Гений на продажу: когда самопровозглашённая гениальность - это стратегия выживания
Хотите узнать, как распознать настоящего визионера среди хвастунов? Или как не попасться на крючок настоящего тирана? Разберемся в тех случаях, когда называть себя Мессией - не просто мания, а хитроумный план некоторых Ораторов (назовем их так).
1. Первая стратегия «Fake it till u make it» или «Притворяйся, пока не станешь». Эту стратегию применяют те мемные персонажи, которые в резюме пишут про владение десятком языков, а на собеседовании двух слов связать не могут. Эти те люди, у которых в кейсах лежат проекты в формате «на море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке — заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо, в яйце — игла, в игле — реальные цифры проекта и должность». Быстрее сам станешь яйцом под дубом, чем найдешь их результаты.
Стратегию «Fake it till u make it» применяют Ораторы с полным осознанием своей бездарности, но при этом они достаточно амбициозны, чтобы не бояться браться за реальные проекты. Они называют себя п...ц какими гениальными, надеясь когда-нибудь эту гениальность обрести.
Простыми словами - это ложь ради выгоды, где нейминг своих «регалий» в личину «гениальности» - лишь часть общего маскарада.
Минусы стратегии: невозможность масштабироваться, если не перейти к реальным результатам, так как есть огромный риск разоблачения и крах репутации. Этих историй мы знаем с вами навалом: от Царевны Лягушки до Криптоцаря Арута (все же видели, как его Моргенштерн раскрыл?).
Единственный выход из стратегии: делать реальные результаты, потом о них кричать.
Замена стратегии: чтобы вас не раздолбила жестокая жизнь, проще пойти бесплатно заработать себе кейсы и все будет ок. Всем рекомендую - живется кратно легче. Особенно если в ваших планах не цыганить, а действительно быть уважаемым профессионалом.
2. Вторая стратегия «Я ГЕНИЙ, а не тварь дрожащая, как ВЫ». Эти Ораторы эксплуатируют доказанный факт «люди больше доверяют заявленным авторитетам».
Условно, мы знаем, что Илон Маск - гений. Мы доверяем. Но почему тогда люди с регалиями уровня "котлеты из школьной столовой №68" называют себя гениями такого же калибра? Всё просто: это давление на глупых и слабых. То же самое, что бить женщин и детей, но в мире маркетинга.
Разберем с позиции воздействия на психику:
• Игра на комплексе неполноценности. «Если он сам сказал, что он гений, а я лох, значит так оно и есть, но он готов мне помочь - слава богу, я не обречен быть лохом вечно!"
Когда люди с низкой (продавленной кем-то) самооценкой, привыкшие быть жертвами, встречают «агрессивно-гениальную» фигуру, которая также давит, но обещает помочь - они безвольно идут. Слабым тяжело анализировать, зато легко бессознательно доверять. И Ораторы знают, что этот сегмент им не будет перечить.
• Слабое критическое мышление в комбо с ощущением собственной уникальности. «Только гений может решить мои проблемы, я не такой как все» - другая сторона той же медали.
Слабое критическое мышление, низкий уровень интеллекта + ощущение своей необычности = люди начинают полагаться на «гения» вместо того, чтобы искать решения самостоятельно. Хотя у «гения» может быть ноль доказательств эффективности, он умело давит на бессознательную систему 1, где нет логики - есть только эмоции.
!!!
Обратите внимание: в рамках первой стратегии у Оратора есть желание быть лучше, чем он есть, то есть он таким путем хочет пройти дальше по карьере чаще всего. Во второй же стратегии используется манипуляция. Проявляется она чаще всего в том, что в рамках первой стратегии Оратор лжет о СВОИХ РЕЗУЛЬТАТАХ, а во второй - ОРАТОР УНИЖАЕТ ЗРИТЕЛЯ, подавляя его.
!!!
Альтернатива второй стратегии: покаяться перед Господом.
Эту стратегию используют люди разного калибра, так как это просто инструмент захвата уязвимой аудитории. Примером этого является кейс компании OneTaste, где «гений» Николь Дедон, провозгласив себя Канье Уэстом от мира оргазмов, создала фактически секту с согласованным насилием. Ее «стратегия» была номер 2.
Эту стратегию вы можете видеть в блогах, где эксперт намеренно называет свою аудиторию нищими, жалкими, никчемными и прочее. Это просто трюк, который может ранить вас глубоко в сердце, но как и полагается абьюзивным отношениям - хукануть. Мол «Оратор назвал человека публично мразью, а он ведет себя так же, как и я, но Оратор - гений, поэтому я буду его слушать». Базовое животное доминирование, стая и прочее. Но я не буду уходить в это глубоко, чтобы моя статья не превратилась в инструкцию.
3. Третья стратегия «Хахаха привет всем». Эта стратегия применяется, когда статус Оратора действительно высокий и общественно-признанный, в данном случае такой нейминг внедряется как сарказм над самим собой для сближения с аудиторией.
ПРИМЕР: Райан Рейнольдс, рекламирующий свой джин, говорит: «Я такой гений маркетинга, что даже этикетки клею сам. Криво, зато с любовью!»
Прикол в том, что он на самом деле гений, но в силу того, что это истина по мнению огромного количества людей - он не может применять такую грязь, как первые 2 стратегии. На таком уровне важно поддерживать близость с аудиторией, а не возвышаться НАД НЕЙ. Опять же особенности статуса, стаи и доминирования: хороший король - добрый король.
Сенека (римский философ-стоик): “Милосердие делает царей бессмертными, как богов, которым они подражают.”
Но вопрос - когда эта стратегия нужна?
Ее лучше внедрять тогда, когда ваши результаты объективно выше других и появляется хейт о вас, как о третьем недосягаемом лице.
Пример - зайдя под пост к Кендалл Дженнер вы увидите просто ужаснейшие слова, потому что люди настолько ассоциируют ее с неживым человеком, что могут себе это позволить. В целом сложно представить, чтобы Кендалл, сидя в МакДаке, увидела знакомое лицо комментатора и подошла, чтобы плюнуть в него?
Но наличие хейта в любом случае снижает лояльность, так вот чтобы этот хейт снизить - можно просто опустить свой статус в глазах аудитории. Что и сделал Райн Рейнольдс.
Важно: эта стратегия не подходит, если хейта нет, хотя конечно вы можете начать принижать свой статус в глазах лояльной аудитории, но... в чем логика, собственно? Зачем?
Поэтому если Оратор действительно показывает топ результаты, которые не требуют приукрашивания, то для связи с аудиторией его статус лучше наоборот немного понизить. Это стратегия номер 3.
________
Вот такие три варианта гениальности-на-продажу существуют и никуда не денутся. Первые два безумно популярны, так как все мы люди и имеем свои слабости, особенно связанные со статусом. Третий вариант - для особо успешных.
И здесь добавлю небольшую вишенку на торте: Канье Уэст, Сальвадор Дали или Шерлок из BBC, которые называют себя гениями - это категория персонажей, где условное провозглашение себя является частью СУМАСШЕСТВИЯ. Но это не про стратегию в маркетинге, а про создание героя в целом, я записала войс про таких персонажей.