не только для пива — фототехника, авторезина, БАДы, «Абибасы» и «Шинель № 5» тоже в списке. Да, и одежда — чуть не забыл.
Что такое разрешительный режим
Не вдаваясь в подробности, представим упрощённый алгоритм маркировки и продажи товара.
Подготовка
- Активировать на кассах разрешительный режим.
- Получить специальный токен Честного знака и прописать его в системе.
- Проверить работоспособность системы.
- При получении партии товара проверять, проходят ли коды в Честном знаке.
Работа
- Кассир сканирует код.
- Касса передаёт код через интернет в Честный знак, который по своей базе проверяет, что за товар продаётся и можно ли его продавать.
- Если Честный знак подтвердил продажу, товар добавляется в чек.
- Если Честный знак запретил продажу — товар продать нельзя. Продавцу стоит предложить покупателю какую-то замену: например, настоящие «Bona» вместо палёных «Abibas».
Без разрешительного режима третий пункт проходит всегда, а четвёртого не бывает — продали и продали. До 1 ноября 2024 пиво и одеколон так и продаются.
Когда Честный знак не даст продать товар
- Код отсутствует в БД ЧЗ: не введён в оборот или выведен из обращения. По-хорошему, это надо проверять до того, как товар попадёт в торговый зал.
- Истёк срок годности.
- Цена продажи выше максимальной (актуально для алкоголя) или ниже минимальной (а это про табак). В этом случае кассир может продать товар по максимальной (минимальной) цене.
- Когда партия товара признана негодной или опасной и снята с реализации через Честный знак. Магазину следует немедленно прекратить продажи такой продукции и убрать её из торгового зала.
Подводя итог: разрешительный режим — это проверка каждого кода онлайн в Честном знаке.
Не везде есть стабильный интернет, да и в крупных городах случаются аварии на сетях. Что делать в этом случае?
Закон разрешает работать в офлайн-режиме 72 часа, но при этом коды всё равно проверяются по локальной базе товаров, а информация о продажах должна поступить в Честный знак, как только наладится связь.
Что будет, если выключить разрешительный режим и торговать, не глядя на этот самый честный знак или вовсе мимо кассы? Будут штрафы или «турма сидеть». Минимальная сумма финансовой ответственности для ИП — 30 000 ₽ за пивасик без кодов. И конфискация всех баночек или бутылочек. Максимальный — миллион или до 5 (Пяти)! лет за особо крупный размер или доказанный сговор — и это тоже за отсутствие кодов. За подделку сроки длиннее — до шести лет! Такая себе перспектива, нерадостная.
Кому выгодна обязательная маркировка?
Многие считают обязательную маркировку товаров ещё одним видом косвенных налогов. Действительно, для бизнеса — это дополнительная нагрузка. Подключись платно к системе, купи оборудование для маркировки, ремонтируй и обслуживай его. Купи расходники. Купи сами коды Data Matrix на каждую единицу товара — 60 копеек. Заплати за нормальный стабильный интернет, пусть мобильный. И неси убытки, когда система не даст продать просрок.
Куда бизнесмен относит подобные убытки? Естественно, на себестоимость. Значит, цены для покупателей растут.
А уж санкции за нарушения маркировки лояльными никак не назвать.
С другой стороны, при цене бутылки молока 0,9л в 90-100 рублей плюс 60 копеек к себестоимости погоды для покупателя не сделают. А уж в обуви и одежде рубль-два-три за код Data Matrix подобен плевку в Енисей. Зато покупатель не просто понимает, что за 5 тыщ никто кроссовки известного бренда ему не продаст. Зато за те же 5 тыщ он купит не совсем уж откровенное говно, которому цена 500 ₽, а более или менее качественную «реплику», которой хватит на сезон.
Что предпринять, чтобы не влететь по-крупному на законной (!) продаже невинных, в сущности, товаров?
Во-первых, быть в курсе. Незнание закона не освобождает от ответственности — этому даже в школе учат.
Во-вторых, не пытаться играть в казаки-разбойники с государством. Это всё равно, что пытаться обыграть казино — за последние лет 80 это удавалось считанным людям, которых вычисляли и закрывали им вход в игорные дома навсегда. В азартных играх в казино выигрывает только само казино — это всем известно.
А вы как считаете, маркировка товаров — это благо или очередной насос по прямой перекачке денег от бизнеса в бюджет? Делитесь в комментариях. И да, своим клиентам мы помогаем и с кассами, и с Честным знаком. И вообще рекомендуем вести дела аккуратно. О чём рассказываем на канале Про безопасный бизнес.