История разработки математического онлайн-детектива про украденный артефакт, который у нас регулярно пытаются украсть

История разработки математического онлайн-детектива про украденный артефакт, который у нас регулярно пытаются украсть

Кто мы и что за «математический детектив»?

Меня зовут Маркеллов Александр, я — руководитель проекта «Математические тропинки». Мы занимаемся дополнительным математическим образованием детей, для которых математика — не самое главное в жизни. Часть детей любят сложные математические задачи сами по себе. Но для большинства детей интереса от процесса решения задач недостаточно — их нужно дополнительно увлечь чем-то. Мы придумываем, как сделать математику интересной для всех. Кроме кружка, мы делаем квесты по математике, в которых совмещаем интересные игровые механики с математическими задачами.

В этой статье я расскажу о том, как мы с Екатериной Бредихиной сделали математический детектив для детей. Как мы собрали детективную историю, где читатель решает головоломки вместе с главным героем. Механика простая: ребёнок читает детектив. По ходу сюжета ему встречается головоломка, решение которой продвигает героя истории к разгадке. Ребёнок вводит ответ в специальное поле: если ответ неверный, то ребёнок получает сообщение, что нужно подумать ещё. А если ответ верный — сайт выдаёт ключ. Ключи нужно собирать, чтобы решить финальную загадку.

Что вдохновило

Весной 2021 года Екатерина рассказала мне про книгу «Дневник 29».

Суть книги в том, что вам в руки попадает дневник пропавшей экспедиции. Вам нужно решить загадки и узнать, что случилось с экспедицией. Около каждой загадки есть qr-код, по которому вы можете перейти и проверить, правильно ли вы решили задачку или нет, и получить ключ, который потом помогает в следующих загадках.

Что нам понравилось в этой книге:

  • необычная механика
  • использование онлайн технологий
  • антураж (книга правда похожа на дневник)

Что нам не понравилось:

  • отсутствие сюжетной линии, на всех страницах книги только головоломки
  • очень сложные, порой нелогичные задания

Основная идея

Мы решили сделать математический детектив для детей, но добавить туда то, что нам не хватило в «Дневнике 29». Задания должны быть более простыми, понятными детям, и их должна связывать общая история, чтобы детектив можно было читать как книгу. Нам важно, чтобы история была интересная сама по себе — такая, что ребёнок начинает её читать и ему хочется узнать, что же произойдет дальше. И ещё, он будет не просто читателем, но и участником детектива — ему нужно помогать главному герою решать задачки. Мы хотели, чтобы трудные задания превратились в увлекательную историю.

Поскольку мы тестировали идею, то решили не делать детектив полноценной книгой, а собрать его в самом простом варианте в PDF. Родитель после оплаты получает файл по почте и сам решает, распечатать его или давать ребёнку в электронном виде.

Вот что нам нужно было сделать, чтобы собрать детектив:.

  • Подобрать головоломки
  • Написать текст истории
  • Создать сайт с проверкой ответов
  • Отрисовать иллюстрации
  • Продумать как мотивировать детей решать задания и проходить квест
  • Сверстать файл
  • Собрать лендинг для продажи квеста

Мы приступили к работе в начале лета 2021 года.

Головоломки

Мы отобрали 15 головоломок. Мы хотели, чтобы они были разные по степени наглядности, разные по сложности и разные по принципу решения. Поэтому мы вспомнили самые интересные задания и переделали многие задачи под сюжет детектива: например, в известной задаче про 5 землекопов, которые роют канаву, мы добавили древних египтян; а для задания с шифром даже придумали свой шифр с использованием скандинавских рун, чтобы он выглядел как древний.

История разработки математического онлайн-детектива про украденный артефакт, который у нас регулярно пытаются украсть

Всю работу по подготовке мы проводили в miro, потому что это наш любимый сервис: в нём мы готовим макеты лендингов на сайт, собираем подборки материалов кружка, проводим занятия с детьми, рисуем схемы внутренних процессов. Вот как головоломки выглядели до отрисовки:

История разработки математического онлайн-детектива про украденный артефакт, который у нас регулярно пытаются украсть

Текст истории

Для того, чтобы написать текст и продумать повороты сюжета, нужен был автор. Мы подумали, что сможем найти того, кто не пишет тексты профессионально на заказ (скорее всего, для нас это было бы дорого), но всё равно сможет придумать для нас интересную историю. Мы сделали тестовое задание и разослали его в разные группы: мы дали головоломку, а кандидату нужно было написать подводку к ней.

Текст задания можно посмотреть здесь: https://docs.google.com/document/d/1di5gGJW_9Ho17s7Omb9wkh8zPZajUAKv6RGO44GoFbw/edit?usp=sharing

Отозвалось несколько человек и прислали свои истории. Мы всё прочитали и выбрали автора, чей стиль нам показался самым подходящим — Ульяну.

Она написала историю, в которую вписываются наши головоломки — в центре истории школьник, который случайно становится свидетелем кражи древнего артефакта из музея. Ему нужно предотвратить ограбление и спасти реликвию. Ульяна писала так увлекательно, что пока мы читали уже готовые главы, то сами думали, «а чем же в итоге закончится эта история?»

Сайт с проверкой ответов

Сайт с проверкой ответа мы сделали с помощью no-code сервиса bubble.io. Мне помог это сделать друг, Семён, который недавно стал работать no-code разработчиком.

История разработки математического онлайн-детектива про украденный артефакт, который у нас регулярно пытаются украсть

Каждой головоломке соответствовала страница с полем ввода. Если ответ введён неверно, то появлялась надпись: «Попробуй ещё!» или «Ответ не подходит :(». Мы написали 10 вариаций таких фраз, чтобы это не выглядело скучно и подбадривало ребенка. Если ответ был верным, то ребенок получал ключ — некоторое число, которое было необходимо для полного прохождения квеста.

История разработки математического онлайн-детектива про украденный артефакт, который у нас регулярно пытаются украсть

Иллюстрации

Потом мы обратились к нашему иллюстратору — Оле. Необходимо было перерисовать наши прототипы головоломок. А также отрисовать персонажей для обложки и сайта. Оля уже рисовала много иллюстраций для нашего проекта и сайта, поэтому практически все картинки сразу совпали с нашим представлением. Что-то пришлось менять или дорабатывать, но общее настроение истории было передано точно.

История разработки математического онлайн-детектива про украденный артефакт, который у нас регулярно пытаются украсть

Мотивационная составляющая

Ещё в процессе подбора головоломок мы стали думать, как сделать процесс прохождения детектива более увлекательным. Ведь часто виртуальные продукты люди бросают, не дойдя до конца.

Мы заложили несколько механик:

1. Постарались сделать саму историю достаточно интересной.

Школьник узнаёт о готовящемся преступлении. Бандиты планируют украсть священный додекаэдр — это такая объемная фигура, составленная из 12-ти правильных пятиугольников — один из правильных многогранников, которому в древности приписывали необычные свойства. Древнеримские додекаэдры — это настоящие исторические артефакты, назначение которых до сих пор до конца не ясно.

История разработки математического онлайн-детектива про украденный артефакт, который у нас регулярно пытаются украсть

2. Ввели ключи.

Если ребёнок верно решал задание, то в ответ он получал кусочек ключа.Чтобы получить финал истории, ему нужно было ввести пароль из нескольких ключей. Эта механика увеличивала вероятность, что ребёнок подумает над каждой головоломкой. И к тому же, каждое получение ключа сразу после решённой задачи, мгновенно давало позитивное подкрепление и обратную связь: «ты на верном пути, продолжай двигаться дальше».

История разработки математического онлайн-детектива про украденный артефакт, который у нас регулярно пытаются украсть

3. В финале ребёнок получал письмо, в котором ключи складывались в гугл координаты. Если все задания решены верно, то ребенок может найти секретное место на настоящей карте в реальном мире. Мы часто используем эту механику, детям она очень нравится. Это позволяет чувствовать связь между вымышленной историей и реальной жизнью.

История разработки математического онлайн-детектива про украденный артефакт, который у нас регулярно пытаются украсть

4. При успешном прохождении ребёнок получал не только развязку истории, но и развёртку додекаэдра, которую он мог вырезать и склеить. Так что по сюжету история героя, который нашёл додекаэдр, и история читателя объединялись вместе.

История разработки математического онлайн-детектива про украденный артефакт, который у нас регулярно пытаются украсть

Это был отдельный интересный и сложный вопрос, какую награду предложить ребёнку за выполнение заданий. Хочется, чтобы награда ему понравилась. Но сейчас у детей почти всё есть, и награда должна быть не физическая. Если у вас есть идеи виртуальных призов, расскажите об этом в комментариях!

Ответы и подсказки

Мы понимали, что высока вероятность, что ребёнок не сможет решить какую-то головоломку. Но если он при малейшей трудности будет смотреть ответ, то у него не будет возможности подумать над задачами. Мы предполагали, что какие-то задачи не решаются с первого раза, но и не давать ответы тоже нельзя. Может сложиться ситуация, что полное прохождение детектива не получится, и ребёнок расстроится. К тому же, не всегда у родителей получается решить наши задачки. Это нормально, потому что многие не так сильно погружены в тему занимательной математики.

Мы разработали к каждой головоломке подсказки. В описании мы пояснили, что лучше сразу ребенку их не выдавать, а использовать их, только если возникает трудность с конкретной задачей. Мы их расположили на отдельном листе так, чтобы было удобно отрезать подсказку и выдать только одну, а не все вместе. То же самое мы сделали и с ответами.

История разработки математического онлайн-детектива про украденный артефакт, который у нас регулярно пытаются украсть

Вёрстка и тестирование

Когда были готовы картинки и текст, мы отдали верстальщику свой черновик, сделанный в гугл-доках, описали задание и отправили картинки всех загадок. Казалось, что это просто — собрать историю в файл, но в процессе вёрстки вылезла куча мелочей, которые можно увидеть только в готовом файле: некоторые картинки не влезали на страницу вместе с текстом, qr-код везде по-разному выглядел на страницах, в тексте все буквы «ё» были записаны как «е», додекаэдр не склеивался в целую фигурку, не всё выглядело в реализации так, как представлялось по задумке.

В итоге, вёрстка прошла несколько циклов правок, и промежуточных версий было 5, а время финальной сборки заняло почти месяц. В какой-то момент стало казаться, что при каждой следующей проверке всё равно найдётся что-нибудь, что нужно поправить, и просто надо прекращать проверять.

Конечно, пока шла вёрстка, мы не просто ждали — ещё нужно было сделать сайт с описанием квеста и протестировать механику. Мы написали у себя в группе в соцсетях и быстро нашли 10 желающих родителей с детьми. Обратная связь помогла нам сразу во время вёрстки внести изменения в некоторые задания и улучшить часть картинок — то, что выглядело для нас очевидным, не всегда было понятно детям. Например, не все поняли, что треугольники на грани нужно посчитать или что значения на картинке с многогранниками получаются в результате сложения столбцов и строк:

История разработки математического онлайн-детектива про украденный артефакт, который у нас регулярно пытаются украсть

Сами задания были очень разными по сложности для разных участников: кто-то быстро проскочил все задачи, а кто-то застрял. Но здесь это было ожидаемо — некоторые задачи уже встречались кому-то в жизни, а некоторые из наших испытателей вообще не решали раньше нестандартные задачи. Не было какой-то одной задачи, непонятной всем, поэтому мы решили, что тестирование успешно пройдено.

Сайт для продажи

Мы отрисовали прототип в miro, а потом собрали лендинг на Tilda. Нам важно было показать механику процесса для вёрстки сайта, и пока мы собирали разные части, мы сами лучше понимали, что выглядит хорошо, а что может быть непонятно покупателям.

Было так:

История разработки математического онлайн-детектива про украденный артефакт, который у нас регулярно пытаются украсть

Стало так:

После этого мы настроили интеграцию с Airtable через Integromat. Все данные по покупкам мы храним именно там.

История разработки математического онлайн-детектива про украденный артефакт, который у нас регулярно пытаются украсть

Мы полностью доделали детектив к осени 2021 года. Разработка у нас заняла 3 месяца. Все участники истории живут в разных городах, поэтому мы собрали и сделали квест полностью онлайн, ни разу не встретившись ни друг с другом, ни с одним из исполнителей разработки вживую.

Почему-то детектив популярен у мошенников

С нашим детективом связано несколько настоящих «детективных» историй — не выдуманных, а в реальной жизни.

История 1

Один раз нас пытались убедить заплатить мошенникам. Мне пришло такое сообщение:

"Александр, здравствуйте!

Меня зовут Евгения, компания по защите контента ""Инфощит""

Пишу вам, т.к. увидели ваши курсы на нескольких ресурсах.

Там их отдают либо бесплатно, либо за какие-то копейки, к примеру..."

Я перехожу на сайт и замечаю, что разница между публикацией детектива на сайте складчины и отправкой этого сообщения 8 минут.

Видимо мошенники используют такую схему:

Выкладываешь какой-то инфопродукт -> пугаешь предпринимателя, что у него воруют -> предприниматель пугается -> платит деньги этим же мошенникам -> они изображают активную деятельность -> удаляют с сайта продукт (возможно).

Видимо, им так хотелось заработать, что даже не хватило терпения дать посту отстояться.

История разработки математического онлайн-детектива про украденный артефакт, который у нас регулярно пытаются украсть
История разработки математического онлайн-детектива про украденный артефакт, который у нас регулярно пытаются украсть

Платить мы, конечно, никому не стали. В финале детектива есть отдельная часть — с концовкой. И, чтобы получить её, нужно было ввести свою почту. Конечно, если человек не покупал детектив, то его почты в нашей базе не было, и обнаружить стороннего “покупателя” было очень просто.

История 2

В другой раз кто-то решил сделать копию детектива, но каким-то уж слишком ленивым способом. Раздаётся звонок: «Здравствуйте, я по поводу объявления на юду. Я редактор, готова написать текст для детектива»

Я думаю: “странно, детектив мы сделали ещё летом и другой делать пока что не планируем”. Прошу прислать мне объявление.

Читаю: «необходимо написать рассказ в детективном стиле для детей, в сюжет и текст рассказа необходимо будет вставить математические головоломки. Все это должно быть гармонично) Важно, чтобы детям и взрослым было интересно это читать. Пример:”” и ссылка на детектив. Самое интересное, что ссылка вставлена на мой же гугл-диск. То есть, человек купил его и просто выложил в открытый доступ, мол сделайте так же.

Мы совершенно не против аналогичных продуктов для детей. Чем больше классных вещей по математике, тем лучше. Но нас поразил уровень лени. Нарушу авторские права и выложу чужой продукт в открытый доступ, потому что мне лень писать тз.

Я закрыл доступ к файлу и обновил ссылки :)

История разработки математического онлайн-детектива про украденный артефакт, который у нас регулярно пытаются украсть

А недавно мы увидели продукт, очень похожий по формату. Возможно, что “заказчик” всё же нашел себе автора. Но почему бы и нет. Мы не против.

Переезд на онлайн-платформу и бесплатный доступ в сложные времена.

Сейчас, в конце марта, мы открыли доступ к этому детективу и ещё к двум другим квестам (про таблицу умножения и внетабличное умножение) на месяц бесплатно. Мы видим, что во многих семьях начались сложности с оплатой занятий или со сменой привычной обстановки, а дети остались без любимых занятий и кружков. Поэтому мы сделали три квеста бесплатными на месяц: пусть интересная математика будет доступна всем детям.

А для того, чтобы детектив не пришлось распечатывать, мы сделали его полностью электронным — и перенесли из pdf на онлайн-платформу электронных курсов Core.app. Там оказалась почти такая же удобная система проверки ответа с обратной связью, правда, без красивого оформления страницы, как это было на bubble. Зато перенос детектива вместе со всеми правками и проверкой занял меньше одного дня.

История разработки математического онлайн-детектива про украденный артефакт, который у нас регулярно пытаются украсть

На платформе есть и другие инструменты интерактивных заданий, так что мы захотели придумать и сделать ещё интересных занятий в онлайн-формате: например, такие, чтобы ребенок не просто порешал необычные головоломки, но и разобрался с какой-нибудь трудной темой по математике — умножение или дроби.

Провал в продажах

На настоящий момент наш детектив не окупился. Мы оплатили услуги автора, иллюстратора, программиста и верстальщика, и ежемесячно платили за платформу. Получился какой-то парадокс: те, кто его прошли — оставляют очень хорошие отзывы.

История разработки математического онлайн-детектива про украденный артефакт, который у нас регулярно пытаются украсть

При этом, когда мы открыли бесплатный доступ, детектив приобретают в два раза чаще, чем квест по таблице умножения и в 3 раза чаще, чем квест по внетабличному умножению!

Но когда мы крутили рекламу в фейсбуке, то детектив фактически вообще не продавался. А вот квест по таблице умножения продавался.

Пример креатива:

История разработки математического онлайн-детектива про украденный артефакт, который у нас регулярно пытаются украсть

Мы не понимаем, что мы делаем не так. Если у вас есть идеи как наладить продажи детектива, пожалуйста, поделитесь ими в комментариях. У нас были задумки аналогичных продуктов, но пока что мы их поставили на паузу, так как не научились продавать этот.

Не смотря на все сложности, мы считаем, что детектив получился очень здоровским. Мы уверены, что ещё найдем способ познакомить его с широкой аудиторией.

55
Начать дискуссию