Как я купил франшизу и что из этого вышло?
Покупка франшизы - Зачем?
Многие приобретая франшизу считают, что вот жизнь наладилась, Вы купили готовый бизнес, и теперь остается только приглядывать за новой вотчиной и доход получать.
Мое мнение было именно таким, когда я покупал франшизу магазина премиального женского белья известного бренда.Одну из первых в РФ, всего потом было открыто по франшизе 16 магазинов (забегу вперед, сейчас этой сети уже нет). По их расчетам этот магазин должен приносить 100% доходность. При этом ее не было в открытой продаже, я ее нашел с трудом. Съездил на переговоры в Москву, убедил мне ее продать (у меня был опыт ведения своего бизнеса, но не было опыта розничных продаж). Подписал договор.
---------------------------------------
Подписывайтесь на мой телеграмм канал: Tuchkovclub
----------------------------------------
Тут же мне повезло взять магазин в аренду в ведущем ТЦ города. Об открытии магазина в торговом центре можно смело написать отдельную повесть. Согласовывается все от цвета плитки, до вбивания в стену гвоздя. А при покупке франшиза это же надо согласовать и с головной структурой. В общем весь процесс от подписания договора, до завершения ремонта и открытия занял больше 5-ти мес.
Но, казалось сошлись все звезды и я выиграл лотерейный билет. Деньги потекут рекой, ведь у меня есть супер бренд, а локация дает трафик. Можно пить кофе и считать прибыль.
Все не так. С франшизой Вы в первую очередь купили обязательства, ответственность и “головную боль”.
С момента подписания договора Вы приняли на себя обязательства не только перед торговым центром по оплате аренды.
Продавцу франшизы вы теперь должны:
- оплатить закупку товара.
- отремонтировать магазин по его дизайну, причем согласовать этот дизайн с торговым центром. У меня оказалось, что дизайн делали в Лондоне и не учли требования РФ по пожарным нормам, а также не учли, что наши технологии монтажа витрин отличаются. Это привело к переделке проекта, соответственно задержке ремонта (аренда торгового центра не волнует Вашего франчайзера)
- выкупить форму продавцов и оборудование. Причем оборудование пришло раза в три дороже, чем я бы купил его в Ростове.
- сделать рекламную съемку и тратить бюджет на рекламу, ежемесячно. Бюджет рассчитывается в процентах от суммы закупки (не от суммы реализации).
- подобрать персонал соответствующей квалификации и количества
- ну и конечно вы теперь обязаны выкупать товар на определенную сумму постоянно.
- конечно платить роялти (у меня это заменено выкупом товара)
Что я получил:
- после пяти месяцев трудов (моих, не франчайзера) красивый магазин
- нормальную реализацию первый месяц
- резко выросшие через 4 месяца (из-за курса фунта стерлингов) цены. Эти риски тоже надо учитывать
- объем продаж на 70% ниже плановых показателей
---------------------------------------
Подписывайтесь на мой телеграмм канал: Tuchkovclub
----------------------------------------
Что не получил от франчайзера:
- обещанного объема продаж
- обещанного постоянно расширяющегося ассортимента
- обещанной рекламной поддержки
- обещанных сроков поставки
В чем промахи:
- Доверился показателям продаж (Правда, как их проверить?), они оказались сильно завышены.
- Показатели торгового центра по посещаемости были высокие, но посещаемость не равно продажа.
- Неверно оценил масштабы ремонтных работ.
- Не учел риски колебания курсов валют.
Таким образом приобретенная франшиза полностью меня лишила самостоятельности в принятии решений. Без согласия головной компании я не смог даже сменить локацию (была гипотеза. что место было не удачное, но франчейзеру было важнее присутствовать в ТЦ, конечно за мой счет).
Зачем вообще покупать франшизу? Для меня этот вопрос всегда был спорным, на мой взгляд ценность может быть только в супер бренде или каком-то уникальном продукте или технологии. В моем случае это был супер бренд.
Совсем не понятно, зачем покупать франшизу, например банкротств физических лиц (там нужно либо хороший свой опыт, либо профессиональных сотрудников), или например франшиза автомойки. В чем ее ценность? Оборудование да и расстановку оборудования Вам сделает любой поставщик. Оценку локации Вам вряд ли хорошо сделают из далека.
Локация - это вообще отдельный вопрос, с ней часто промахиваются и большие компании.
Таким образом франшиза несет только два преимущества:
- Бренд. Наверное самое ценное. Он дает узнаваемость товара и соответственно, по идее, упрощает путь покупателя от желания купить до приобретения товара и дает своего рода бонус, преимущество перед другими аналогичными товарами. Тут надо учесть, что бренд в свою очередь приведет к удорожанию цены товара.
- Технологии. Это действительно уникальность, но ее сложно найти. Например есть франшиза медицинских центров. Ее можно рассматривать к приобретению, поскольку сильная сеть даст доступ к дорогостоящему медицинскому оборудованию, возможно к специалистам.
На этом преимуществ франшиз я больше не вижу.
В итоге франшиза может превратиться в прибыльный бизнес, но не влечет уменьшение Вашего объема работы. А влечет зависимость от головной структуры, отсутствие самостоятельности в принятии решений. Ваш капитал подвержен еще большим рискам, чем при своем бизнесе.
Рекомендую почитать: Restogramm. Первый поисковик/агрегатор ресторанов и мероприятий в Telegram.
---------------------------------------
Ставьте лайки! Оставляйте комментарии.
Обращайтесь за финансовыми консультациями Tuchkov.club
Подписывайтесь на мой телеграмм канал: Tuchkovclub
Желаю Вам постоянно растущей прибыли в вашем бизнесе!
----------------------------------------