«Работать сразу в 100 странах мира — это не пина коладу на пляже пить!»
Сделать бизнес на… справках! Оказывается, это реально. Андрей Шмидт на протяжении 12 лет успешно занимается легализацией документов и получением корпоративной информации в отношении иностранных компаний. Он рассказал о том, как создать международный бизнес и вести дела вместе с родным братом.
Андрей, расскажите, почему Вы выбрали именно такую нишу для бизнеса?
Как все в жизни — это произошло случайно. Изначально мы с братом занимались логистическим бизнесом Германия-Россия, но это деятельность была сопряжена со многими рисками, поэтому мы начали искать другую нишу. И обратили внимание на то, что нам поступало много запросов от клиентов на проверку зарубежных контрагентов, в частности получение выписок из иностранных торговых реестров, легализацию документов и т.п. Нам показалось это очень перспективным, и мы с головой погрузились в это направление.
Сейчас наша компания Schmidt & Schmidt работаем более чем в 100 странах мира, за исключением только Северной Кореи и некоторых стран Центральной Африки. А собственные офисы у нас в трех странах - России, Германии и Казахстане.
И я рад тому, что нам удается помогать многим людям в решении их проблем. Да, порой кажется, что «бумажки» - это скучно или неважно, но благодаря им можно понять, с кем из партнеров стоит работать, а с кем нет, в какие компании стоит вкладывать деньги, а с какими лучше не связываться. Также благодаря нашей работе клиентам удается найти выход и из сложных личных ситуаций, связанных с переездом в другую страну, браком с иностранным гражданином, разводом, поступлением в зарубежный университет и т.п.
А какие отличия в работе с иностранными и российскими клиентами Вы можете выделить?
Мы любим всех наших заказчиков, однако определенная национальная специфика всегда присутствует и на большом количестве клиентов национальный колорит проявляется довольно ярко. Можно сказать, что соотечественники более эмоциональные (особенно женщины), чем европейцы, и они гораздо более подозрительные. Мы по возможности стараемся относиться к этому с пониманием, так как многие из наших клиентов обращаются к нам в тяжелой жизненной ситуации: у кого-то умер родственник, у кого-то истекает ВНЖ, или он уже сидит в миграционной тюрьме, у другого срывается учеба в иностранном университете или трудовой контракт. И люди охотно пытаются переносить собственные проблемы и часто ошибки, на тех, кто им пытается помочь. Среди россиян это в целом встречается чаще.
Также довольно чаще соотечественники не знают, чего хотят, и гораздо затратнее получается с ними работать в плане первичного консультирования, так как им просто лень гуглить базовую информацию. Европейцы, как правило, сначала изучают сведения в интернете, а потом звонят с конкретными запросами, они более рациональны и менее эмоциональны.
Если обратиться дальше на Восток, то там начинаются свои специфические формы взаимодействия между заказчиками и исполнителями. Пока по мнению, царящему в нашей компании, пальму первенства удерживают корейцы, поскольку у них очень своеобразное представление об отношениях клиентов и исполнителей, где есть место даже психологическому насилию. Это касается как менеджеров крупных корпораций так и рядовых граждан. «Пушить» исполнителя с применением обсценной лексики - там скорее нормальная деловая практика. Опять же из моего опыта могу сказать, что подобное скорее свойственно в Азии и уже в Казахстане проявляется сильно ярче, чем в России.
Если же говорить про работу с государственными структурами и юристами в разных странах, то общее правило такое: чем крупнее и развитее страна, тем проще строится взаимодействие. В целом со странами Европы работать проще и дешевле, чем со странами средней Азии или Африки. В Мюнхене, Милане или Москве легче найти грамотных юристов, чем в Нигерии, Судане или Узбекистане. Быстрее можно получить от них счет на услуги, оплатить и получить в итоге ожидаемый результат.
И, соответственно, наоборот, очень сложно работать с микрогосударствами, вроде Сан-Марино, а также не очень развитыми странами, вроде стран центральной Африки, ну и с регионами, где есть местные военные конфликты.
Расскажите, а какие особенности привлечения персонала в разных странах?
Поскольку у нас очень специфический бизнес, то ни образовательные учреждения, ни рынок в целом для нас специалистов не готовят. Поэтому мы стараемся привлекать в компанию молодых сотрудников, обычно сразу после университета, и обучать своими силами. Этот процесс занимает около полугода. Для нас важно, чтобы человек знал как минимум 2 иностранных языка, был легко обучаем и обладал самоорганизованностью.
Разумеется, при этом мы делаем огромную ставку на удержание персонала.
Если говорить о локальных особенностях, то самые большие сложности с кадрами на данный момент у нас в Германии. Это связано с огромным дефицитом рабочей силы в целом в стране и с последствиями пандемии в частности. Если в России за месяц на вакансию у нас откликается по 300 человек, то такой поток в Германии мы не можем обеспечить даже за год. И в целом людей, расслабленных удаленкой, хоум офисом и социальными пособиями очень сложно убедить, что надо работать.
Как Вы считаете, что является особенно важным при работе на международных рынках? Что Вы можете посоветовать предпринимателям, которые только планируют начать рабо��у на мировом уровне?
Прежде чем размышлять про международные рынки, надо добиться лидирующего положения у себя дома. Если в родной стране дела идут ни шатко ни валко, то в каком-нибудь удаленном офисе, за 4 часовых пояса, где работа идет на плохо знакомом вам языке, не будет ничего, кроме воровства и раздолбайства. Так что вы только усугубите себе проблему.
И только когда есть хорошо отстроенные бизнес-процессы на домашнем рынке и интересный продукт, можно планировать расширение в другие страны. И надо на берегу учитывать, что удаленный офис с наемным менеджером почти всегда менее эффективен. Выдержит ли ваша бизнес-схема снижение этой эффективности?
А с какими сложностями Вы сталкиваетесь в бизнесе и как удается их преодолевать?
Впервые с серьезными трудностями мы столкнулись в пандемию. В частности сильно усложнилась международная пересылка заказов, официальные учреждения долгое время были закрыты и не выдавали никаких документов. В последние годы появились новые проблемы как с доставкой в Россию, так и с международными платежами. Кроме того, ощущаются значительные инфляционные процессы во всем мире, цены на услуги подрядчиков, а также доставку растут повсеместно. Безусловно, это вынуждает и нас корректировать свой прайс.
Тем не менее, в любой ситуации мы стараемся искать новые возможности и перспективы развития. Например, в последние 2 года снизился спрос в России на корпоративную информацию из ЕС. Однако при этом возрос интерес к информации по компаниям из ОАЭ и Китая, а также офшорных зон. Кроме того, мы отмечаем значительный рост количества запросов на легализацию документов, связанную с релокацией российских компаний и их сотрудников в ОАЭ и другие страны. Если говорить в общем, то собственный бизнес - это всегда про преодоление трудностей. И самое сложное - это работа с людьми. Научиться их мотивировать обучать, и контролировать, и добиваться от них выполнения поставленных задач. Когда начинаешь бизнес, то сам работаешь на всех позициях и ждешь аналогичного отношения от своих коллег, а потом с огромным удивлением обнаруживаешь, что на работу многие ходят за зарплатой, а не для того, чтобы работать. Ну и отдельное испытание - это научиться с неэффективными людьми расставаться, даже несмотря на хорошие личные отношения. Но, к сожалению, без этого развивать компанию невозможно.
О чем в жизни Вы сожалеете и почему?
В жизни ничего не дается бесплатно и, разумеется, за возможность руководить своей компанией и реализовывать собственные идеи приходится многим жертвовать. Это только в соцсетях вам расскажут про бизнесменов, которые круглый год сидят на пляже, а по ночам ходят на тусовки. В реальности я таких примеров не припомню. Собственный бизнес - это огромная ответственность. Нельзя просто взять и уволиться, потому, что у тебя выгорание. Это будет не только мой личный и финансовый крах, но и крах для всех тех людей, которые от меня зависят.
Разумеется, все это не самым позитивным образом сказывается на личной жизни. Порой трудно убедить любимую женщину, что вместо Мальдив я еду в офис, потому что есть кое-что более важное, чем пина колада и пляж.
Вы построили компанию вместе с братом. Однако говорят, что вести бизнес с родственниками - это большой риск разрушить и отношения, и компанию. Что Вы об этом думаете?
Если всем ответственно заниматься своим делом, то можно выстроить бизнес даже с родственниками. Конечно, у нас с братом бывают споры и конфликты, но мы всегда пытаемся их решать переговорами. И последние 12 лет нам это успешно удается.
Какие цели Вы сейчас перед собой ставите?
На данный момент мы планируем экспансию на китайский рынок и собираемся в конце года открыть там офис. Это связано с серьезными организационными и финансовыми сложностями. Расти иногда очень трудно, приходится ломать и собственные представления о бизнес-процессах и самое главное - менять эти представления у сотрудников, что происходит не без сопротивления. Думаю, это придаст некоторый импульс в развитии нашей компании.