Банки и дизайн-наёмники

<i>Гребная лодка, ок. 1981–1975 гг. до Н. Э.</i>
Гребная лодка, ок. 1981–1975 гг. до Н. Э.

В России несколько крутых и много хороших интернет-банков. Они известны всем, кто пользуется электронными деньгами чаще, чем наличкой. Самые крутые продукты интернет-банков созданы руками инхаус-команд. Но даже они иногда привлекают аутсорсеров.

У просто хороших банков очень часто вообще нет своей команды продуктовых дизайнеров. С четырьмя из этих банков мы успели поработать или работаем прямо сейчас. Но из-за режима «Совершенно секретно», говорить будем не о конкретных банках, а об индустрии в целом.

🤫Совершенно секретно!

Давайте сразу разберёмся, что за секреты и от кого?

У меня складывается ощущение, что в отделе безопасности банков работают бывшие разведчики, вербовщики и другие сотрудники спецслужб. Их не беспокоит, что именно является предметом коммерческой тайны. Эти гладко выбритые ребята просят подписать документ, запрещающий раскрывать любые подробности проекта: от количества сотрудников до радиуса скругления углов в карточках банковских продуктов.

Ну что ж, таковы правила. По этой причине многие дизайнеры годами не обновляют портфолио, выкладывают концепты или интерфейсы несуществующих банков.

Штатные дизайнеры продукта или дизайн-наёмники?

Свой штат — это оче��ь круто! Дизайнеры, аналитики, разработчики и другие служащие много времени проводят вместе, создавая качественный цифровой банк. Только когда у банка есть крепкий базис, можно приступать к сайту, ДБО и мобильному приложению. Цифровой продукт и его интерфейс не являются для разработчиков банка конечным результатом.

Звучит здорово, только чувствуется интонационное «НО»…

Минусы инхаус команды:

Для региональных банков это ОЧЕНЬ дорого. Во-первых, нужно собрать команду и накупить им необходимого оборудования. Второй минус, бьющий по ФОТу — это непостоянство разработки. Например, команда дизайнеров и разработчиков з��релизила новый личный кабинет и готова браться за сервисы управления личными финансами (PFM). Вот только ПФМ ещё не прошёл стадию согласования у руководства. Тогда команда отправляется рисовать поздравительные открытки или оформлять посты в инстаграм, продолжая сжирать по полмиллиона рублей в месяц.

Ещё минусы:

Бас фактор: на сколько дней остановится процесс разработки, если ключевой игрок станет дервишем и пойдёт танцевать? Совет: поддерживайте актуальную документацию проекта, не отправляйте новые фичи в прод, пока запасной игрок не сдаст по ним тест.

Эффект авторитета или HiPPO (highest paid persons' opinion) — штатные сотрудники не осмелятся спорить с коммерческим или директором по развитию. В результате они станут вашими руками и сделают всё, что вы от них просите, а не то, что нужно.

🥷Дизайн-наёмники:

Это команда (а иногда и несколько команд) ребят, которые шарят в смежных областях. Как правило, в их опыте и компетенциях можно быть уверенным, потому что банки не раздают контракты просто так, а жестоко проверяют подрядчиков.

Так что ребята уже успели отточить популярные приёмы и решения в работе с другими банками. В команде поддерживается UI дисциплина, единая терминология и принципы коммуникации друг с другом и с клиентом.

В результате быстро появляются прототипы с высоким уровнем детализации.

Ещё плюсы:
эксперт ревью. Наёмник помогает штатному дизайнеру заметить слабые или спорные решения. Очень полезная фича, когда на интерфейс уже потрачено 100 часов и глаз «замылен».

Здесь самое место для рекламы, но её не будет. Я ничего не собираюсь продавать) Так что дальше будут…

Минусы работы с аутсорсом:

Почему я их называю наёмниками: они просто делают свою работу)

Команда аутсорса будет стараться написать или утве��дить такое ТЗ, чтобы им можно было защищаться от заказчика.

Если наёмники ставят перед собой цель сделать личный кабинет, они его сделают. Он будет опрятным и аккуратным, он будет интегрироваться с банковскими АБС. И самое главное — он будет работать! Но у них нет цели учитывать потребности клиента и следить за уровнем его лояльности.

Аутсорсеры постоянно норовят взять в проект джуна в погонах миддл-дизайнера. Совет: старайтесь контролировать объём работ, выполненных каждым дизайнером за недельный спринт. Меньше всего будет у джуна и арт-директора. Но арт-директора вы легко отличите от остальных)

У аутсорсеров более напряжённая работа, чем у штатных дизайнеров. Даже миддлы это воспринимают как работы на галерах. Через пару месяцев темп и качество падают. Опытный менеджер проекта не допустит обращения со своим коллегой как с каторжанином и заранее будет распределять нагрузку. Но только опытный.

А каково самим дизайнерам работать с банками?

Сложно. Да, хорошо платят. Да, можно вырасти за полгода до сеньора. Но повторюсь, что часто работа с банками превращается в каторгу. А результат страданий даже нельзя положить в портфель.

В портфель нельзя, а просто показать?

Даже среди подписавших NDA, есть традиция на первое же «ну пожааалуйста» на собеседовании, демонстрировать экран Фигмы с прототипами предыдущего заказчика или результаты исследований.

Совет: не делайте этого. Даже если этот факт не дойдёт до службы безопасности, так вы лишь дискредитируете себя. Соглашайтесь на тестовое или на ревью нынешнего продукта. За деньги, естественно.

Меня зовут Арсений, я продуктовый дизайнер и арт-директор. И я люблю работать с банками.

7
6 комментариев