Как тебе такое, Илон Маск: понятие и риски коммерческой мемификации

С вами снова DestraLegal.ru – сервис, который решает ваши юридические проблемы.

Как тебе такое, Илон Маск: понятие и риски коммерческой мемификации

В эру цифровой коммуникации, мемы стали неотъемлемой частью онлайн-культуры. Они проникают в наши новостные ленты, захватывают наше воображение и заполняют наши чаты. Однако там, где мемы становятся коммерческими активами, наступает время задавать важные вопросы: что такое мемы с точки зрения права и какие риски возникают при их использовании в коммерческих целях?

Широко распространено мнение о том, что все, что есть в интернете это общественное достояние и может передаваться от пользователя к пользователю абсолютно свободно. Так ли это? Давайте разбираться.

Обратимся к закону, а там оказывается, что в российском законодательстве специальное регулирование интернет-мемов не предусмотрено. Даже определения этого понятия нет.

Если попробуем самостоятельно определить, что такое мемы, то получается, что мемы могут рассматриваться как форма выражения и распространения информации или идеи. Они могут передаваться устно, письменно, через рисунки или цифровые медиа. Простыми словами, это картинка, видео или текст юмористического характера, которые завирусились в интернете. Как, например, любимое и бессмертное «Денег нет, но вы держитесь». До сих пор следуем совету Дмитрия Анатольевича!

Тем временем, российский суд также попытался дать определение мему и в 2020 году, рассматривая дело о законности использования мема соцсетью «ВКонтакте». Суд сформулировал это понятие так: «Под интернет-мемом понимается информация в той или иной форме (медиаобъект, то есть объект, создаваемый электронными средствами коммуникации, фраза, изображение, концепция или занятие), как правило, остроумная и ироническая, спонтанно приобретающая популярность, распространяясь в Интернете разнообразными способами (посредством социальных сетей, форумов, блогов, мессенджеров и прочего), означает также явление спонтанного распространения такой информации или фразы (вошло в употребление в середине первого десятилетия XXI века)».

Интересно, что в этом же решении суд признал, что мем является произведением и соответственно объектом авторского права в соответствии со ст. 1259 ГК РФ. Согласно п. 80 постановления Пленума ВС РФ от 23.04.2019 N 10, объектом авторского права является только тот результат, который создан творческим трудом. А ведь действительно, мемы – это произведения, созданные творческим трудом конкретного человека и выражены в объективной форме – картинки, видео и т.п.

Таким образом, чтобы мем считался объектом авторского права, должно соблюдаться несколько условий:

  • должен быть вложен творчески вклад в его создание;
  • выражен в объективной форме – письменной или устной, в форме изображения, звуко- или видеозаписи и т.п.

Здесь важно сделать также акцент на том, что результаты интеллектуальной деятельности считаются созданными творческим трудом, пока не доказано иное.

Таким образом, при соблюдении вышеперечисленных условий, в тот момент, когда вы создаете мем, у вас возникает право на охрану этого мема с точки зрения интеллектуальной собственности.

Несмотря на то, что в юридической плоскости у вас есть авторское право на созданный мем, в реальной жизни, конечно, проблематично защищать такое право. Когда на основе одной фотографии создаются десятки – сотни различных вариаций мемов, то просто невозможно уже узнать первоисточник. Многие авторы указывают «вотермарку» на изображении/видео, но часто это безрезультатно, ведь никто не может вам обещать, что какой-нибудь анонимус из Брянска не обрежет эту вашу вотермарку и не выложит его под своим именем. Хотя, конечно, в рамках закона любую картинку в интернете защищает закон, и для публикации нужно получить разрешение автора. Но пока что никак не карается свободное распространение в социальных сетях смешных картинок (если это не реклама чего-то).

Можно ли использовать чужие картинки/фото при создании мемов?

Закон говорит, что использовать изображение человека в меме можно, если есть согласие на это. В ст. 152.1 ГК РФ перечислены случаи, когда такое согласие не нужно.

Касательно чужих оригинальных произведений – вопрос спорный. Ведутся дискуссии о том, являются ли мемы пародией на оригинальные произведения. Если вы использовали чужую интеллектуальную собственность, то с большой долей вероятности это может быть квалифицировано, как пародия или карикатура в соответствии с п. 4 ст. 1274 ГК РФ. Например, как в широко известном споре соцсети «ВКонтакте» и компания «Си Ди Лэнд контакт» по поводу легендарного мема «ждун». Суд счёл, что использование изображения в качестве мема является пародией, а потому согласие правообладателя не требуется.

Как тебе такое, Илон Маск: понятие и риски коммерческой мемификации

Критерии отнесения произведения к пародии законодательно не закреплены. Но здесь важно понимать, что пародией является произведение, высмеивающее другое (оригинальное) произведение или его части и не путать это с полным копированием. Если так случилось, что создатель оригинального произведения подал на вас в суд – настаивайте на том, что это пародия. Соответственно, в таком случае мем можно использовать на основе чужой интеллектуальной собственности без разрешения. Однако старайтесь по максимум внести изменения в оригинальное произведение, иначе есть риск, что добавление простой шутливой надписи суд не сочтет творческим вкладом.

Например, перерисуйте мем (допустим, стоп-кадр из фильма нарисуйте в фотошопе).

Кроме того, без разрешения автора, но с указанием его имени, мемы можно использовать:

  • в научных, полемических, критических или информационных целях и в целях раскрытия творческого замысла, с указанием источника и автора
  • в учебных работах
  • в рельефно-точечном шрифте для слепых

Что мы предлагаем бизнесу

Как тебе такое, Илон Маск: понятие и риски коммерческой мемификации

Мем это не только смешные картинки и видео, но и крутой способ коммуникации с клиентами, который активно использует бизнес. Если использование мемов просто в личной переписке возможно без согласия авторов, то вот использование их в коммерческой деятельности вызывает вопросы.

  • Указывайте автора мема, не используйте чужое произведение без разрешения.

Начнем сразу с того, что если вы знаете автора и источник, то их лучше указать в любом случае. Разрешение можно получить любым удобным для вас путем. ГК РФ не устанавливает требовании к форме и содержанию такого согласия. Просто напишите сообщение по электронной почте, в мессенджере или соцсети. Допустим, если вы не получили разрешение в Амедиатеке на использование мема с кадром из «Игры престолов», то нарушаете исключительное право, за что, разумеется, предусмотрен штраф.

Посыл таков: «Постить – можете, зарабатывать на них без разрешения – нет». Сюда же сразу советуем при заключении договора с подрядчиком, если в работе будет использоваться мем, предусмотреть в договоре положения о запрете на нарушение чужих интеллектуальных прав или обязанность за свой счет разрешать споры с третьими лицами в отношении нарушения чужих интеллектуальных прав.

Однако в судебной практике бывает и лазейки. Например, если вы пытались найти автора, но все безуспешно, то в суде можно будет настаивать на том, что вы действовали добросовестно, предпринимали все усилия для того, чтобы найти автора, но не смогли. Чтобы совсем уж выйти чистым из воды, укажите, что мем принадлежит «неизвестному автору».

  • Проверьте мем на товарный знак.

Чтобы перестраховаться удостоверьтесь не зарегистрирован ли заинтересовавший вас мем как товарный знак. Сделать это можно бесплатно, например, на этом сайте.

Как защитить право на использование своего мема в коммерческих целях и не нарушить чужое:

  • Придумать оригинальный мем, перерисуйте его по максимуму с сохранением главной шуточной мысли (не использовать изображение человека без его согласия);
  • Зарегистрировать уже существующий мем в качестве товарного знака (без вашего согласия никто не сможет его использовать в своих коммерческих целях);

Например, автор известного мема «Наташ, вставай, мы там все уронили!» приняла решение зарегистрировать свой мем в качестве товарного знака после того, как компании начали использовать мем в рекламе, сувенирах и одежде.

  • Ставьте на созданный мем вотемарку.

Как вы видите, российская законодательная система обладает рядом юридических механизмов, которые позволяют законно создавать интернет-мемы и использовать их в коммерческих целях. Однако, мы бы хотели добавить, что все таки разделяем широко распространенное убеждение, согласно которому мем не может быть привязан к единственному создателю в силу склонности к репликации, а многие даже предлагают это считать произведением фольклора, однако когда дело доходит до бизнеса и на горизонте возникает вопрос денег, то тут лучше перестраховаться и соблюсти все критерии законного цитирования, чтобы одним солнечным днем не получить иск на почту.

Конечно, каждый случай индивидуален и если не можете решить проблему сами, то смело обращайтесь к нам. И помните: отстаивать свои права с DestraLegal – это просто, а дорогу осилит идущий!

23
Начать дискуссию