«Если в США — спринтеры, то наши готовы к марафонам»: Что мы узнали о детях, запустив курсы программирования за рубежом
Всем привет! Меня зовут Олег и в 2018 году вместе с Александром Носуличем мы открыли школу программирования для детей.
В этом году Kodland запустила курсы в США и Англии для небольших групп детей от 10 до 14 лет. Сегодня в зарубежном подразделении Kodland учатся основам Python и проектной информатике 50 ребят. Дети создают сайты и игры, знакомятся с базовыми инструментами компьютера и изучают основы программирования.
Мы постоянно работаем над улучшением образовательной программы, изучая аудиторию разных стран. Наши педагоги успели поработать с детьми из России и зарубежья. Большинство из них эмигрировавшие учителя и студенты старших курсов технических вузов МГТУ, университета Гранады, Open University и других.
Вместе с учителями хотим поделиться наблюдениями после обучения первой группы детей в США и Англии. Почему за рубежом реже задают вопросы, где больше программистов-гуманитариев и почему ИТ не так популярно у родителей вне России.
Любят математику, но не информатику
40.37% наших англоговорящих учеников предпочитают математику и статистику, 42.86% — физику биологию химию. Среди ребят из России больше гуманитариев — около 50% Несмотря на сильное техническое образование в наших университетах в 11 лет школьники Англии и США уже понимают концепцию градусов в углах и переменных. Знания помогают обогнать российских ребят в заданиях с лабиринтами и Turtle Art. В UK и USA мы набираем в группы по питону не с 12, а с 11 лет.
«Я обожаю западную систему образования, так как 75% учеников говорят, что их любимый предмет — это Math. Еще 20% выбирают Science и STEM, что тоже не может не радовать мою инженерную душу. Уровень математики там гораздо выше нашего»
Программирование, напротив, не в особом почете в школах США. Уроки не включены в обязательную образовательную программу в отличие от России, где еще со времен СССР информатика преподавалась в средних классах. В 2019 году только в 34 штатах из 51 дети изучают по Computer Science или Scratch. Ребята старше 14 лет могут познакомиться с программированием на уроке Introduction to Computer Science. При этом это более теоретический курс изучения базовых алгоритмов и структур данных. Большинство учеников не в восторге от уроков информатики, сетуя на отсутствие практики.
В Российских школах ситуация противоположная — непосредственно программированию уделено больше времени. Было бы нечестно не рассказать, что школьная программа почти не менялась с «советских» времен. Ученики изучают устаревшие языки программирования — Pascal и Basic. Только в немногих государственных школах преподаватели рассказывают про Python или C++. Тем не менее уроки помогают понять основы кода и решать математические задачи с помощью программирования. Суммируя, дети в США и Англии получают большую и лучшую теоретическую базу, когда как наши ребята — практики.
Программирование востребовано, но не интересно
Для большинства учеников родители становятся главным мотиватором записаться на первые занятия. Наблюдая за уткнувшегося в игры ребенка, папы и мамы ищут способ вынести полезное из увлечения компьютером. В США и Англии чаще всего дети отправляются на внеклассные занятия летом. Родители не пытаются полностью занять свободное время ребенка дополнительным образованием. Во время каникул ребята больше занимаются спортом, музыкой, ходят в церковные школы или детские лагеря.Только четыре наших ученика из 50 параллельно занимаются другими внеклассными уроками.
В России родители чаще отдают детей на курсы во время учебных занятий. На 50 детей 30-35 углубленно осваивают математику с репетитором или изучают иностранный язык, параллельно занимаясь программированием. Причем среди родителей редко кто работает в сфере ИТ в отличие от западных пап и мам.
«Увлечение компьютером существует везде, но на западе несколько отличается характером. По субъективным ощущениям, в России детям мнение о том, что быть программистом круто чуть больше навязано именно родителями, так как те осознают ценность профессии. В Штатах у детей выбор более осознанный из-за историй успеха англоязычных IT компаний»
Интерес родителей к курсам программирования на Западе меньше. Думаю, это связано с уровнем жизни. Для стран СНГ работа в IT — это жизнь за границей, работа в крупных компаниях, большие деньги. Чуть ли не главный лозунг курсов программирования — «получи востребованную профессию».
«Здесь у IT нет привилегии на место в молодых умах. Программист – такая же профессия, как и микробиолог, наладчик оборудования или инженер-проектировщик. За курсы IT здесь не хватаются, как за одну из немногих возможностей жить в будущем нормально»
С компьютером на «ты», а с учителем на «вы»
Дети в Англии и США увереннее обращаются с техникой. Уже в 11 лет ребята понимают функционал операционной системы, свободно серфят в интернете, легко ищут информацию в поисковиках. Возможно, это обусловлено большей либеральностью в воспитании западных детей. Ноутбук у ребенка из США и Англии появляется раньше, чем у подростка из России. Еще в 2015 году 94% американских детей 3-18 лет имели дома компьютер.
Наши ребята больше времени проводят за смартфоном и предпочитают небольшой экран для поиска информации. Часть ребят младших групп все еще неуверенно пользуются мышью и боятся «кликнуть не туда». Однако это только сближает преподавателей с детьми. Ученики из России чаще задают вопросы и интересуются задачами вне уроков.
«Русские дети более страстные что ли. Возможно, это странно звучит, но они на эмоциях рассказывают родителям о программировании. От детей из Англии такое тоже встречалось, но более конструктивно. Обычно они, как и родители, спокойнее к этому относятся»
Различие может показаться незначительным, но именно эта искра становится источником мотивации ученика к занятиям. Ребята начинают задавать вопросы, интересоваться, думать о программировании в будущем. В России именно дети «допродают» уроки родителям. В США и Англии у нас такое было только однажды с учеником 16 лет. Чаще инициатива продолжить обучение исходит от родителей.
Ощутимое достоинство у российских студентов есть - они гораздо чаще доходят до урока. Если дети в США — спринтеры, то наши — готовы к марафонам. Они продолжают заниматься после уроков, задают вопросы вне занятий и приходят на дополнительные курсы. Возможно, ребята на западе быстрее усваивают материал в силу большей окруженности хай-теком, но и перегорают быстрее. Дети из России уже на первом занятии представляют себя будущими разработчиками игр или сайтов. Важно, чтобы эта искра не погасла.
Здорово. Это очень интересное различие между культурами разных стран. И правда у нас в стране программирование занимает место чего-то очень крутого и профессионального. Удивительно, что в других странах его не ставят на такое же место как у нас :)
Интересная статья, с одной стороны всё логично, но не сказать ,что очевидно.
В русских школах программирования у детей с 2 класса любимый предмет тоже математика. Расскажите, как деньги принимаете из США, Англии?
Школы программирования и дети бывают разные :) мы отталкивались от исследования своих учеников. Деньги принимаем через PayPal