Чат-бот: новая стратегия в обучении полевого персонала
Опыт трейд-маркетингового агентства Ace Target
Содержание статьи:
1. Актуальность чат-бота как инструмента для обучения
2. О чат-боте
3. Организация обучения в чат-боте
4. Администрирование чат-бота
5. Возможности чат-бота
6. Преимущества чат-бота
7. Разработка чат-бота
Спикер:
Юлия Дубровина, специалист по адаптации, обучению и развитию сотрудников компании Ace Target.
Интервью провела:
Анастасия Столбова, основатель компании learning & Development Point - создание электронных систем обучения для сетевых компаний и франшиз.
1. Актуальность чат-бота как инструмента для обучения
На сегодняшний день в компании работают:
- 150 - штатных сотрудников
- более 1500 - полевых сотрудников.
Полевой персонал все время в разъездах, и не сидит в офисе за компьютером (в отличие от штатных сотрудников). Поэтому стиль и формат обучения, которое получает штатный сотрудник, не подходит для полевого.
Здесь важно преподносить информацию более динамично и в сжатом формате, а сама подача должна быть актуальна для просмотра с телефона: чтобы в любой момент можно было легко и быстро просмотреть обучающий материал.
Также, желательно, чтобы не нужно было долго где-то регистрироваться, и чтобы не было сложного назначения курсов.
И еще немаловажный фактор: важно, чтобы все 1500 полевых сотрудников (а также вновь пришедшие специалисты) могли одновременно получать обучение.
В связи с вышеперечисленными причинами было принято решение - разработать и запустить в работу чат-бот в Телеграм.
2. О чат-боте
TelegramBot — это помощник в обучении полевого персонала, который позволяет быстро и эффективно:
- адаптировать
- обучать
- информировать сотрудников.
Так как телефон у всех под рукой, возможно оперативно отправить какой-то небольшой материал, презентацию, даже лонгрид или информационное письмо.
Бот удобен тем, что все происходит оперативно: оперативно разработали материал, оперативно направили.
При этом легко отследить: изучили или не изучили сотрудники направленную информацию.
3. Организация обучения в чат-боте
1) Создание бота под проект
В компании существует отработанная обучающая база, которая предоставляется всем сотрудникам на всех проектах.
В эту базу входит:
- знакомство с компанией,
- в целом адаптация
- информация по расчету KPI
- и т.д.
То есть все, что должен знать сотрудник, когда он приступает к работе.
После этого идет информация, которая у каждого направления (проекта) своя, и она отличается друг от друга.
Поэтому под разные проекты создаются свои чат-боты, чтобы не смешивать информацию.
При этом, у сотрудника, как правило, один бот. В нем заложена как отработанная обучающая база, так и информация, необходимая для грамотной работы по своему направлению.
Если у сотрудника больше одного бота, скорее всего, он переходит с проекта на проект.
2) Два уровня доступа
- Для действующих сотрудников
С полным функционалом.
- Для новых
С доступом только к открытым обучающим материалам.
3) Вводное обучение
Когда новичок открывает чат-бот, то сразу видит меню обучения.
Так он сразу же понимает, какие задачи перед ним стоят.
Сам интерфейс очень простой: все логично и интуитивно понятно.
Срок обучения зависит от того, в какой проект (направление) заходит работать сотрудник.
Например, это может быть обучение, рассчитанное на 2-3 дня: изучил базовую информацию, посмотрел короткие видео по теме, и готов к работе.
4) Обучение в формате подкаста
Опытные сотрудники записывают подкасты, рассказывают о технологиях, новинках, особенностях продукта и т.д.
5) Автоматическое напоминание в чат-боте
Если по каким-то причинам сотрудник задерживается в прохождении обучения, то ему приходить автоматическое напоминание о том, что стоит возобновить обучение.
Частота напоминаний и сам месседж - настраиваются отдельно.
6) Тесты
На сдачу тестирования одна попытка, следующая возможность пересдать появляется через 24 часа. Время допуска можно отследить в сообщении бота.
Статус «сдано» присваивается, если результат свыше 90%. Время на вопрос 1,5 минуты, далее - ответ засчитывается как неверный.
Каждый тест сопровождается визуализацией:
- зеленая галочка - тест пройден
- красный крестик - тест провален.
Это необходимо для:
- мотивации сотрудника
зеленая галочка - тест сдан, я молодец - отслеживания возможных затруднений при прохождении теста
красный крестик.
В случае, если наставник видит, что у подопечного появился крестик напротив теста, то он разбирается в ситуации:
- возможно, что-то было непонятно в самом обучении
- может, где-то новичок поторопился, не так прочитал вопрос и т.д.
После чего предлагаются варианты по исправлению ситуации:
- провести дополнительное обучение
- лично созвониться, пообщаться, встретиться, провести обучение в полях и т.п.
Для этого привлекаются региональные тренеры компании.
7) Программа наставничества и отчетность
Бот удобен для наставников, которые отслеживают прогресс новичков и результаты тестирования.
Кроме того, что через бот сотрудники могут проходить опросы и тестирование, они могут получать обратную связь.
4. Администрирование чат-бота
1) Специалисты, администрирующие чат-бот
Актуальность информации поддерживает:
- Администратор
Занимается наполнением бота, рассылкой информационных писем и т.п. То есть, обеспечивает бот информированием. Есть информирование клиентов, есть информирование сотрудников. Сотрудники компании - внутренние клиенты.
- Менеджер по обучению полевого персонала
Следит за актуальностью информации.
2) Рассылка актуальной информации и база знаний
Чат-бот также выполняет роль информационного блога.
Когда обновляется информация по продажам в регионах, меняется информация в каталогах и т.д. - все это тут же направляется в чат-бот.
Таким образом, сотрудник:
- оперативно введен в обновления
- не тратит время на вопросы
- если что-то забыл, всегда может посмотреть в чат-боте.
3) Обновления
Обновления, как правило, касаются:
- изменений KPI
- объявления результатов различных конкурсов, итогов мотивационных игр
- информации о праздничных днях или о предстоящем отпуске
- и т.п.
То есть, бот помогает не только в обучении. Он также позволяет оставаться полевым сотрудникам в одном инфополе с компанией, не ощущая удаленности работы.
4) Обратная связь
Через чат-бот можно задать вопрос офису, заказать справку, заявление на отпуск и т.д.
5. Возможности чат-бота
1) Дозированность и автоматизация обучения
В компании придерживаются принципа - не перенасыщать сотрудников обучающими материалами, то есть выдавать информацию в том объеме, в котором будет комфортно ее усвоить.
Поэтому чат-бот организован таким образом, что перейти к следующему обучающему модулю возможно только тогда, когда полностью пройден текущий. Переход происходит автоматически, а не вручную.
2) Наполненность бота
Важно понимать: наполненность бота зависит от проекта.
Где-то - расширенный бот, где-то - попроще, где самая базовая информация, и обновления происходят несколько раз в месяц.
3) Мультиформатность
В бот можно загружать и фото, и описание, и аудио, и видео, комбинируя между собой подачу информации.
Здесь же можно разместить ссылки на вебинары, презентации и др.
При этом курсы и обучающие видео открываются внутри чат-бота, без перехода на внешние ссылки.
4) Настройка разделов
Помимо 4 основных разделов, в боте существует возможность создать разделы по проекту, которые, в свою очередь, возможно наполнить различной информацией.
Пример:
Промоутер продает бытовую технику. Он может отдельно зайти в раздел, и там изучить: посудомоечные машины, стиральные машины, посмотреть каталог, сравнительные характеристики, больше уделить времени изучению технологиям, и т.д.
5) Аналитика по обучению
Возможно снять любую статистику: по курсу, по обучающему материалу, по конкретному сотруднику, который нас интересует.
6) Геймификация
С первого дня работы сотруднику присваивается грейд: Новичок.
При условии удовлетворительного прохождения обучения присваивается статус: Промоутер.
Рост от одного грейда к другому визуально отображается в чат-боте, что дает мотивацию сотруднику расти и развиваться.
Также с помощью бота проводятся игры, конкурсы, а затем подводятся итоги.
6. Преимущества чат-бота
1) Не требуется регистрации в системе
Персонал не готов тратить время на долгие регистрации, восстановление в случае потери пароля. Администраторы не готовы тратить время на регистрацию огромного количества пользователей. Бот же идентифицирует пользователя в Телеграм и обращается персонально к нему без регистраций и смс.
2) Помогает разгрузить менеджеров
С внедрением чат-бота нагрузка на менеджеров заметно уменьшилась, а качество работы значительно выросло.
3) Имеет максимально простой интерфейс
В отличие от различных систем дополнительного образования (СДО) бот имеет более простую навигацию, интерфейс интуитивно понятен.
Есть возможность настроить разные уровни доступа, а также подсказки. Например, новичку - с чего начать обучение и как перейти на следующий уровень.
4) Имеет прозрачную систему планирования
Все сотрудники видят свой план, текущее выполнение, мотивацию, фокусные модели (список моделей с повышенной оплатой).
7. Разработка чат-бота
Разработка имеет разные сроки, в зависимости от нескольких факторов:
- Насколько простой или сложный требуется чат-бот
- Будет ли работать со стороны компании команда или один специалист
- Подготовлена вся информация для чат-бота или требуется разработка/доработка обучающего материала.
Если нужен бот с множеством самых разных функций, то, соответственно, срок реализации затянется.
Если вам требуется базовый бот, и при этом вся информация готова, то возможно запустить бот за месяц.
Итог
Сегодня действительно важно быть в тренде и не зацикливаться на СДО, чат-ботах, а в целом тестировать, что в компании, скажем так, пользуется популярностью, что больше нравится сотрудникам, собирать у них обратную связь, и, соответственно, на основе этой обратной связи применять новые инструменты обучения и мотивации сотрудников.
Посмотрите запись полного интервью
Хотите, чтобы менеджеры знали продукт и использовали лучшие техники продаж? Закажите Книгу Менеджера вашей компании: