Исследование: что происходит с российскими SMM-сервисами в 2022 году

Как блокировка Инстаграма* отразилась на популярности отечественных парсеров, сервисов автопостинга и инструментов аналитики.

Что случилось с Инстаграмом*

В прошлом году Инстаграм* занимал второе место по количеству сообщений в месяц и первое – по количеству авторов. Это была одна из самых популярных соцсетей в России для брендов, блогеров и пользователей, но с февраля соцсеть начала терять аудиторию.

Теперь Meta* вне легального маркетинга. Откручивать таргетные бюджеты через Facebook Ads* невозможно – это может быть расценено как финансирование экстремистской организации. Оплачивать российскими картами из-за рубежа не получится – они там не работают. Инстаграм* блокируется Роскомнадзором, и охваты внутри падают: в соцсеть можно зайти только из-под VPN, которые РКН тоже начинает прикрывать.

Постепенно российский маркетинг перестает работать с Инстаграмом*, это отражается на сервисах, которые автоматизировали работу с SMM и таргетом. Мы обратились к данным сайта SimilarWeb, который анализирует трафик. Взяли период с марта по май 2022 года, а в качестве источника трафика смотрим визиты с десктопа.

Что произошло в сервисах по автоматизации в SMM

В целом наблюдается общее падение трафика на российских SMM-сервисах по отложенному постингу, аналитике и парсерах. Падение составляет от 9 до 63 %. Единственный сервис, который показал рост трафика в 3 раза от марта к маю, – DataFan.

<i>Сводная таблица изменения трафика на русскоязычные страницы SMM-сервисов с марта по май. Источник: SimilarWeb</i>
Сводная таблица изменения трафика на русскоязычные страницы SMM-сервисов с марта по май. Источник: SimilarWeb

Разброс в показателях довольно большой, поэтому далее – отдельно о каждой категории.

Как изменился трафик на сервисы отложенного постинга

В группе проанализированы: SMMplanner, Postmypost, Amplifr, SmmBox.

<i>Как менялся трафик на сервисы автопостинга. Источник: SimilarWeb</i>
Как менялся трафик на сервисы автопостинга. Источник: SimilarWeb

В этой группе наблюдается падение от 9 % у SmmBox до 29 % у SMMplanner и Postmypost.

Основная доля автопостинга до 24 февраля приходилась на Инстаграм*, так что падение на треть у SMMplanner и Postmypost связано в первую очередь с этим. SMMplanner начал переводить зарубежных пользователей на копию smmplanner.io, которая доступна только вне территории РФ, так что падение может быть связано еще и с этим. Поступают ли другие сервисы аналогично – неизвестно.

<i>Трафик зарубежной версии SMMplanner вырос с нуля до 23.6К. Источник: SimilarWeb</i>
Трафик зарубежной версии SMMplanner вырос с нуля до 23.6К. Источник: SimilarWeb

Что интересно, Amplifr потерял всего 10 % трафика. Это при том, что цены у сервиса выставлены в долларах. Неожиданно, что такая особенность сервиса минимальным образом сказалась на его посещаемости.

Как изменился трафик на парсеры

В группе проанализированы: Target Hunter, Segmento target, Pepper.Ninja.

<i>Как менялся трафик на парсеры. Источник: SimilarWeb</i>
Как менялся трафик на парсеры. Источник: SimilarWeb

Тут показатели похуже, чем в отложенном постинге: падение от 24 % у Target Hunter и до 63 % у Segmento target.

Парсеры были актуальными инструментами для сбора аудитории в Инстаграме* и Фейсбуке*, поэтому уход и блокировка соцсетей больно ударили по Pepper.Ninja (-47 %) и Segmento target. Зацепило и Target Hunter, который не работал с Инстаграмом* и Фейсбуком*. Падение трафика этого игрока можно связать с невозможностью оплачивать сервис из-за рубежа, а также с возникшими у рекламного кабинета ВКонтакте сложностями из-за резкого притока аудитории.

Эта же причина не обошла стороной другие парсеры: все они начинали с парсинга для рекламного кабинета ВКонтакте, и этот функционал до сих пор остается одним из наиболее востребованных.

Как изменился трафик на сервисы аналитики

В группе проанализированы: LiveDune, Popsters, DataFan.

<i>Как менялся трафик на сервисы аналитики. Источник: SimilarWeb</i>
Как менялся трафик на сервисы аналитики. Источник: SimilarWeb

Тут интересно. Падение наблюдается у LiveDune на 40 % и у Popsters на 36 %, а у молодого игрока рынка DataFan наблюдается рост трафика на 362 %.

DataFan сумел показать рост в первую очередь за счет двух показателей:

  • У сервиса в арсенале еще до февраля были не только инструменты для анализа контента, но и для работы с данными рекламных кабинетов, в частности ВКонтакте.
  • Сервис сумел оперативно подстроиться под ситуацию и выкатил новый вид отчетов для расширенной аналитики рекламного кабинета ВКонтакте, который оказался нужен пользователям. Дальше сервис будет делать упор на анализ рекламы в ВК.

Уход Инстаграма* больнее всего ударил по LiveDune, который представлял собой «комбайн» по работе с этой соцсетью. Падение частично компенсировал уход сервиса на зарубежные рынки: англоязычный livedune.com вырос в 50 раз с марта по май – трафик увеличился с 2 до 111 тысяч. Popsters также перебрасывает силы на зарубежный рынок – popsters.com показывает рост на 20 %.

<i>Зарубежные версии LiveDune и Popsters хорошо выросли. Источник: SimilarWeb</i>
Зарубежные версии LiveDune и Popsters хорошо выросли. Источник: SimilarWeb

Выводы

Рынок SMM переживает структурные изменения. Общую просадку трафика можно объяснить оцепенением рынка. Бренды и специалисты выбрали тактику выжидания, сократили бюджеты на SMM и таргет. ВКонтакте не то же самое, что Инстаграм* – нужно время, чтобы понять, как бизнесу продавать и продвигаться в доступных на сегодняшний день соцсетях.

Каждый сервис ищет свои пути адаптации в новых условиях. Кто-то начал активное продвижение за границей, кто-то расширяет функционал для ответа на меняющиеся запросы рынка, а другие заняли выжидательную позицию и не спешат вкладывать деньги в развитие до тех пор, пока картина не станет яснее.

Любой кризис – это новые возможности и перспективы. Надеемся, что каждая тактика принесет свои плоды и все сервисы останутся на плаву.

**Meta Platforms Inc. (соцсети Facebook*, Instagram*) признана экстремистской, ее деятельность запрещена на территории России.

2424
6 комментариев

Полезно! Спасибо)

6
Ответить

Интересно, спасибо за подробную и структурированную информацию :)

3
Ответить

Спасибо за статью!

Ответить

Источник: SimilarWebТам же цифры - плюс/минус километр, не?
Хотя о чем это я, статья ж ради ссылки и рекламы.

Ответить

А какие еще варианты есть? Попросить у всех доступ к гугл аналитика?)

Ответить

Это открытые данные, и да, они в общем приблизительные. Но для определения тенденции этого достаточно

Ответить