Как на подмене понятий OZON зарабатывает лишние 10%
В феврале начал знакомиться с миром маркетплейсов. Первый — OZON. Зарегистрировался, подгрузил документы, прошел модерацию. Почитал условия, пробежался по тарифам, оценил расходы, конкурентов, их цены. Настало время выгрузить товар и пробовать, но что-то пошло не по тарифам.
Торгуем аккумуляторами и зарядными устройствами для ноутбуков, телефонов, планшетов, электроинструментов, пылесосов и т.д. Согласно тарифам OZON, комиссия за продажу товара из категории "Аксессуары и комплектующие к компьютерам и ноутбукам" = 5%, коими являются аккумуляторы/блоки питания для ноутбуков и составляют 30% от ассортимента магазина. С нее и начнем.
Нахожу карточку аккумулятора для ноутбука с морды сайта, копирую ссылку, вставляю в новомодный калькулятор OZON и передо мной рассеивается комиссия с продажи = 15%, а вместе с доставкой все 22%. Немного не дотягивает до закупочной стоимости товара. Косяк в калькуляторе, подумал я.
Открываю каталог калькулятора и вижу, что товарам "Аккумулятор для ноутбука" присвоена категория "Аксессуары для электроники" с комиссией = 15%, а другой подходящей нет. Ну нет так нет.
Может проблема в калькуляторе, а в ЛК иначе? Перемещаюсь в ЛК, добавляю товар по существующему id, потом вручную, а после XLS-файлом. Всюду те же привычные 15%.
Несколько раз перечитал тарифы, стал сомневаться в своей компетенции и гуглил "что такое аккумулятор", выделял ключевые слова в категории "Аксессуары и комплектующие к компьютерам и ноутбукам" и их все равно было больше, чем в "Аксессуары для электроники". Если есть более узкая категория, зачем считать по широкой?
Ок, если OZON, считает, что это не аксессуары и не комплектующее для ноутбука, то что это тогда? Как OZON позиционирует эти товары для клиентов? Все просто: для клиентов — те же привычные аксессуары, а для продавцов — "вам показалось, платите 15%".
В поддержку написал 3 марта, постучался в телегу. Скриншоты, опись проблемы, все дела. Заявку куда-то передали и 8 марта получаю гениальный ответ.
Серьезно? У вас получился расчёт как у меня, потому что вы сделали то, что сделал я и предлагаете повторить спустя 5 дней, чтобы получилось то же самое? О чудо, о магия...действительно, все сошлось и ничего не изменилось! Спасибо! Чудеса поддержки во всей красе.
Пишу примерно то же самое в ответ, меняю тональность письма, ставлю больше восклицательных знаков, где-то цензурирую, вставляю больше скриншотов, в общем, пытаюсь быть убедительней...и получаю задание:
Поменять категорию на "Аксессуары и комплектующие к компьютерам и ноутбукам" невозможно, потому что ее не существует. Может кто-то из поддержки в параллельном мире ее нашел, но в этом я не обнаружил. Откуда у сотрудников способности давать рекомендации, не проверив возможность их осуществления?
Девятого марта некий Ярослав внимательней остальных прочел мои мольбы, впитал всю боль вложенную в капслок и восклицательные знаки. Казалось , стена дала трещину.
10 марта не просто так записался на вебинар в «Маркетплейс — ваш новый канал продаж». Очень хотелось, чтобы и у меня появился новый канал продаж.Порекомендовали мне обратиться в поддержку. Я тоже хотел порекомендовать, но вел себя сдержано.
До 16 марта трещина остается на своем и не поддается натиску: товары до сих пор не отнесены к нужной категории. Ежедневно мой бизнес начинается с пинка OZON и служба поддержки старательно обновляет запрос 1709259. Каждый новый сотрудник считает своим долгом повысить статус срочности. Не рассказывают о сроках и как с продавцов продолжают снимать 15% вместо 5%. Схема рабочая, 10% на дороге не валяются. В письмах передо мной не устают извиняются и я все еще отношусь к "уважаемому партнеру", правда без единого товара и продажи за спиной.
Хочется верить, что OZON обманывает селлеров не намеренно, а моя ошибка носит случайный характер. Но с таким энтузиазмом решать проблему мы будем долго и это выгодно только OZON.
Прочитал статейку Через огонь, воду и комментарии «Приёмной». Там улучшили...тут залатали и "в 10 раз увеличили поддержку". Но если проблема не решена, то существование поддержки скатывается до бесконечных извинений. Получается, в 10 раз быстрее передо мной стали извиняться.
На счет тарифов. Я не против того, чтобы снимали 15%. Забирайте хоть все 100, если кто-то потянет. Рыночную экономику никто не отменял. Но при условии, если об этом прописано в тарифах.
А пока и вы проверьте товары и тарифы к ним.
UPD 24/03/2021
OZON признал, что аккумуляторы все же лучше отнести к аксессуарам для ноутбуков. Теперь вопрос: к чему отнесутся блоки питания для ноутбуков?
UPD 25/03/2021
Команда OZON посовещалась и решила, что блоки питания являются "внешними", поэтому не могут относится к категории «Аксессуары и комплектующие к компьютерам и ноутбукам» и остаются в "Аксессуары для электроники". При этом устройства ввода/вывода (мышь, клавиатура, геймпад), являясь ВНЕШНИМ устройством остается быть в категории «Аксессуары и комплектующие к компьютерам и ноутбукам». Странно? Привел пруфы в комментариях...ждем ответа OZON.