Мозговые штурмы: используйте силу группы и безоценочности
Мозговая атака, BrainStorming. Вроде бы многие о нем знают, однако не все проводят его правильно, и в результате считают метод бесполезным, а чаще просто упускают эффективность.
Вы бывали на встречах, куда приглашены 10+ человек, но дискуссию ведут лишь трое? При этом другим участникам есть что сказать, но они думают: "А зачем? Не буду устраивать балаган. Разберутся и без меня." В результате либо какие-то идеи не учтены, либо люди слабо поддерживают выбранное решение, либо просто недовольны, что "меня позвали просто послушать и помолчать?"
На каждой рабочей (не информационной) встрече можно использовать упрощенный формат МШ даже для одного небольшого 10-15-минутного блока, задав правила: "Никакой критики, и высказываются все."
Ниже я будут стараться излагать информацию в формате how-to, сухо, без лишних размышлений и отступлений. Например, о том, что
начал разрабатывать такие методы в 1939, впервые использовал термин brainstorming в 1942 и детально описал в книге в 1948, вы можете прочитать и в wikipedia.
Плюсы мозгового штурма
- Взгляд с разных сторон, использование знаний, опыта и интеллекта всех участников.
- Фантастические, абсурдные, нестандартные идеи приводят ко многим другим более реалистичным идеям — синергия идей.
- Позитивная обстановка провоцирует ещё больше оригинальных идей.
- Последующая вовлеченность и замотивированность при реализации.
- Эффект воодушевления и сплочения команды.
Зачем и когда проводить
Чтобы:
- собрать максимальное количество идей, ответов, причин, вариантов;
- прокопать варианты причин проблемы;
- придумать небанальное решение задачи на основании идей друг друга;
- вовлечь участников в решение задачи, дать понять, что их мнения учтены, и тем самым заранее заручиться их поддержкой.
Как провести мозговой штурм
Классический МШ состоит из подготовки и 4 этапов.
- Задайте тему — сформулируйте вопрос/задачу/проблему.
- Сгенерируйте идеи/ответы/решения/причины.
- Выберите топ-треть группировкой, сортировкой, фильтрацией, категоризацией, голосованием.
- Уточните формулировки решений.
Этап 0. Подготовка
К встречам нужно готовиться!
- Выберите организатора — он отвечает за эффективность/результативность встречи, включая тайминг.
- Выберите фасилитатора/ведущего — от него зависит успех МШ. Можно выбрать и чартрайтера, который будет помогать фиксировать идеи.
- Определите состав участников. Если участников >10, то выберите механику работы в подгруппах.
- Выберите инструмент. Оффлайн это флипчарт, доска, стикеры, маркеры. Онлайн чаще Miro, Mural, Google.Docs или что-то для mind mapping.
- Назначьте в календаре, добавьте место/ссылку в видео-чат, повестку с таймингом, необходимую подготовку/ДЗ участников, проверку доступов и прочее (чек-лист подготовки к встрече).
Этап 1. Задайте тему
Заранее сформулируйте, а на встрече визуально зафиксируйте тему: вопрос, решаемую задачу или текущее понимание проблемы. Если нужно, уточните формулировку, чтобы все понимали её одинаково. Важно, чтобы текущая тема всегда была видна на экране/доске — это позволяет фокусироваться и не терять контекст.
Этап 2. Сгенерируйте идеи
Цель — придумать как можно больше самых разных идей.
Самое главное правило:
0
- Ведущий рассказывает о вреде критики = пользе её отсутствия. И просит воздержаться от критики; а для нетерпеливых добавляет, что "через 15 минут начнется этап именно для критики". Один из критериев хорошего, не зажатого МШ — наличие безумных идей.
- Ведущий запускает таймер и просит участников начать придумывать идеи — как можно больше. Классический BrainStorming — участник озвучивает идею, затем записывает её же. Вариант BrainWriting — в течение ~5 минут участники записывают идеи индивидуально, затем озвучивают по очереди.
- Участники предлагают новые идеи, используют идеи друг друга, комбинируют, изменяют.
- Ведущий следит за соблюдением правил МШ и стимулирует вопросами вида: "А как ещё? А что ещё?" Важно пройти начальный этап банальных идей и начать генерировать что-то новенькое.
- Процесс прекращается либо если закончилось время, либо если паузы между идеями стали длиннее.
Правила этапа генерации идей
- Предлагать как можно больше идей.
- Безоценочность = никакой критики. Абсурдные идеи нужны, чтобы с их помощью придумать больше реалистичных.
- Можно опираться на идеи друг друга.
- Озвучивать сырые идеи сразу же, как только они приходят в голову, не обдумывая формулировку.
Любая идея — классная!
Этап 3. Выберите наиболее подходящие идеи
Цель — выбрать самые ценные, важные или первоочередные идеи.
Вот на этом этапе можно вдоволь покритиковать. Однако важно соблюдать
правила этапа выбора идей
- Оцениваем идею, а не автора.
- Все идеи оцениваем по тем же критериям, а не так, что первую поругаем за скорость, вторую за качество, а третью за дизайн.
- Если этапе выбора появилась новая идея — добавьте её.
Выбирать идеи можно одним или сразу несколькими способами:
- Группировка
- Фильтрация
- Голосования
- Сортировка
- Зоны влияния/контроля
- Матрицы 2х2: срочно/важно, ценность/затраты, ценность/риск
- Критерии и веса (scoring, scorecard, ranking)
Материалов по этим темам в сети много. Я с радостью оформлю статью здесь, если есть потребность — опрос ниже.
Этап 4. Уточните формулировки решений
Уточните формулировки выбранных идей, чтобы они были понятны всем участникам встречи и другим задействованным лицам. Если это задачи, сделайте из SMART, укажите владельца/ответственного и срок.
Зафиксируйте результаты в общедоступном видном месте.
Приложения
Минусы критики при генерации идей
- Быстрая критика основывается на ошибочных предположениях.
- Подавляет участие и сейчас, и в будущих встречах.
- Появляется внутренняя цензура участников, и сырые идеи остаются не озвученными.
- Меньше идей высказывается, а значит и меньше идей, которые могли быть основаны на них.
- Иногда критика озвучивается неуважительно.
Вариации мозгового штурма
- BrainWriting — упомянут ранее. Больше подходит для онлайна и групп, где звонкие заглушают молчунов.
- Разделите группу на генераторов идей и критиков.
- Применяйте подходящие техники фасилитации вроде аквариума, когда одна часть группы общается, другая наблюдает, а затем они меняются.
- Для большей креативности соберите разнородную группу или
- используйте метафоры: парусник, воздушный шар, стулья, шляпы, путешествие в будущее, волшебная палочка и пр.
Пример очного МШ в ходе тренинга вы можете посмотреть в 5-минутном ролике.