Продуктовый EdTech: как учить продактов, чтобы получалось хорошо
11 продактов, основателей и сооснователей IT-компаний, таких как Epic Growth, Avito, Skyeng и других провели совместный аудиоэфир, главной темой которого стало обучение продактов. Обсуждали, чего не хватает текущим курсам, кому доверяют при найме, где брать практику, если ты новичок, зачем и в каком случае нанимать джунов, какой скиллсет нужен продакту и где его прокачивать.
Участники и их каналы:
- Алексей Писаревский, @pisarevich, фаундер Epic Growth
- Александра Клименко, @normalno_delaj, автор платформы для создания образовательных симуляторов mysimulator.ru
- Аня Подображных @product_weekdays, senior продакт в Avito
- Алексей Рытов @product_proverbs, product owner в SEMrush
- Владимир Меркушев, @vladimir_merkushev, продакт в OLX, автор курса Product Expert
- Глеб Кудрявцев, @glebkudr, руководитель продуктов в Skyeng, кофаундер Карьерного Цеха
- Денис Мартынцев @growhorse, консультант по стратегиям и тактикам роста
- Марьяна Онысько, @product_love, ex. продакт в МИФ, продюсер курсов
- Михаил Греков, @proudobstvo, основатель itkadr.ru и продакт velvica.ru
- Михаил Свердлов, @ru_education, CBDO Skypro
- Тигран Басеян, @blackproduct, СЕО и основатель geekz.ru
Проблемы рынка: сложность профессии и отсутствие единых требований при найме
Во время обсуждения мы выделили две основные проблемы в обучении продакт-менеджменту.
Первая — нет единой конфигурации продактов, потому что управление продуктом — слишком обширная сфера деятельности, чтобы этому можно было централизованно обучить. Компаний много, каждой нужна своя конфигурация продактов. Например, от продакта речевой аналитики в Тинькофф ждут технический бекграуд, понимание работы ML.
В вертикальных командах Авито требуется фокус на B2C, но не нужен ML и технический бекграунд.
Когда-то Миша Карпов с Ромой Абрамовым составили таблицу навыков продакта — получилось 60+ навыков. Если попытаться прокачать всё — может пройти бесконечность. Курс, который покрывает все эти навыки, длился бы несколько лет и стоил бы много денег. Вряд ли кто-то решится такое сделать.
Да и непонятно, зачем: человек получит чемодан общих знаний, часть из которых потеряется, так как не будет применяться. Другая же часть, скорее всего, не будет разобрана так глубоко, как нужно на практике.
Вторая проблема — продакту супер важна насмотренность, которая приходит с опытом. Опыт — это время, работа над реальными задачами и много ошибок. На собеседованиях сразу видно, есть ли у человека этот опыт. Расспрашиваешь, например, про АВ тесты. Новичок говорит о размере выборки, стат. значимости, дизайне теста. Опытный продакт обращает внимание на более глубокие проблемы: как запускать АВ на потоке, когда можно пересекать тесты, когда — лучше разводить, как принимать решения по «серым” АВ тестам, в каких случаях можно раскатить “красный».
Сложно найти курс с таким количество практики, чтобы набраться реального опыта. Можно прочитать, что такое кастдев, АВ-тесты, приоритизация, даже попробовать применить инструмент на рандомном примере, а потом прийти в компанию и понять, что в жизни всё работает не так, как в теории.
Где получать профессию продакт-менеджера или развиваться, если ты уже в ней
Из вводных выше может показаться, что решения нет. В обсуждении мы сошлись на нескольких вариантах, которые сработали на нас или на тех, с кем мы работаем.
Первое — индивидуальная траектория обучения и микрокурсы по прокачке конкретных навыков. Прежде чем рассказывать человеку всё про продакт-менеджмент, нужно понять, а что он уже знает, и что, из того что НЕ знает, ему пригодится. Как в навигаторе, когда мы строим маршрут, мы вбиваем 2 адреса — откуда и куда — так и в обучении, нужно понимать, из какой точки стартуем, и в какую хотим прийти.
Само обучение должно быть наполнено практикой и жизненными примерами настолько, насколько это возможно. Формат можно выбирать. Здесь большой простор: от традиционных лекций и семинаров с домашками до менторства и р2р механик.
Второе — стажировки и пет-проекты. Где лучше всего набраться опыта и практических кейсов, как не на практике в реальном продукте? Это сложный путь, потому что стажировок на рынке не так много, поэтому будущим продактам придется проявить настойчивость.
Например, Марьяна Онысько, была проджект-менеджером в МИФе, но понимала, что ее тянет в продукт — договорилась с бизнесом на мини-проект в свободное время. Это был блокнот для записей. Вроде небольшая простая задача, но в ней оказалось много всего нового, с чем она столкнулась. Это и процессы, и типографские термины, и упаковка продукта. На блокноте Марьяна училась считать первую юнит-экономику, разбираться в расходах. После успешного запуска ей в компании начали доверять более сложные задачи.
По тому же принципу она входила и в новые ниши, например, сделав несколько проектов совместно с Наташей Бабаевой (ex-директор по развитию издательства МИФ), она углубилась в рынок онлайн-образования, разобралась как все устроено и благодаря этому в МИФе ей доверили запуск направления курсов.
Курсы, на которые работодатели обращают внимание при найме
В целом, на курсы особого внимания ни один из нас не смотрит. Максимум, — пытаются понять, зачем человек проходил конкретный курс, и достиг ли своей цели.
Если человек не пытался «обкатать» знания из курсов на практике (например, фреймится на теорию и фреймворки), скорее всего, у него недостаточно жизненного опыта. В продакт-менеджменте, вообще, нет понятия «правильно» и «неправильно». Один из самых крутых вопросов, который можно задать про использование фреймворков, а какой второй фреймворк ты использовал и почему?
В жизни, все бывает не так, как в теории, многие решения принимаются при отсутствии достаточного количества данных, поэтому важным становится то, насколько у продакта развита «чуйка». На самом деле, это возвращает нас к тезису о насмотренности.
Задача продакта — брать теорию и адаптировать ее к действительности. Например, есть методологии приоритизации, а как их лучше использовать?
В 2018 году, у Тиграна Басеяна, на тот момент руководителя отдела в GeekBrains, стояла задача изменить портал geekbrains.ru – 5 млн зарегистрированных пользователей, куча трафика и не ясно, что делать с платформой, которая казалось захоркожена во всех частях.
Перед тем, как разрабатывать бэклог гипотез и хотелок, он попробовал взглянуть не на все задачи, а на разные продуктовые векторы (блог, контент маркетинг, авторизация и другие) и попробовал их приоритизировать не только с точки зрения денег, но и скорости изменений — насколько легко и быстро можно было бы добиться результатов. После этого он выбрал воронку event маркетинга и в одиночку, а потом с командой в 4 человека, увеличил выручку направления в 20 раз за 3 месяца.
Но если бы он приоритизировал не так, то взял бы в работу наиболее важные с точки зрения охвата и влияния фичи, а в event маркетинге не было ни того, ни другого. Поэтому важно думать – это, конечно, не даст ответ на все вопросы, но будет шанс.
Что использовать для обучения своей команды
Если говорить именно про обучение, мы единогласно признали самым эффективным подходом — обучение через практику. С форматом можно играться, например, устраивать командные ролевые игры, личную или р2р (peer-to-peer) проверку решений. Кроме того, кейсы тоже можно давать по-разному: можно дать максимум контекста, чтобы у человека было всё для решения (или даже больше, и он научился отсекать лишнее), а можно, наоборот, дать минимальное количество контекста, чтобы человек самостоятельно выкрутился — пошел изучать данные, конкурентов или разговаривать с практиками на рынке.
Если говорить о развитии сотрудника для уровня выше junior, лучший способ роста — менторство и консультации по конкретным вопросам с постепенным делегированием всё большей зоны ответственности сотруднику. То есть сначала можно отвечать на любые вопросы, но постепенно возвращать: «А как ты думаешь? А как бы ты сделал?», чтобы человек начинал думать, ошибаться и исправлять ошибки самостоятельно.
Где учиться продакту начального-среднего уровня
Наиболее эффективным курсом для продактов с небольшим или нулевым опытом мы назвали GoPractice, потому что он реально помогает разобраться в процессе работы и попрактиковаться в основных навыках. Но нужно учитывать, что GoPractice очень про аналитику, поэтому, если опыта нет совсем, может быть перекос в данные, что важно не везде (например, в В2В совсем другая специфика).
Каких-то универсальных курсов для опытных продактов не существует: а точнее, не может существовать, потому что невозможно (да и не нужно) одинаково хорошо прокачать абсолютно все навыки. На этом этапе лучше подбирать нишевые курсы под решение конкретных задач, которые нужны на текущем этапе работы или профессионального развития.
Например, если нужно прокачаться в юнит-экономике, можно пройти курс Красинского или поиграть в Unitcraft от Дениса Ялугина. Если нужно разобраться, чем по сути является потребность клиента, понять, как развивать продукт и составить продуктовую стратегию, можно сходить на курсы Вани Замесина.
Ну и напоследок, универсальный совет: пробуйте делать свои продукты, ошибайтесь, ищите ментора, который подскажет, как эти ошибки исправить. Можете даже просто попробовать скопировать существующий бизнес (например, запустить перепродажу китайских товаров), получите огромную пользу в виде набитых шишек и понимания, как работает мир: )