Понять, простить, удалить. Можно ли убедить клиента убрать негативный отзыв по любви?
Покажем, как самостоятельно провести диалог с клиентом: подготовиться, составить скрипт, изменить его отношение к компании и подтолкнуть к удалению отзыва.
Мы помогаем бизнесу легально удалить негатив из интернета. На момент написания статьи убрали больше 1700 ссылок. По опыту скажем: 70 % негативных отзывов реально убрать, если удачно провести переговоры с автором.
Вдумайтесь в эти цифры. 7 из 10 негативных отзывов исчезнут, если представитель компании позвонит клиенту и скажет что-то вроде: «Мы ошиблись. Признаем вину и исправляем работу, чтобы больше так не ошибаться».
Тренд настолько явный, что под него мы создали отдельный продукт – Apologies. Мы изучаем клиента, связываемся с ним от лица компании, ведем человеческий диалог, после чего тот убирает негативный отзыв. Никаких подкупов, угроз или взломов.
За один телефонный звонок клиента можно вернуть и даже сделать лояльным. Расскажем, как этого добиться. Зачем нам это нужно? Чтобы показать: не нужно бояться разговаривать с покупателями, а большинство неразрешимых проблем на деле оказываются недопониманием.
Что нужно для самостоятельного Apologies
1. Прямой контакт. Подойдет номер телефон, профиль в соцсети или мессенджере.
2. Три-четыре часа свободного времени. Специалист сервиса Apologies тратит от 30 минут до двух часов на подготовку к звонку: анализирует поведение автора, составляет скрипт, просчитывает возражения и т. д. Возможно, у неподготовленного человека необходимые действия займут больше времени.
3. Разобраться с описанной проблемой. В основе реального отзыва лежит несправедливость. Человек хотел провести время в ресторане, но отравился. Заказал красивый шкаф, а он пострадал при подъеме на этаж. Такое бывает – бизнес не защищен от форс-мажоров.
Чтобы диалог с клиентом был предметным, проблему нужно либо решить (заменить товар, переделать услугу), либо создать предпосылки для исключения подобного в будущем (уволить грубияна, усилить контроль на производстве). Иначе извинения не имеют смысла. В конечном счете клиент должен понять: «Вау, а они реально исправились».
4. Трезвый взгляд на вещи. Мы уверены, что бизнес должен уметь вести диалог с клиентом, особенно недовольным, говорить с ним по-человечески. В России вообще очень «недообслуженный» клиент, особенно в провинции.
Однако Apologies – не волшебная таблетка. Он не поможет, если бизнес игнорирует проблемы или не заинтересован в изменениях. Ну, и не со всеми людьми можно договориться.
Что запрещено делать, если вы хотите подружиться с автором негатива
Требовать удаления. Никто не любит, когда ему приказывают. Плюс требование убрать негатив на корню ломает логику самого процесса. Бизнес хочет исправить ошибку, чтобы благодарный клиент убрал отзыв, а не стремится убрать отзыв, попутно решив недопонимание с клиентом.
Пытаться купить клиента. Этим бизнес сведет диалог к товарно-денежным отношениям. В лучшем случае начнется торг, в худшем – автор возьмет деньги, ничего не удалит и пойдет на «Пикабу» рассказывать, как обхитрил злого коммерса.
Угрожать. Во-первых, это незаконно. Во-вторых, это приведет к эскалации конфликта, массовой огласке и новым негативным упоминаниям, но уже на сайтах серьезнее.
Вести себя как м***к. Высокомерие, грубость, давление, дешевые манипуляции – все это под запретом.
Есть еще такой момент – никогда не узнаешь заранее, что творится в мыслях у собеседника. Никто не застрахован от возможности контактирования со скрытым неадекватом. Здесь важно понимать, что есть группы лиц, с которыми вы можете получить новый негатив при одной просьбе убрать старый. К примеру, можно нарваться на начинающего блогера, который пытается из любого шороха развить трагедию. Он не настроен решить проблему (пришел бракованный товар, сотрудник нахамил и т. д.), его цель – получить как можно больше просмотров/лайков/кармы.
Допустим, вы свяжетесь с совсем юным автором: максимализм зашкаливает, а понятие ответственности пока не усвоено. В этом случае ситуация рискует скатиться в мрак и скандалы.
В общем, каждый случай уникален, нужно судить по степени токсичности проблемы.
Как подготовиться к звонку клиенту
Здесь как в покере – мало запомнить комбинации. Нужно понять, с кем предстоит сесть за стол. Поэтому рекомендуем придерживаться следующего алгоритма:
Найти исполнителя. Крайне желательно, чтобы связывался опытный специалист, знающий внутреннюю кухню бизнеса, его преимущества и тех, кто там работает.
Вот пример: к нам обратилась компания после неудачной попытки диалога с недовольным клиентом. Получить фидбек доверили новой сотруднице. Когда она связалась с клиентом, тот спросил, почему звонит она, а не Федор Иванович. Девушка без задней мысли ответила, что он сейчас занят. Оказалось, что Федор Иванович в компании не работает. Клиент бросил трубку и больше на связь не выходил.
Поэтому в диалоге важна каждая мелочь. Опытный сотрудник по определению знает их больше.
Никогда не должен звонить человек, который эмоционально причастен к проблеме. Допустим, менеджер Андрей поругался с клиентом, тот написал отзыв. У них уже есть конфликт, каждый считает себя в чем-то правым и, скорее всего, оба будут не до конца искренни. Велик шанс начать новую перепалку.
В данном случае для клиента негативный опыт связан с компанией, а не конкретным менеджером. Поэтому нормально, когда мириться придет другой представитель бизнеса.
Изучить автора отзыва. Важно увидеть его линию поведения – посмотреть, что он пишет в других отзывах. Если возможно, найти профиль на других сайтах. Узнать подробности о человеке поможет что угодно, например, места, которые он посещал.
Мы видим, что пользователь год назад негативно оценил военный комиссариат и призывной пункт. При этом стабильно жалуется на скорость обслуживания, не любит очереди. Скорее всего, это импульсивный молодой парень, который дорого ценит свое время, но описывает проблемы конструктивно, не пускается в обвинения в непрофессионализме.
Наше мнение: общаться с таким человеком можно. Это желательно сделать девушке не из руководящего состава.
И не забудьте спросить мнение сотрудника, который обслуживал клиента. Наверняка есть нюансы, о которых автор отзыва решил умолчать. О них можно вспомнить во время диалога, чтобы продемонстрировать осведомленность.
Проверить другие отзывы о компании. За что в целом хвалят и ругают бизнес? От этого зависит стратегия диалога. Если клиент написал о нетипичной ситуации, можно отталкиваться от этого.
Допустим, автор отзыва ругает раздражающую рассылку, но другие пользователи про нее вообще не вспоминают:
Нам жаль, что вам пришлось испытать негативные эмоции, связанные со спамом рассылки. Действительно, мы можем информировать о новых предложениях через рассылку сообщений. Однако описанная вами проблема нетипична.
Давайте решим вопрос прямо сейчас. Я проверю в системе ваш статус и вручную отключу рассылку. Если вас не затруднит, назовите последние четыре цифры договора.
Формируем план диалога (без него не звонить!)
План выручит вас в спорной ситуации, не даст запутаться и придаст уверенности в разговоре. Ведь вы все продумали, вы – ведущий.
Да, универсального скрипта диалога с рассерженным клиентом нет, однако есть алгоритм, который реально адаптировать под вашу ситуацию. Ниже представлен план подготовки диалога.
1. Обращаться адресно и здороваться. Человек лучше относится к собеседнику, когда тот обращается по имени. В противном случае диалог напомнит обзвон по холодной базе.
Если вы пользуетесь CRM или ведете небольшой бизнес, клиента реально найти по тексту отзыва – достаточно соотнести написанное с клиентской базой.
Приветствие выстраивается в зависимости от tone of voice бизнеса. Учтите: официоз в большинстве случаев только осложняет разговор.
2. Поблагодарить за желание вести диалог. Мало кто любит говорить о негативном опыте. Клиент мог поставить одну звезду, но потратил время, чтобы описать произошедшее. Он инвестировал время, и теперь пора получать дивиденды: внимание и желание компании разобраться в вопросе.
Здесь важно не переборщить. Достаточно отметить, что поводом для диалога и изменений внутри компании стал отзыв. Разжевывать не надо.
3. Извиниться. Здесь важно уловить грань между предпринимательской гордостью и игрой от отставания. Если уйти в излишние извинения, клиент почувствует превосходство. Кто-то просто смутится, а кто-то воспользуется выигрышным положением, чтобы выбить бонус пожирнее. Такой риск ни к чему.
4. Принять ответственность. Иногда вина может быть на подрядчике или партнере. Это не снимает ответственности с компании – клиент обратился к ней, значит, негатив тоже направлен на нее.
Принятие ответственности должно дополняться пояснением: бизнес понимает, что произошло неприятное событие, и делает соответствующие выводы.
5. Исправить ситуацию. Желательно до диалога разобраться с описанной в отзыве проблемой. Если решить ее оперативно не получится, подготовить аргументы в пользу того, что подобное не повторится.
6. Закрепить результат. Клиенту не стоит делать выводы из исключительной ситуации. Он может обратиться к компании еще раз. Чтобы закрепить позитивное впечатление, полезно вручить презент – скидку, бесплатную консультацию и т. д.
Как вести диалог?
А здесь, друзья, решает ваш опыт и умение вести переговоры. Это постановка голоса, стрессоустойчивость, знание психологии и многое другое. Если вы не уверены в своих силах, обратитесь в Digital Sharks.
Да, это будет стоить 19 900 руб., но наша результативность выше 90 %, плюс мы точно не сделаем хуже. У нас нет эмоциональной привязки к автору отзыва, а это мешает компаниям чаще всего.
Если нужно профессиональное удаление без обращения в суд, огласки и прочей мигрени, обращайтесь к нам.
Ответы на возможные вопросы
Что делать, если пишет неадекват?
Тогда нет смысла разговаривать с ним конструктивно. Соберите доказательства неправоты автора негатива и обращайтесь к администрации сайта.
Неужели все сайты удаляют по требованию автора?
Нет. К сожалению, в правилах некоторых порталов написано, что отзыв в первую очередь принадлежит им. Отдельные сайты принципиально ничего не удаляют. Однако к крупным порталам вроде Флампа, Tripadvisor, Booking это не относится.
Если автор пишет десятки негативных отзывов каждый месяц, это плохо?
Дело не в количестве, а в содержании. Если человек пишет по фактам, значит, его задача – донести информацию до других читателей. Значит, человек адекватный. Другое дело, когда негатив появляется на ровном месте.