Коллективный иск к Яндекс.Еде - как присоединиться, в чем нарушение, и что дальше
Юридический сервис DestraLegal.ru подал коллективный иск к FoodTech-сервису Яндекс.Еда в Замоскворецкий районный суд города Москвы. О подаче иска уже написали некоторые федеральные СМИ. Здесь мы расскажем о том, как образовался иск, в чем нарушение, и чего ждать дальше.
В иске участвует 33 пользователя сервиса Яндекс.Еда, еще 300 пользователей отправили заявки на присоединение к коллективному иску. Все обратившиеся в DestraLegal.ru столкнулись с одной и той же проблемой: в сервисе Яндекс.Еда произошла утечка персональных данных пользователей, и база объемом 50 млн записей стала публично доступна. Теперь истцы требуют компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей на каждого.
Что случилось?
Недавно стало известно, что в Яндексе произошла массовая утечка персональных данных пользователей сервиса Яндекс Еда. В результате недобросовестных действий одного из сотрудников в интернете были опубликованы фамилии и имена, телефоны клиентов, адреса, суммы трат и коды от домофонов на сайте: https://saverudata.info. Роскомнадзор отреагировал быстро и заблокировал сайт с опубликованными данными пользователей сервиса Яндекс.Еда. Вместе с тем, многим из пользователей удалось обнаружить себя в утекшей базе данных, а также скачать всю базу с 50 млн записей. В базе есть личные данные 23 млн пользователей Яндекс.Еды.
В первый же день после утечки в DestraLegal.ru с заявками на присоединение к коллективному иску обратились более 100 пользователей сервиса, нашедших в базе свои персональные данные. С помощью ресурса онлайн-сервиса юристы Destra за два дня дистанционно собрали с истцов необходимые документы - коллективный иск с 33 участниками был подан в Замоскворецкий районный суд города Москвы 25 марта 2022 г.
Как присоединиться к коллективному иску к сервису Яндекс.Еда?
Чтобы присоединиться к иску, достаточно оставить заявку на платформе коллективных исков. С вами свяжется юрист, мы поможем собрать доказательства, подготовим необходимые документы, присоединим вас к иску и будем бороться за ваше право на компенсацию в суде.
Отдельно взятому человеку сложно бороться с крупными корпорациями. Поэтому мы формируем в России культуру коллективных исков. Решать проблемы вместе куда проще, чем бороться с системой одному.
Почему это важно?
Подобные утечки данных - не редкость, однако, как правило, они происходят в значительно меньшем объеме. В такой ситуации, компании всеми силами способствуют удалению “утекших” данных из общего доступа. Однако к этому моменту, эта информация уже распространилась по неопределенному кругу лиц. Так, пострадавшим участникам коллективного иска к сервису Яндекс.Еда поступали многократные звонки от агентств недвижимости, которые предлагали продать или сдать недвижимость по адресу, указанному в утекшей базе данных, от компаний, предлагающих услуги клининга и ухода за одеждой, предложения от банковских сотрудников.
Требуя компенсации, пострадавшие могут влиять на отношение корпораций к безопасности пользовательских данных. А проще всего это сделать, присоединившись к коллективному иску.
Разве это работает?
В других странах компании уже давно несут большую ответственность за утечки, и это реализуется как раз коллективными исками. Так, ярким примером является иск против Insurance Technologies, каждый из участников которого имеет право на получение компенсации в размере около $7 тыс. Еще одним ярким примером является коллективный иск против социальной сети TikTok. Компания обязалась выплатить участникам коллективного иска $92 млн за нарушение правил сбора и обработки персональных данных пользователей. Утечка персональных данных сотрудников и клиентов компании British Airways тоже послужила поводом для коллективного иска. Сумма штрафа компании составила $254 млн и была снижения до $27 млн в связи с трудным финансовым положением компании в пандемию.
Это первый такой иск?
Юридический сервис DestraLegal.ru уже имеет успешную практику организации коллективных исков и даже запустил для этого онлайн-платформу. Так, недавно DestraLegal.ru имел опыт защиты прав студентов образовательного сервиса GeekBrains. В коллективном иске против образовательной платформы принимают участие более 50 студентов, которые выдвинули требования на сумму около 9 млн рублей. Студенты продолжают присоединяться к иску.
Будут ли ещё иски?
В настоящий момент сложилась крайне неприятная ситуация: многие компании объявляют об отказе в обслуживании российских клиентов, прекращают гарантийную поддержку и даже отменяют уже оплаченные заказы. В результате, клиенты не могут вернуть деньги и испытывают трудности с использованием уже приобретенных товаров.
DestraLegal.ru собирает участников и готовит коллективные иски против Netflix за отказ предоставить подписку российским пользователям, Farfetch за отказ доставить оплаченные товары и вернуть за них деньги российским покупателям, Playstation в связи с закрытием магазина для владельцев консолей.
Почему утечка персональных данных - это нарушение
Опубликованные в открытом доступе данные клиентов, в частности, фамилии, имена, адреса, номера телефонов относятся к персональным данным.
Основным законом, который регулирует отношения по обработке персональных данных, является Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ “О персональных данных” (далее - Закон о персональных данных). Он устанавливает обязанность оператора персональных данных - лицо, осуществляющее обработку персональных данных, - осуществлять обработку с согласия субъекта персональных данных и в соответствии с требованиями Закона о персональных данных. Одними из требований являются соблюдение конфиденциальности персональных данных и принятие мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке.
За нарушение установленных Законом о персональных данных требований установлена ответственность. В частности, субъект персональных данных вправе предъявить оператору персональных данных требование о компенсации морального вреда и возмещении убытков.
Утечка персональных данных представляет собой нарушение правил обработки персональных данных. Так, на операторе лежит обязанность принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, распространения персональных данных, а также от любых других неправомерных действий в отношении персональных данных.
Утечка персональных данных пользователей сервиса Яндекс.Еда может говорить о том, что оператор не принял необходимые и достаточные меры, чтобы обеспечить безопасность персональных данных своих клиентов. В результате этого, как отмечает сам Яндекс, сотрудник компании смог повести себя недобросовестно и имена, номера телефонов, адреса, суммы заказов пользователей сервиса стали доступны неограниченному кругу лиц. Как следствие, у пользователей Яндекс.Еды появилось право предъявить требования о возмещении убытков и компенсации морального вреда.
Большинство из нас заказывает еду домой, поэтому передает сервису информацию о своем месте жительства, имя, контактный телефон, код от домофона, подробности входа или подъезда к дому. Отношения строятся на доверии. Передавая свои данные, пользователи надеются на их сохранность и конфиденциальность.