Результаты исследования: насколько российские пользователи доверяют российским сервисам?
Для начала познакомлю вас с авторами исследования:
WEEEK — это российская мультисервисная платформа для управления проектами и командой. Внутри сервиса ты можешь найти: Таск-менеджер, Базу знаний, CRM, Пользователи и другие полезные инструменты для эффективной работы.
В марте у нас случился резкий рост регистраций и увеличился спрос на демонстрации продукта. Когда ажиотаж немного поутих, мы решили разобраться какой уровень доверия у пользователей к российским сервисам, с чем им пришлось столкнуться после перехода с зарубежных аналогов, что хотелось бы улучшить, а что уже сейчас отлично организованно.
В конце мая мы пообщались с командой из Everest и в начале июня запустили исследование. В рамках своего Исследовательского центра команда Everest проводит анализ UX-составляющей IT-сервисов и пишет классные обзоры. Если ищешь сервис-аналог для Notion, то можешь почитать их серию статей тут.
Everest — студия UX-дизайна. В апреле ребята запустили Исследовательский центр на базе студии. Его задача — проведение исследований с упором на UX-составляющую интерфейсов. За всё время они наработали мощную экспертную базу, на основе которой могут анализировать разные цифровые продукты и делиться результатами.
Сегодня студия входит в десятку лучших дизайн-студий России по версии Tagline. Команда проектирует интерфейсы веб-сервисов и мобильных приложений для Сбера, РСХБ, МТС, Scania и других крупных брендов.
Определение цели и главных вопросов
Основной целью было понять уровень доверия к российским онлайн-продуктам, выявить основные барьеры и проблемы, которые препятствуют использованию систем.
В результате исследования мы хотели определить основные требования к российским разработчикам и собрать реальный срез по рынку.
Этой статьёй с результатами исследования мы хотим помочь российским разработчикам сделать свой продукт качественнее, а предпринимателям и управленцам легко и без рисков переезжать с зарубежных сервисов на отечественный.
Если подробнее, то в число задач, которые мы хотели бы решить опросом входили следующие:
1. Узнать у пользователей сервисов, что им нравится и не нравится в российских сервисах.
2. Собрать пул фич, которых не хватает пользователям российских сервисов.
3. Собрать пул фич, которых не хватило пользователям в бесплатном доступе.
4. Выявить причины, по которым пользователи не остаются в сервисе после бесплатного доступа.
5. Определить причины, которые останавливают пользователей в переходе на российские сервисы.
6. Уточнить причины, по которым пользователи прекращают использование зарубежных сервисов.
После публикации мы рассчитываем привлечь внимание пользователей к тем решениям, которые уже есть на рынке. Честно о плюсах, минусах и о том, за что текущие пользователи этих продуктов ценят их.
В исследовании мы упомянули следующие российские сервисы: WEEEK, Яндекс.Трекер, Moo.team, Flowlu, Kaiten, Platrum, Workzen, Pyrus, Singularity, Advanta, Evateam, Yougile, Planiro, Штаб, Битрикс24, amoCRM. Отбирали по критерию — компания должна предоставлять функционал управления проектами и командой.
Главные результаты исследования
Первым делом, хочется обратить твоё внимание на то, что большинство респондентов, которые уже пользуются отечественным софтом, верят в российские сервисы. Это даёт хорошую опору нашим командам:
На вопрос о том, почему они так думают, мы получили следующие ответы:
Среди тех, кто не пользуется российскими аналогами, это число ниже: всего 38%. Понадобится время, чтобы завоевать лояльность этой категории:
Многие пользователи писали о том, что больше всего требуют доработки в российских сервисах два момента:
- Наличие багов — 42% респондентов;
- Нагруженный интерфейс — 29%;
- Устаревший внешний вид — 17%;
- Внутри сервиса нет онбординга (подсказки как пользоваться) — 13%;
- Нет бесплатного пробного периода — 5%.
Следующий интересный момент кроется в том, насколько эти моменты критичны для текущих пользователей:
«Это важный тезис, который даёт хорошую возможность компаниям изучать боли и потребности своих пользователей. Также, стоит отметить лояльность, с которой относятся пользователи российских аналогов к сервисам. Это ценно», — отметила Мария, UX-дизайнер Everest.
На основе ответов о доработке, мы отобрали самые важные фичи, которые важны для пользователей при переезде команд в новые системы:
- Бесплатный пробный период.
- Простой и полезный онбординг.
- Перенос данных из других сервисов.
- Понятный интерфейс и качественный UX.
- Быстрая помощь и поддержка.
Подробнее об этом вы можете почитать в статье команды Everest. Мы оставили свои комментарии к каждому пункту и рассказали о своём опыте.
В этой статье я бы хотела разобрать ещё один момент — уровень готовности российских сервисов к большому потоку новых пользователей. О том, каким этот опыт был для нас, очень подробно написал Иван, CEO WEEEK.
Если посмотреть на этот вопрос со стороны двух категорий пользователей, то вот что они ответили:
1 категория: те, кто уже использует российские сервисы:
Большинство респондентов считают, что российские сервисы вполне справились с нагрузкой. Те, кто ответил«нет», указали следующие причины:
2 категория: те, кто не готов переезжать:
Причины:
Два главных стоп-фактора:
- Пользователи понимают, что из-за высокой нагрузки сервисы могут не успевать обеспечивать качественную работу сервиса
- Пользователи не готовы тратить время на ожидание, пока команды исправят баги и допилят свои продукты.
Большинство сервисов действительно были не готовы к большому наплыву пользователей. Сервисы уже взяли в работу момент с серверной архитектурой. Уверена, что благодаря этому, многие команды уже укрепили свои позиции.
Для российского рынка IT 2022 год войдёт в историю как период новых возможностей. Первая половина года запомнилась большим количеством релизов отечественных сервисов. Одновременно с этим аудитория перетекала из зарубежных сервисов в существующие российские аналоги. Это связано с блокировками аккаунтов и проблемами с оплатой. Однако не все компании были готовы к такому количеству новых пользователей, а аудитория выражала скепсис по поводу готовности серверов к таким нагрузкам.
В гонке за скоростью на другой части весов всегда будут деньги и/или качество продукта. Проведя ряд исследований по российским аналогам зарубежных сервисов, мы можем сделать несколько выводов:
1. В России умеют быстро стартовать и разрабатывать онлайн-продукты под базовые потребности пользователей.
2. Оперативная разработка зачастую характеризуется проблемами с UX и слабым UI.
3. В желании сделать свой сервис самым функциональным, возникают проблемы на уровне юзабилити.
При этом хочется отметить, что отечественные разработчики гибкие — мы видим реальную заинтересованность в улучшении и развитии своих продуктов. Поэтому при проектировании онлайн-сервисов советуем обращать внимание на:
— позиционирование и УТП: какую задачу решает продукт, в чём его преимущество, почему нужно пользоваться именно вашим продуктом;
— фокус на функционале: проработка сценариев, ux-составляющей, логики интерфейсов;
— диалог с пользователями — исследуйте, анализируйте и улучшайте. У вас для этого есть всё необходимое — ваши пользователи, внешние данные и исследования рынка,
— Елена Попова, Руководитель Исследовательского центра Everest
Напомню, что полную версию статьи о результатах вы можете прочитать у команды Everest. Также, ребята собрали в презентацию главные тезисы по проведенному исследованию. Если хотите ознакомиться с ними — заполните форму и ребята вышлют вам презентацию.
Спасибо команде исследовательского центра Everest за совместную работу!