Хайтек нового десятилетия: о каких технологиях мы будем говорить в 2021 году

Эпидемия стала переломным годом для бизнеса. Топ-менеджеры ведущих российских компаний расскажут о роли пандемии в технологических процессах, общем развитии отечественного IT и тенденциях на предстоящий год: прогнозы от тех, кто будет претворять их в жизнь.

Хайтек нового десятилетия: о каких технологиях мы будем говорить в 2021 году

В других материалах этой серии эксперты уже рассказывали о том, как изменились инновационные горизонты после локдауна. Первая и вторая подборки доступны по ссылкам.

Александр Альперн

основатель и CEO Webinar Group

Пандемия сработала для международного и в частности отечественного рынка Edtech как триггер и спровоцировала стремительное развитие отрасли. Всем пришлось адаптироваться к текущей реальности и столкнуться с проблемами ускоренного масштабирования новых бизнес-моделей, времени на детальные размышления не было, долгосрочные планы осуществлялись в считанные недели.

В идеальной картине мира, используемые бизнес-модели должны были синхронизироваться между собой, удовлетворяя все необходимые потребности пользователей. Однако не всем удалось с этим справиться, учитывая временные рамки. Например, Zoom, который стал одной из самых популярных платформ в 2020 году, не смог закрыть все задачи бизнеса в коммуникациях и онлайн-образовании.

В связи с этим мы приняли решение работать над единой структурой, отвечающей на все запросы потребителя. Сейчас мы нацелены на развитие экосистемы продуктов компании, количество которых уже достигло четырех, включая новый продукт для сервис для проведения онлайн встреч, который мы анонсировали летом прошлого года — Webinar Meetings.

2020 год показал, что готовность к любымы возможным кризисам — это спасательный круг для каждой компании. Важно производить не только хороший продукт, но и быть готовым внести в него изменения для последующей работы вне зависимости от обстоятельств

Мы считаем, что в дальнейшем темп развития, который сейчас показывает Edtech рынок будет только усиливаться, и для того, чтобы оставаться на плаву, компаниям необходимо быть готовыми к оперативным изменениям и вызовам будущего.

Борис Городецкий

генеральный директор компании Медиката, разработчика платформы Электронный Рецепт

Пандемия коронавируса помогла нам адаптировать индустрию здравоохранения и фармацевтический ритейл к стопроцентному переходу в онлайн-режим. Ее развитие способствовало повышению эффективности и скорости принятия решений в здравоохранении, что, в частности, и помогло в кратчайшие сроки запускать экспериментальные проекты.

В разгар пандемии, когда трафик в классических аптеках вырос в 15 раз, мы реализовали сервис информирования пациентов о наличии лекарственных препаратов в аптеках, их стоимости и доступности.

В экспериментальном режиме запустили функцию выписки электронного рецепта в рамках телемедицинского приема, чтобы обеспечить возможность назначения лекарственной терапии пациентам на самоизоляции. Также в режиме эксперимента разработали сервис валидации электронных рецептов для осуществления возможности дистанционной продажи рецептурных препаратов.

В ближайшее время мы прогнозируем рост рынка онлайн-аптек: переток пользователей из классических аптек в онлайн и развитие возможностей доставки рецептурных препаратов. Мы единственные на рынке, кто реализовал технологию, обеспечивающую поддержку дистанционной торговли рецептурными ЛП — валидацию врачебных назначений в момент онлайн покупки и доставки препаратов — сервис может быть реализован при принятии соответствующих изменений в законодательстве.

Недооцененными сейчас выглядят сервисы поддержки принятия врачебных решений — в России пока слабо развит этот рынок, а врачам приходится полагаться в большей части на свои силы. В портфеле продуктов «Медикаты» есть сервис поддержки принятия врачебных решений — скрининг лекарственных средств, разработанный в партнерстве с лидирующим европейским информационным медицинским сервисом.

Продукт уже доказал свою эффективность — более 57% врачей допускают ошибки в назначении лекарственной терапии, скрининг лекарственных назначений сокращает этот показатель вдвое.

Развитие новых технологий взаимодействия врача, фармацевта и пациента не просто создают новые бизнес-модели и типы услуг, а полностью разрушают устоявшиеся неэффективные модели, заменяя их современными цифровыми сервисами. С точки зрения технологической зрелости, этот молодой рынок готов к резкому скачку в 2021 году.

Главным фактором, сдерживающим динамичное развития рынка сегодня, являются несовершенство законодательства и нормативные ограничения.

Наталия Солодухова

соосновательница и президент Buzzoola

Пандемия невероятно ускорила и вывела на новый уровень многие процессы на рынке AdTech. В Интернет хлынула новая волна пользовательского интереса и покупательских денег. Это подтолкнуло рекламодателей наращивать digital бюджеты и интересоваться новыми рекламными форматами. Клиентские ожидания от медийной рекламы тоже изменились — теперь все хотят получать performance, знать, как ведет себя пользователь после рекламного перехода, оценивать пост-клик показатели. В результате поставщики рекламных решений интенсивно совершенствуют технологии, что ведет к увеличению возможностей медийной рекламы.

Если говорить о Buzzoola, то сейчас наш основной фокус это инвестиции в ML и AI-разработку. Мне кажется, что за последние 2 года ML стал, в хорошем смысле, мейнстримом.

Определенная деглобализация 2020 года, блокировки ресурсов в Индии, планы Японии, США и России в этом направлении подстегивают появление новых интересных локальных игроков (например, Takatak). И вскоре они могут занять свое весомое место на рекламной карте.

Возросло недоверие к Major-игрокам рынка. Цензура и пропаганда Facebook и Twitter, навязчивое доминирование Google заставляют всех участников онлайн мира стремиться к свободе, Open Web, разнообразным и независимым источникам информации

Для рекламной отрасли, в контексте грядущего отказа браузера Chrome от поддержки сторонних Cookie, это стремление к независимости означает еще более активный поиск альтернатив. 2020 год сильно подтолкнул разработку новых технологий идентификации пользователя. Мы тоже не остались в стороне и подготовили решение, которое нивелирует сложности, связанные с отменой Cookie.

Пандемия и локдаун с одной стороны сузили наш мир до пределов квартиры, а с другой — показали нам неограниченные возможности дистанционной работы. В начале 2021 года мы совершили настоящий рывок и начали осваивать европейский рынок. Долгое время казалось, что это потребует крупных инвестиций, времени и колоссальных усилий, но всеобщий локдаун показал что дистанционно можно решить многие задачи, в том числе и эту.

Что касается трендов последнего года, то считаю, что privacy в digital рекламе сильно переоценена. О ней сейчас столько говорят лишь потому, что это модно. На самом деле, сбор обезличенной информации об интересах пользователей не нарушает приватность. Таргетированная по интересам реклама полезна и необходима, она позволяет не тратить время на просмотры тонн нерелевантной для конкретного человека информации. Приватность очень важна, но, увы, мы давно живем в мире, где приватности просто нет. Телеграмм бот сообщит любому место парковки авто и номер его владельца, друзья и не только в курсе подробностей нашей жизни через Инстаграм, а AI Facebook знает про наше состояние и настроение больше нас самих. В инициативе Google много лицемерия, потому что digital реклама — это последнее, что угрожает нашей приватности.

Аудио реклама сейчас также горячий, но переоцененный тренд. Не думаю, что формат займет большую долю рынка в связи с техническими ограничениями для измерения эффективности такой рекламы.

Мой партнер, со-основатель Buzzoola Виталий Желяпов не верит в долгосрочное влияние отмены Cookie в Chrome на AdTech рынок. По его мнению, игроки быстро адаптируются и предложат альтернативные, возможно, более сильные решения. Тема “privacy” — по большей части популизм, прикрывающий перераспределение сил и бюджетов на глобальном рекламном рынке в 2022-2024 годах между рекламными major-игроками.

Заметной тенденцией последнего времени становится сращивание AdTech и MarTech, появление множества CDP платформ. Это происходит в рамках создания омниканальных рекламных инструментов и O2O (online to offline) среди ритейлеров с сильным online и offline присутствием. В результате, online и offline ритейл станет единым мощным рекламным пространством.

Пионерами этого направления являются американские ритейлеры Walmart и Target, которые активно инвестируют в ad tech решения и уже запустили омниканальные рекламные вселенные.В AdTech также активно идут e-commerce платформы и маркетплейсы. Например, международный e-commerce гигант Asos запускает свое programmatic рекламный бизнес. Этот тренд еще не набрал обороты в России. Я считаю его огромной зоной роста для российских ритейлеров.

Если говорить про рекламный рынок, то сейчас мы стоим на пороге больших перемен. В ближайшем будущем произойдут заметные трансформации рекламного ландшафта. Помимо ритейлеров, e-commerce и маркетплейсов, в сторону создания рекламных решений на основе собственных данных о пользователе идут мобильные операторы и банки. Параллельно с этим происходит бум запуска небольших проектов, предлагающих независимые решения на стыке AdTech и MarTech.

Сначала на рынке пройдут консолидации, а затем появятся новые ключевые игроки. У рекламодателей появится больше выбора и технологических возможностей для достижения целей. Это глобальный процесс, который можно сравнить с движением тектонических плит — в результате появятся новые рекламные континенты. Думаю, что он будет радикальным, но относительно плавными.

Георгий Бабаян

основатель Elbrus Bootcamp

Я верю, что в ближайшее время нас ждет возвращение к корням — к офлайн-образованию, которое в России страшно недооценено. Считается, что все, что происходит в аудитории с преподавателем — устарело. А вебинар, пусть и предзаписанный, без обратной связи — современно. Но я с этим не согласен.

Да, за 2020 год рынок онлайн-образования закономерно вырос во всем мире. Но качество обучения при этом упало, так как вещей, которые расфокусировывают учащегося, тоже стало больше. Эта трансформация произошла на фоне высокого уровня тревожности людей. Поэтому от онлайна все сразу же устали, к концу 2020 года у всех сформировался оффлайновый голод. Да, мы проводим онлайн-курсы по обучению JavaScript, но делаем их интенсивными, основную ставку оставляя на обучение в кампусе в сообществе людей, схожих по уровню подготовки и знаниям. Это повышает вовлекаемость людей в процесс, ведь обучение в принципе очень ресурсозатратно для мозга человека, а онлайн-обучение еще и непривычно. Сравните: интернет появился в конце прошлого десятилетия, а мозг современного Homo sapiens 200 тыс лет назад.

Поэтому в будущем мы планируем открывать новые кампусы в Сочи и других регионах и все больше внедрять так называемое когортное образование, при котором людей разбивают на группы по уровню подготовки и мотивации.

Из неоправданных технологий для образования я выделяю VR и AR. На мой взгляд, это сугубо нишевые решения. Как и геймификация: намного ценнее человеку получать навык и знание, которые он сразу сможет применить в работе и заработать деньги, чем получить какое-то количество игровых баллов и плашку к аватарке.

Вадим Федотов

CEO bioniq

Безусловно, пандемия стала одним из драйверов индустрии healtech. Омолодился портер клиента — здоровьем начали интересоваться все, вне зависимости от возраста. Начала развиваться телемедицина, ведь люди предпочитают теперь получать медицинские услуги (и в целом любые услуги) не покидая своего дома или офиса. Очень актуальна сегодня также и мобильная медицина — например, оперативный выезд доктора и лечение на дому.

Современные люди становятся все более открытыми ко всему новому и в целом быстрее адаптируются к новым технологиям, которые развиваются буквально со скоростью света.

Мы со своей стороны стараемся еще больше ускорить процесс этой адаптации, предлагая людям самый инновационный подход к услугам, которые еще недавно нельзя было и представить в онлайн-формате.

Еще один ключевой тренд в нашей сфере — персонализированный подход. Мы в bioniq стараемся предоставить продукт, который будет максимально подобран под все особенности нашего клиента. Например, мы уже предлагаем регулярные чекапы крови, на основе которых подбираем индий. комплекс микронутриентов. Но уже в ближайшем будущем мы также представим нашим клиента ДНК-тесты и продукты, которые исследуют микробом организма — это позволит нам предлагать еще более персонализированные решения.

В рамках выхода на новые рынки — мы совсем недавно официально приступили к работе в ОАЭ. Мы видим большой потенциал на Ближнем Востоке, так как этот регион достаточно высокотехнологичный и открытый к инновациям. Также в этом году мы планируем активно развивать американский рынок, где мы недавно завершили пилот.

Алла Разуваева

генеральный директор “Просто Космос”

Пандемия ввела корректировки в нашу деятельность. Многое из того, что было запланировано, пришлось отменить, но мы сумели оперативно перестроиться под новые вызовы времени.

На космической скорости произошла трансформация оффлайн-мероприятий в онлайн. Несмотря на то, что 8 наших крупных мероприятий было перенесено минимум на год, а 4 основных объекта космической инфраструктуры до сих пор закрыты, мы организовали онлайн-форумы и встречи с космонавтами и тем самым сделали космос еще доступнее.

Однозначно ускорились процессы креатива и лонча новых продуктов. Мы осознанно сместили акценты на те услуги, которые ранее были не так популярны, но стали очень актуальны во время карантина. Если ранее некоторые идеи пылились под грузом текучки, то в условиях ограничений передвижения для креатива настал звездный час.

Мы продолжили организовывать вебинары с действующими космонавтами в онлайн – этот формат у нас уже давно отлажен. Многие только сейчас поняли, что работа космонавтов – это идеальный пример работы на удаленке и ведения коммуникации в дистанционном режиме.

Открыли для своей целевой аудитории поездки по космическим местам Арктики и Алтая. Участники наших программ отправлялись в познавательные краеведческие поездки в сопровождении проводника из Центра подготовки космонавтов под девизом #снамипростокосмос , изучают северное сияние, “читали” звезды и проходили тренировки с элементами подготовки настоящих космонавтов.

Опыт показал, что без личного общения мы не получаем в достаточном количестве эмоций и энергии, поэтому эффективность исключительно онлайн-работы со временем снижается.

Мы сделали упор на коллаборации и совместные проекты с другими брендами. Например, уже выпустили совместную коллекцию игристых вин «Просто космос» с заводом крымских вин «Золотая Балка» с дизайнерскими этикетками на космическую тематику. Первая партия была раскуплена за 1 месяц. К 60-летию со дня первого полета человека в космос готовится следующая. Также «Просто Космос» разработала и вывела на рынок домашнюю квест-игру для детей, которая призвана разжечь интерес к космосу у молодого поколения и объединить всю семью за одним делом.

88
Начать дискуссию