Истинные сокровища внутри: превращаем знания ваших экспертов в бесценный обучающий контент

Как работать с внутренними экспертами, если у них «и так работы полно», но вы жадный гном и хотите больше драгоценной экспертности в свои курсы.

В каждой компании есть сокровища. Да-да, и в вашей тоже. Это внутренняя экспертиза — знания и опыт людей, которые каждый день решают задачи и двигают бизнес вперед. Но достать эти сокровища не так просто. Рассказываем, как мы в Тру вытаскиваем внутренние знания заказчиков и зачем это вообще нужно.

Истинные сокровища внутри: превращаем знания ваших экспертов в бесценный обучающий контент

Привет! На связи команда методологов True Education. Из общения с клиентами мы заметили, что у многих компаний есть потребность доставать и структурировать знания внутренних экспертов. И здорово, потому что мы как раз обожаем распаковку: без глубокого разговора с экспертом ценность для курса в любом случае не соберешь.

Рассказываем, зачем компаниям работать с внутренней экспертизой и как это делаем мы.

Зачем компаниям работать с внутренними экспертами

Преимуществ много. Если коротко — выстроите культуру обучения и вложитесь в развитие сотрудников. А если подробно, то вот:

1. Соберете базу знаний. Внутренние знания компании показывают, как «на самом деле». Это информация на стыке экспертности и контекста, в котором работает компания, — такое не прочитаешь ни в одной книге и не найдешь ни в одном курсе. А еще с базой знаний легче проводить онбординг, организовывать работу удаленных сотрудников и обучать преемников.

2. Сохраните знания внутри компании. Когда не выстроена работа с экспертами, знания «утекают» вместе с сотрудниками. За счет распаковки компания сохраняет лучший опыт и может передавать его другим.

3. Структурируете опыт для развития сотрудников. Обычно нет времени посмотреть со стороны, а что мы вообще делаем-то? В чём наша экспертность? Методологи могут помочь увидеть сильные стороны и понять, как развивать ключевые компетенции дальше.

4. Укрепите HR-бренд. Карьерное развитие — один из топ-факторов лояльности сотрудников. Внутреннее обучение формирует сильную корпоративную культуру, где делиться знаниями и обращаться за помощью к коллегам — это естественно и приятно.

5. Прокачаете личный бренд эксперта. Сотрудники-эксперты могут стать амбассадорами компании: делиться знаниями, выступать и повышать доверие к бизнесу. Win-win, получается: компания укрепляет бренд, а сотрудники получают признание и возможность показать себя.

Если работать с внутренними экспертами так полезно, почему тогда это так сложно?

А потому что:

  • Эксперты всегда заняты. Попробуй вытащить на интервью скиллового финаналитика, который одну половину дня на звонках, а вторую — собирает бюджет.
  • Их сложно мотивировать. Проще говоря: «Зачем мне это? У меня своей работы полно».
  • Изнутри сложнее увидеть суть. Сложно в потоке задач понять, какие знания важны и ценны. Знания могут быть разбросаны по проектам, а сотрудники — не осознавать своей экспертизы.

Распаковка экспертов — это больно, но ценно. Хорошие новости: мы в Тру научились делать это системно и эффективно. Сейчас всё расскажем.

Как Тру вытаскивает знания экспертов

Распаковка эксперта происходит в формате глубинного интервью. Цель — получить у профи их знания для упаковки в обучающие материалы.

Таня Крючкова, методолог Тру

Истинные сокровища внутри: превращаем знания ваших экспертов в бесценный обучающий контент

Распаковка нужна, чтобы понять уровень компетентности эксперта в теме, узнать его подход, взять его опыт. Именно случаи из практики конкретного человека и его личный взгляд делают обучение живым и интересным, потому что почитать учебник или просто найти информацию сегодня можно множеством способов.

Начинается интервью-распаковка со знакомства и представления участников. Это нужно, чтобы четко определить экспертизу респондента и роли (удивительно, но этот этап часто пропускают😕).

После пары вводных вопросов хорошо подключить эмоциональную составляющую: спросить, что человеку больше всего нравится в его работе, чтобы эксперт рассказал о своих ценностях, подходе, принципах. Эта информация очень важна, и через какое-то время мы делаем отсылки к ней: «Как вы говорили», «Я знаю, что вам важно…».

Перед созвоном эксперты обычно знают только тему — о чём нужно рассказать. Например, всё про строительство базовых станций. Конкретных вопросов у нас нет, но есть наметки, что именно нам надо узнать. Такие тезисы-опоры. По ним мы и двигаемся, задавая вопросы.

Мы не любим отправлять вопросы заранее: тогда эксперт может подготовиться и рассказать идеальный вариант «из инструкций».

Таня Крючкова, методолог Тру

Истинные сокровища внутри: превращаем знания ваших экспертов в бесценный обучающий контент

Наша цель — получить от эксперта живые примеры. Только так можно понять, как всё устроено в компании на самом деле.

Если эксперт всё-таки просит прислать вопросы, мы, конечно, делаем это. Но во время интервью проворачиваем такой трюк: сначала слушаем «идеальный» ответ, потом немного меняем формулировку и получаем ответ «а как на самом деле».

Вот пример:

— У вас есть материалы для эйчаров, которые помогают составлять вакансии?

— Да, у нас есть подробный гайд. Там прописаны блоки, которые должны быть в вакансии, наши ценности и условия.

— Этот гайд есть в вашей базе? Где эйчары могут его найти?

— Не знаю… Мы его отсылали только в отдел массового подбора. А для всех остальных — надо проверить…

В процессе разговора важно создать и поддерживать доверие, мягко выслушивать, идти за человеком. У нас есть пул вопросов, но мы готовы пойти в разговоре туда, где у эксперта загораются глаза. Никогда не обрываем на полуслове и радостно записываем инсайты.

По итогу распаковки получаем пачку фактуры, новых идей, кейсов и крылатых фраз для нашего обучающего контента.

Истинные сокровища внутри: превращаем знания ваших экспертов в бесценный обучающий контент

Как мы используем знания экспертов: три кейса Тру

Что делать с информацией от эксперта — решать вам. Всё зависит от ваших целей и потребностей целевой аудитории. Рассказываем три кейса из практики Тру о том, как мы обрабатываем полученную фактуру.

1. Теоретические материалы.

Теория — это база любого курса. Для нее мы совместно с контентной командой придумываем емкую и вовлекающую упаковку. Она может принимать разную форму: интерактивный лонгрид, серия мини-статей или марафон в телеграм-боте.

Выбор формата зависит от особенностей целевой аудитории, ее предпочтений и ожиданий от курса. А еще он обязательно должен отвечать запланированным образовательным результатам.

Например, в курсе для Яндекс Маркета мы с клиентом задумали небольшой лендинг — по сути, мини-сайт с несколькими разделами. Внутри была ключевая информация про ценности и цели бизнеса, специфику B2B-продаж онлайн и тому подобное.

Истинные сокровища внутри: превращаем знания ваших экспертов в бесценный обучающий контент

А контент курса для VK упаковали в формате карточек. Каждая тема включала 7−10 карточек с теорией и практиками, а также обязательно ироничную притчу и иллюстрации с забавными подписями.

Истинные сокровища внутри: превращаем знания ваших экспертов в бесценный обучающий контент

2. Дайджесты с разбором заданий.

Знания экспертов незаменимы при подготовке и проверке домашек. Но у заказчика не всегда есть ресурс, чтобы давать индивидуальную обратную связь каждому участнику. В этих случаях помогает формат дайджеста.

Например, в нашем курсе для МТС «ЛидерОн.Tech» участники каждую неделю выполняли практические задания-кейсы, в которых решали реальную рабочую задачу. Например: «На предприятии случилась авария. Что вы будете делать?»

Каждый участник предлагал свое уникальное решение. Чтобы оценить корректность и эффективность решений, мы собрали редколлегию из внутренних экспертов. Эксперты анализировали ответы и давали общий фидбэк в виде дайджеста:

Выделяли паттерны, которые встречались во многих ответах. Например, частые ошибки или критичные моменты, на которые большинство участников не обратило внимания.

Показывали лучшие ответы — уникальные способы решения, о которых мало кто догадывается. Это позволило сохранить экспертизу участников курса в осязаемом виде, чтобы в нужный момент можно было возвращаться к материалам с решениями.

Истинные сокровища внутри: превращаем знания ваших экспертов в бесценный обучающий контент

3. Онлайн-встречи с экспертами.

В объемных программах на несколько месяцев сложно упаковать всю теорию так, чтобы участники не заскучали. Да и не всю важную информацию можно перенести в текст. Тогда мы комбинируем теорию с экспертными онлайн-встречами.

На таких встречах участники получают информацию «из первых рук», могут задать вопросы (даже самые неудобные) и получить живую обратную связь. А еще это здорово закрывает потребность в обмене опытом и общении.

Часто участники делятся положительными отзывами по итогам встречи с экспертом
Часто участники делятся положительными отзывами по итогам встречи с экспертом

Как еще привлекать экспертов к обучению

Внутренние эксперты — это не только источник знаний. У них есть еще одна суперсила — вовлекать участников в обучение. Ниже еще идеи, как привлечь экспертов, чтобы усилить эффект от обучения и заодно повысить мотивацию сотрудников изучать теорию и выполнять задания.

Делать дополнительный контент.

Одно дело читать экспертный материал и совсем другое — видеть знакомое лицо или слышать знакомый голос. Живое появление эксперта в контенте — это буст для вовлеченности и доверия к обучению.

Мы часто привлекаем экспертов для создания дополнительных форматов контента: делаем подкасты, просим записать видеокружочек для телеграм-канала, приглашаем на панельные дискуссии. Так убиваем сразу двух зайцев:

  • обеспечиваем мультиформатность материалов;
  • помогаем участникам переключиться и выдохнуть за счет менее когнитивно насыщенных активностей.
Истинные сокровища внутри: превращаем знания ваших экспертов в бесценный обучающий контент

Развивать амбассадоров обучения в компании.

Амбассадоры обучения — это голос программы внутри компании. Они, по сути, «рекламируют» обучение среди сотрудников.

Амбассадоры помогают мотивировать участников. Они могут поприветствовать участников на старте или по ходу курса, рассказать, почему программа важна и как ее результаты повлияют на рабочие процессы. Например, топ-менеджер может поднять первичную волну интереса к обучению будущих менторов, поделившись своим опытом наставничества в формате живого онлайн-дневника работы с менти.

Организовывать мастермайнды с экспертами.

Мастермайнд — это формат общих встреч, где участники вместе работают над решением проблемы, параллельно обмениваясь опытом. К этим встречам можно привлекать экспертов в двух ролях:

  • Как модераторов: эксперты могут направлять обсуждение, задавать правильные вопросы и помогать участникам взглянуть на ситуацию под другим углом.
  • Как участников: эксперты поделятся своим опытом и покажут, как они сами решали похожие задачи.

Какой бы формат вы ни выбрали, участие внутренних экспертов в обучении сотрудников всегда вовлекает. Это делает материалы насыщенными актуальной информацией и максимально привязанными к реалиям компании. Например, вот что говорили участники нашего курса «ЛидерОн.Tech»:

Истинные сокровища внутри: превращаем знания ваших экспертов в бесценный обучающий контент

Как помочь экспертам подготовиться к мероприятиям курса

Если вы планируете проводить онлайн-встречи с экспертами, важно уделить время подготовке. Так и информацию нужную получите, и встреча пройдет продуктивнее. Вот как мы в Тру готовим экспертов к выступлениям или онлайн-событиям.

Методологическая подготовка. Сначала мы находим экспертов с нужной экспертизой. Далее готовим вопросы, которые будут актуальны для цели мероприятия и целевой аудитории. Список вопросов составляем на основании кастдевов или обратной связи от участников (например, в заданиях или комментариях к урокам).

Но есть момент. Эксперт почти всегда хорошо разбирается в теме, но не всегда может это понятно донести. Любые сложные задачи, термины и высокие результаты для них — это что-то само собой разумеющееся. Поэтому наша задача — помочь эксперту разложить экспертизу пошагово, с позиции новичка. Для этого мы организуем звонок перед «боевой» встречей, обсуждаем каждый этап мероприятия, помогаем подобрать релевантные примеры и антипримеры: почему так делать хорошо, а вот так — плохо.

Шпаргалки. Перед онлайн-встречами, подкастами или панельными дискуссиями в помощь эксперту мы составляем сценарий. Там прописываем:

  • участников дискуссии — кто выступает и модерирует;
  • вопросы для дискуссии — основные и дополнительные (на случай, если останется время);
  • примерные реплики и тезисы каждого участника с таймингом.

Этот сценарий мы заранее согласуем с экспертом. Это помогает синхронизироваться по теме и содержанию встречи и оставаться в тайминге.

А вот пример такого сценария. Делайте копию и пользуйтесь.

Техническая подготовка. Чтобы мероприятие прошло гладко, мы готовим памятки для экспертов с напоминаниями о том, как настроить технические моменты. Например, что делать, чтобы звук для подкаста записался без проблем, или что учесть перед мастермайндом.

Что запомнить

Работая с внутренними экспертами, вы прокачиваете бренд работодателя и создаете культуру развития.

Распаковывать экспертов сложно: они либо заняты, либо не видят в этом цели. Обучение — это хорошая возможность подступиться к этому процессу и начать структурировать внутренние знания.

Знания экспертов можно упаковать в разные форматы: лонгриды, онлайн-встречи, подкасты. Еще можно взращивать амбассадоров обучения.

Когда сотрудники ощущают участие внутреннего эксперта в создании обучающих материалов, это в разы увеличивает их вовлеченность. Проверено Тру.

Чтобы на онлайн-встречах эксперт грамотно раскрыл экспертизу, важно помочь ему с подготовкой — методологической и технической.

Что вытатуировать на сердце

Любите ваших экспертов! Их знания очень нужны сотрудникам.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал Доучились с True Education. Там еще больше историй о том, как мы делаем нескучное корпоративное обучение.

4
Начать дискуссию