Искать инвестора или расти самому?
Сооснователь «Нетология-групп» Максим Спиридонов – о своих главных ошибках и принципах построения команды
Превратить маленький стартап в крупного игрока на рынке – процесс сложный и непредсказуемый. Анна Кеуш, руководитель программы StartHub.Moscow, узнала у сооснователя бизнес-клуба Reforma и образовательного холдинга «Нетология-групп» Максима Спиридонова, как построить бизнес в России, привлечь инвестиции и собрать сильную команду.
Максим, первый вопрос. Вы серийный предприниматель, инвестор, писатель, бизнес-коуч? Какая сегодня Ваша основная роль?
Всякий раз пугает, когда применительно ко мне перечисляют столько терминов. Предприниматель - определенно. Это мой главный профиль. Писателем я себя не считаю, хоть и написал две книги. Возможно, я проявляюсь как тренер, но не бизнес-коуч. Коуч, в моем представлении – человек с профессиональной психологической подготовкой, а я просто разбираюсь в бизнес-девелопменте. Я умею строить бизнес с нуля.
Вершина того, что мне удалось построить за сегодня – это «Нетология-групп». Мы придумали идею, много трудились, выросли до размеров холдинга. А потом пришел стратегический инвестор и купил это.
Как в текущих условиях предпринимателю вырасти до единорога и возможно ли это сейчас?
На российском рынке практически невозможно. Он очень маленький и замкнутый. В то же время в России происходит выращивание локальных игроков. Если масштаб российского рынка в той сфере, которую вы практикуете, вас устраивает, то почему нет?
В случае с амбициями на большее теперь возникают дополнительные вводные, которые нужно учитывать. Если вы поработали в России, на вас могут смотреть косо в странах, которые теперь российская власть называет недружественными. Это не значит, что будет невозможно работать, просто будет сложнее.
Отвечая на вопрос, можно ли строить в России бизнес – можно! Даже нужно, потому что в ответ на происходящие разрушения, можно и нужно отвечать созиданием, а бизнес на мой взгляд – это одна из форм созидательной деятельности.
Вы основали бизнес-клуб Reforma для предпринимателей. Какие условия входа?
Если вы разделяете нашу миссию, то уже относитесь к числу людей, которые могут найти единомышленников в клубе. Это сообщество тех, кто считает, что бизнес это не только про деньги, а еще и инструмент развития, форма творчества. А вступить легко, так как вступительный взнос ниже, чем в большинстве других бизнес-клубов.
Сколько на сегодняшний день?
От 13 000 рублей в месяц.
Вполне приемлемо. Из сотен ошибок, которые Вы совершили в процессе построения бизнеса, какие были самыми ценными?
Сложный вопрос, потому что у меня их очень много. Одна из них - однажды, много лет назад, мы закупили рекламу на федеральных телеканалах за большую сумму и не рассчитали график выплат, которые были огромными для нас. Итог - мы на какое-то время вынуждены были остановить выплаты налогов, зарплат топ-менеджмента и перестали платить аренду. Пару месяцев было очень сложных. Это дало мне почувствовать цену ошибки с финансовым планированием. Рисковать – это хорошо, но в то же время трезвый расчёт никто не отменял. Если бы я тогда лучше разбирался в финансовом планировании, я бы не завёл компанию в финансовую яму.
Какие советы и рекомендации по привлечению инвесторов Вы можете дать?
Инвестор желателен, но не необходим. Если можно вырасти самостоятельно до уровня базовой выживаемости, то нужно обязательно это делать. Это позволит иметь лучшую переговорную позицию в общении с инвестором. Если же вы считаете, что нашли признаки золотой жилы и нужны очень большие ресурсы, чтобы ее обработать, то это может быть причиной привлечения внешних денег.
Первое, на что смотрит инвестор – предыдущий предпринимательский опыт: был или нет, и какой он. В идеале – он есть и богатый. К слову, промежуточный вывод: в первый бизнес лучше не пытаться привлекать инвесторов, а потоптаться на граблях самостоятельно. Все равно КПД попыток такого привлечения будет крайне низким.
Второе – есть ли фокусировка у человека. То есть то, сколько у него проектов. Правильный ответ – один и только один, остальные ответы неправильные.
Как Вы собирали команду и назначали людей на ключевые позиции?
Я смотрю на людей не как руководитель, а как коллега. Бизнес – это про продажи, в широком смысле этого слова. То есть вы продаете идею бизнеса, его миссию, цели своим потенциальным сотрудникам или партнерам. Не умеете это делать - будет сложнее собрать команду или вам достанутся люди послабее.
Дальше – уровень энергии, обаяния, лидерства. От каких-то людей идёт энергия, с ними хочется быть, с ними интересно, с ними хочется работать в команде, а от каких-то людей этой энергии нет.
Третье – наличие амбиций и миссии, которые могли бы стать многолетним драйвером, то есть то, что человек говорит про свой бизнес, ради денег он это делает или из-за идеи. Если есть миссия, в которую вы верите, то кассовых разрывов и всего прочего не будет, а даже если и будут, то всё не зря.
Что ещё? Делать выводы и учиться. Вижу цель – не вижу препятствий. Но иногда нужна гибкость, часто нужно остановиться, подумать ещё раз, поменять мнение. Ну и последнее – это точность и убедительность. Это умение четко формулировать мысли, отдавать приказы, создавать презентации для инвесторов - всё в сумме.
В чем главный секрет успеха стартапа?
Секрет в том, что секрета нет. А есть кропотливая, многолетняя работа, с учетом всех базовых правил стартап-менеджмента от взвешенного анализа рынка и конкурентов до грамотной диверсификации каналов маркетинга и настройки аналитики. Большинство молодых предпринимателей ищут “читы”, волшебные кнопки и надеются проскочить по-быстрому. А так почти никогда не бывает.