Маркет-манифест 2025. Пора заняться M2M - маркетингом для машин

Маркет-манифест 2025. Пора заняться M2M - маркетингом для машин

Пора заняться M2M! Marketing to Machines (Маркетинг для машин)

Господа-маркетологи и руководители! Ваш клиент теперь – машины и их алгоритмы!)))

Маркетинг существенно изменился за последние несколько лет. Фактически, единственное, что в маркетинге осталось стабильным - его цель, которая заключается в том, чтобы влиять на решение потребителей о покупке.

Для меня одним из самых интригующих и захватывающих событий следующих лет станет трансформация нашей целевой аудитории. Раньше она состояла только из людей, но в самом ближайшем будущем нам нужно будет осуществлять маркетинг и для машин.

Мы уже живем среди алгоритмов

Алгоритмы уже занимают такую большую часть нашей жизни, что они стали невидимыми для нас. Это оказывает огромное влияние на наше покупательское поведение и на выбор, который мы делаем. Еще раз. Мы уже живем в мире, которым управляют алгоритмы. Они управляют каждым нашим решением, прежде всего нашим поведением при покупке. Люди, которые утверждают, что они не поддались влияниям алгоритмов, к сожалению, либо наивны, либо бредят. Вспомним фильм «Дьявол носит Прада»: вместо «программирующего алгоритма» там была редактор модного журнала)).

Вскоре около 80% обычных покупок, которые мы совершаем в месяц, станут автоматизированными, с очень небольшим участием людей. Алгоритмы, стоящие за нашими голосовыми помощниками и нашими умными холодильниками, станут связующими звеньями между нашими брендами/продуктами и нашими клиентами.

Как всегда, пока наиболее наглядный пример – зарубежный. Amazon Echo с его закадычным другом-«мозгом» Alexa. Средний потребитель покупает около 200-300 «обычных» товаров в месяц: например, туалетную бумагу, зубную пасту или кофе. Если быть честными, большинству из нас все больше становиться плевать на бренды этих «unsexy»-продуктов. Как правило, мы покупаем одно и то же. Мы либо совершаем какие-то обычные покупки, либо мы следим за наиболее интересными ценовыми акциями. В будущем эти 200-300 товаров будут почти автоматически попадать к нам домой: это будет как электричество. Подумали – приехало. У вас не будет вопросов о продукции, только если она не приедет к вам)). Пользователи Amazon Echo начинают доверять алгоритмам Alexa в том, что касается покупок, и пока магазин продолжает доставлять пользователям то, что нравится, они будут продолжать это делать. Доверие связано с шаблонами, позитивными шаблонами. И, если есть что-то, в чем алгоритмы преуспевают, так это шаблоны, верно?

Нам надо становиться гейткиперами

Если алгоритмы будут управлять нашей жизнью и выбором, а доверие – будет их топливом, то у компаний/брендов/торговых марок нет другого выбора, кроме как стать гейткиперами («привратниками», «хранителями врат», «стражами информации», фильтрами информации).

Очевидно, что миссия брендов/компаний в этом вопросе двойная: одна часть - эффективное консультирование и кураторство, подсказки, и другая часть - доверие. Для роста бизнеса нужно и то, и другое.

Чтобы быть компанией-привратником, нужны экспертные знания отрасли, последовательное исполнение того, что обещаем. Все-таки нужно удерживать у себя вдумчивых и рефлексирующих экспертов отрасли, продуктологов (знания, доверие) и заниматься оптимизацией бизнес-процессов «до секунд» (для доверия). «Знаю-делаю –доставляю - мне доверяют».

Мой вам совет - хорошенько подумайте о том, что вы можете предложить клиентам помимо “продажи товара", и как вы можете помочь им в достижении их целей.

Чем придется заняться маркетологам и бдящим за ними руководителям?От SEO к АO (Algorithm Optimization)Довольно скоро маркетологам нужно будет перейти от SEO к АО (оптимизация алгоритма).

Правда в том, что на данный момент никто точно не знает, как это делать и что это за собой повлечет)).

Обзоры продуктов, отзывы

Обзоры продукции уже играют важную роль во многих отраслях, таких как гостиничный и ресторанный секторы, недвижимость, но их значение только возрастет, когда наступит эпоха жесткой фильтрации. Почему? Потому что алгоритмы, всегда пытающиеся угодить каждой цели с помощью максимальной персонализации, будут слишком умны, чтобы доверять предвзятой информации о продукте на наших сайтах, и вместо этого, будут искать более «нейтральную» информацию.

Не дай бог заказывать писать платные отзывы! Не пройдет, алгоритм распознает и отфильтрует его в корзину! Если вы действительно хотите повлиять на отзывы, вам нужно будет организовать это очень прозрачным образом, например в сообществах по запуски и разработке продуктов, где клиенты будут первыми пробовать наши «инновации» и писать отзывы.

Ценообразование – не в поле

Тестирование на основе данных и алгоритмов позволит заменить дорогостоящие полевые маркетинговые исследования. Придется экспериментировать и тестировать чувствительность клиентов к цене в каждой копейке.

Брендинг останется важным!

Я верю, что брендинг станет чрезвычайно важным. Главный вопрос будет заключаться в следующем: будем ли мы просить Алису купить зубную пасту или мы попросим «Сплат»? Классическая реклама будет продолжать играть большую роль.

Продукт как сервис

Покупки на основе алгоритма и гейткипинга вполне могут способствовать “сервисизации” продуктов. Вместо того, чтобы время от времени покупать одноразовые товары, эпоха автоматических покупок может привести к появлению подписки на зубную пасту, туалетную бумагу и моющие средства, продуктовые наборы и т.п.

Нужен переход от чисто коммерческого бренда, ориентированного на продажи, к информационному бренду, ориентированному на обслуживание. Вы могли бы стать брендом, предлагающим реальную ценность, помогая людям совершать покупки с помощью полезного контента высокого уровня.

Быть первопроходцем

Уже пора сильно думать, как мы можем вступить в эту захватывающую игру маркетинга для машин. Я вижу две основные точки входа. В первую очередь: следить за данными, комментариями, отзывами и действовать на них. Начать наконец-то управлять архивными данными и запускать продукт так, как будто мы уже находимся в процессе автоматической покупки на основе алгоритма. Создайте сообщества новаторов с фанатами, привлекайте их к запускам и просите делиться своими отзывами в обзорах. Во вторую очередь: стабильное качество и точность бизнес-процессов.Стать спутником жизни.

Индивидуальность и общение

В мире, где правят вездесущие платформы искусственного интеллекта, брендам будет необходимо становиться партнером, коучем даже в повседневной жизни своих клиентов.Цель – стать брендом без фильтрации, брендом с прямыми отношениями с клиентами и любовью к ним. Хотя прямой контакт с клиентами станет чрезвычайно сложным и, следовательно, чрезвычайно ценным/дорогим в эпоху Гейткиперов, некоторые бренды/компании с особенно ярко выраженной индивидуальностью смогут сохранять контроль над линиями коммуникации. Причина, по которой клиенты останутся с ними, двояка: как функциональная, так и эмоциональная.

Быть лучшим больше не будет достаточно, чтобы преодолеть фильтр: клиентов действительно нужно будет любить, если вы хотите, чтобы они тоже вас любили, спрашивали о вас или навещали вас)).

Если вы вкладываете деньги в рекламу, но получаете плохие отзывы или ядовитые замечания в социальных сетях, у вас не будет никакого успеха. В эпоху фильтров-хранителей вы будете первыми, кто буквально исчезнет, а затем и вовсе вымрет. По вам не будут скучать. Совсем.

Маркетологи – это теперь охотники за слабыми местами))

В эру персонализированного искусственного интеллекта большое число копаний будет нанимать «охотников за слабыми местами»: сильно любознательных, критически мыслящих людей, которые будут выслеживать и сглаживать слабые и устаревшие корпоративные процессы. Это те процессы, которым все следуют, но никто не помнит почему)).

Я видел много таких компаний, которые непреднамеренно устанавливают барьеры, которые мешают клиентам получать положительный опыт. Барьеры ставят собственники (привыкли, бояться спугнуть маржу и свои талисманы), непрофессиональные менеджеры, не думающие о клиентах финдиректора и т.п. Покупка для клиентов таких компаний становится настоящей гонкой на выживание, в которой нужно избегать всевозможных сумасшедших препятствий))).

Делайновое.рф!#делайновоерф

Алексей Коноплев, Маркетинг-эксперт

Основатель Делайновое.рф / Neomaker.ru - консалтинговое маркетинговое агентство

Начать дискуссию