Пост-корона: как основатель школы Elbrus BootCamp трансформировал свой бизнес во время кризиса

Кризис из-за пандемии заставляет многие офлайн-бизнесы перестраиваться, чтобы выжить. Основатель очной школы программирования Elbrus BootCamp Георгий Бабаян рассказал, как коронавирус повлиял на работу школы и жизнь студентов и в итоге привел к созданию нового продукта.

Пост-корона: как основатель школы Elbrus BootCamp трансформировал свой бизнес во время кризиса

Про бизнес до кризиса

Elbrus BootCamp — очная школа программирования, основанная в Москве в 2018 году. Обучение в школе проводится по методике буткемпа, когда студенты погружаются в изучение программирования на полный рабочий день в течение 3 месяцев — это более 500 академических часов.

Первые подобные буткемпы для программистов стали появляться еще в 2011 году в Калифорнии, США. Сегодня кампусы таких школ расположены по всему миру — в том числе и в России.

Участники буткемпа уже давно вышли из студенческого возраста — в среднем им от 25 до 35 лет. Их мотивация — изменить карьеру, освоить новую профессию и в дальнейшем трудоустроиться.

Основным направлением работы до 2020 года было очное обучение. За два года в кампусах Elbrus BootCamp в Москве и Санкт-Петербурге прошли курс программирования более 160 студентов. 93% студентов находят работу по новой специальности в течение первого месяца после выпуска: в ВТБ, Сбербанке, Mail.ru, Ozon и других технологических компаниях.

До 2020 года 100% выручки компании приходилось на очные курсы программирования, сейчас 25% выручки приносит новый продукт — онлайн-буткемп, появившийся в результате эпидемии коронавируса.

А вы точно хотите в онлайн?

У Георгия есть знакомые в США — там эпидемия коронавируса началась чуть раньше, чем в России, поэтому по реакции владельцев бизнеса можно было понять, что будет происходить у нас. На конец февраля подавляющее большинство бизнесов в США перешло в онлайн, так что и в России переход на режим изоляции был лишь вопросом времени.

При таком раскладе для школы могло быть два сценария:

  1. На время карантина поставить весь образовательный процесс на паузу. Но в таком подходе слишком много неопределенности — неизвестно, как долго продлится этот период, есть риск потерять бизнес вообще.
  2. Или все же продолжить работу в режиме самоизоляции, сделать всё возможное для сохранения качества обучения.
Каждая группа студентов буткемпа получает имя свое название — например, Бобры, Медведи, Еноты, Волки
Каждая группа студентов буткемпа получает имя свое название — например, Бобры, Медведи, Еноты, Волки

Было решено все же перевести очное обучение в удаленный формат, но без сложностей не обошлось:

  • Многие решили вернуть деньги за курс из-за перехода в онлайн. Школа Георгия всегда возвращает стоимость обучения тем, кто в первые 6 недель понимает, что формат занятий ему не подходит. Обычно это 1 человек в месяц, но при переходе на удаленный режим работы 7 студентов из 60 попросили вернуть деньги
  • Поток новых студентов на офлайн-курсы упал на 50%, так как все понимали, что ближайшие полгода будут непредсказуемыми из-за коронавируса
  • В случае закрытия офиса аренду, вероятнее всего, придется платить, поэтому Георгий заранее договорился с арендодателем — тот дал скидку 50% на время карантина/изоляции

Вирус трансформирует индустрию в режиме реального времени, резко ускоряя долгосрочные тенденции в течение нескольких недель. Новые привычки, сформированные сейчас, переживут этот кризис, постоянно меняя то, что мы ценим, как и где мы совершаем покупки, как мы живем и работаем.

Исследование Accenture “Поведение потребителей в коронавирус”, 2020

Конечно, если посмотреть на опыт зарубежных буткемпов — там много примеров, таких как General Assembly и IronHack, где образовательный процесс был полностью перенесен в онлайн еще года 2-3 назад, и это никак не связано с кризисом.

Так что создание онлайн-буткемпа — следующий логичный шаг в бизнесе, а кризис коронавируса просто ускорил развитие событий. И всё-таки в период карантина особенно важно, что онлайн-буткемп позволил избежать падения выручки.

Подготовка к самоизоляции

Кампус школы пришлось закрыть 30 марта 2020 года в связи с Постановлением Правительства о введении режима самоизоляции. Но готовиться к карантину начали еще за месяц до введения официальных мер, в феврале.

Одновременно очное обучение проходили 4 группы в московском и петербургском кампусах. Задача, которую поставила перед собой команда школы, — сделать обучение возможным даже в карантинном режиме, чтобы не прерывать уже начатые курсы, а качество обучения сохранить на высоком уровне.

“Я сказал: “Ребята, готовьтесь, не факт, что мы в итоге перейдем в онлайн, но мы должны убедиться, что сможем это сделать с технической точки зрения”, — вспоминает Георгий. В школе стали проводиться “технические тренировки”, когда преподаватель уходил в закрытую комнату и вел занятия оттуда. Студенты подключались к конференции в Zoom, находясь в другой комнате. Такие тренировки проходили три дня подряд, в результате чего стало понятно, что не все так гладко — но не с технической точки зрения.

  • Когда преподаватель находится со студентами в одной аудитории, он может “считывать” их реакцию, понять, усваивают ли они материал, где требуется уточнение, к кому нужно подойти индивидуально и т.д. А при проведении занятий онлайн считывать реакцию студентов гораздо труднее и возможно далеко не всегда
  • У преподавателей начинается стресс — как перестать быть “говорящей головой”?
  • И самое сложное — онлайн занятия в буткемпе длятся не как один обычный вебинар, час-полтора, а весь день, то есть 8 часов — с 9:00 до 19:00. Надо научиться это выдерживать.

Эти вопросы предстояло решить, а к чему-то — привыкнуть.

Онлайн-буткемп — другой продукт?

В тот день, 30 марта, когда в Москве и Петербурге официально объявили карантин, команда и студенты буткемпа перешли в режим “войны”, началась “Битва за Москву”. “Это такая шутка, я позаимствовал ее у Яндекс.Такси, они все свои маркетинговые кампании называют военными акциями”, — поясняет Георгий.

Основатель школы привлёк коуча, чтобы провести тренинг для команды преподавателей и студентов по специфике обучения в удаленном режиме:

  • Коммуникация и обратная связь очень отличается от очного формата — нужно больше общаться с аудиторией, задавать вопросы конкретному человеку, просить людей написать в чат, давать задачи, которые студенты могут обсуждать в чате
  • У всех студентов и преподавателей всегда должны быть включены камеры
  • Для продуктивной учебы нужно каждое утро настраиваться на рабочий лад: навести порядок на столе, надеть рубашку, размяться и т.д..

И если было понятно, что в случае с очными курсами “удаленка” — временное неудобство, то онлайн-буткемп будет проходить всегда в дистанционном формате, а поэтому его программа и вообще весь учебный процесс должны быть полностью адаптированы под него.

Георгий поставил задачи своей команде разработчиков, дизайнеров и преподавателей — за 4 дня сделали новый лендинг для онлайн-буткемпа, за 1,5 месяца написали новую образовательную программу. Из организационных изменений — в онлайн-программе обучение длится 15 недель вместо 12, а группа состоит из 15 человек на одного преподавателя вместо 10 человек.

Среди студентов буткемпа 78% составляют мужчины, а 22% — женщины
Среди студентов буткемпа 78% составляют мужчины, а 22% — женщины

Конечно, в обучении офлайн есть много “сторонних” плюсов: на территории школы проводятся митапы, лекции экспертов-разработчиков, специалистов по найму и т.д. В удалённом режиме такое взаимодействие и вовлечение студентов сложно организовать, поэтому онлайн-буткемп немного легче по контенту, но и стоит он дешевле — 150 тысяч рублей за курс вместо 230.

Есть в онлайн-режиме и другие плюсы: к примеру, студенту не нужно ехать в столицу снимать жилье, можно экономить на еде.

В школе есть студенты и из других стран, например, русскоговорящий студент из Германии, который искал онлайн-буткемпы в Европе, но остановился на Elbrus Bootcamp, так как стоимость обучения в России в 5 раз дешевле, чем в Европе или США, даже онлайн. Есть студентка из Великобритании, для которой русский язык не родной — она начала обучение офлайн, а из-за карантина продолжила курс уже дистанционно, из Лондона.

В конце апреля 2020 года онлайн-буткемп набрал свою первую группу — 15 человек. С 1 июня стартовало обучение второй группы.

Возникает вопрос — чем онлайн-обучение в школе программирования отличается от сотен других курсов, таких как Coursera, Skill Factory и Geekbrains?

  • Отбор на входе — все студенты школы Elbrus BootCamp проходят тестирование и интервью при поступлении. На этом этапе выявляется истинная мотивация студентов и способность учиться
  • Все преподаватели школы — действующие разработчики, курсы проводятся программистами для программистов
  • Интенсивность — в обычных онлайн-курсах на обучение приходится 5 часов в неделю. В онлайн-буткемпе это 40 часов в неделю

Найм разработчиков, или к чему все это

Основной показатель качества обучения школы Георгия — процент студентов, которые по окончании курса находят работу по новой специальности. В случае с офлайн-курсами этот показатель равен 93%. Время покажет, каким будет показатель для онлайн-курсов. Но основатель школы считает, что процент трудоустроившихся сохранится на том же уровне.

Новоиспеченные программисты чаще всего устраиваются на позиции младших разработчиков или разработчиков. В период карантина часть работодателей заморозила активный найм младших разработчиков, кандидатам приходится ждать — но это отложенный спрос. Есть своя специфика — как проводить собеседования, как вводить в рабочий процесс — это сложно, но работодатели этому тоже учатся.

Однако те, у кого“горит”, продолжают нанимать — в январе количество размещенных вакансий на HeadHunter по запросу “разработчик React” было на уровне 1200 вакансий. В мае этот показатель не изменился.

Изоляция заканчивается - бизнес остаётся. С 22 июня 2020 года команда преподавателей и студенты очного курса возвращаются обратно в кампус, а новые онлайн-группы продолжат обучение в своем формате.

22
Начать дискуссию