Вредные советы для тех, кто занимается бизнесом
Разбираем самые частые ошибки новичков, которые не дают дожить до самоокупаемости
Привет! На связи команда сервиса аутсорсинга бухгалтерии Кнопка. Мы делаем мощный продукт «три в одном»: аутсорсинг бухгалтерии, помощь юриста и бизнес-ассистента — для предпринимателей по всей стране.
Сегодня разбираемся, как сделать так, чтобы ваш бизнес точно не добрался до точки безубыточности. Для этого достаточно сделать всего пару шагов из этого списка. Читайте — и не совершайте ошибок.
Не считайте юнит-экономику, это ни к чему
Юнит-экономика всего лишь показывает, зарабатываем мы на конкретном покупателе или нет. Зачем там что-то считать? Если он денег дал, значит зарабатываем. Какие тут могут быть вопросы? Так что не тратьте на это время, лучше закажите в офис PlayStation.
Мы измеряли NPS (индекс потребительской лояльности), обращали внимание на лайки-шэры-репосты и радовались, что наши дела идут прекрасно. При этом юнит-экономику мы не считали первые два года. А когда наконец посчитали — удивились. LTV клиента была минус 4 000 ₽. Чем больше мы продавали свои услуги, тем больше уходили в минус. Пришлось пересобирать Кнопку прямо в воздухе и выстраивать бизнес-процессы иначе, но это уже совсем другая история.
Следите за тем, чтобы юнит-экономика сходилась, иначе очень скоро обнаружите себя и свой бизнес в очень неудобном положении.
Не изучайте свои процессы — само устаканится
Не задумывайтесь, из каких процессов состоит ваш бизнес и как все устроено. В конце концов вы владелец бизнеса, и ваше предназначение — отдыхать на пляже, пока дело само стабилизируется.
Мы в Кнопке тоже с этого начинали. Не обращали внимание на процессы, не замечали слабые места, которые можно было ускорить и удешевить, уходили в минус. На такие вещи редко обращают внимание: всё как-то идёт и вроде бы даже не нарывает. На самом деле это путь в никуда. Пока мы не разложили ВСЕ процессы на составляющие, не смогли выбраться из ямы.
Полностью контролируйте, какие процессы происходят внутри бизнеса. Посмотрите, от чего можно отказаться без ущерба для качества, а что — улучшить или сделать дешевле.
Не доверяйте машинам, лучше всё делать руками
Ни в коем случае не тратьте деньги на разработку и автоматизацию процессов, чтобы облегчить жизнь вашим сотрудникам. Что вы, зря людей, что ли, нанимали? И вообще: машина может ошибиться и устроить восстание. А человек куда пойдет? Разве что на обед на полчаса.
Все знают, что Кнопка — компания, где всё возможное автоматизировано, а учёт ведут роботы. Мы этим гордимся: это делает нашу работу быстрее и надёжнее. Но было время, когда мы вели учёт вручную. Сказать, что это было неудобно и затратно — не сказать ничего. Именно поэтому мы стали создавать и учить роботов. Ошибок стало значительно меньше, а процессы — дешевле.
Автоматизируйте бизнес, от этого все только выиграют. Если нет возможности разработать всё самому, отдайте часть работы на аутсорсинг. Можно начать с бухгалтерии :)
Ставьте задачи — сотрудники сами решат, кто их выполнит
Вы руководитель — вот и руководите. Ставьте задачи на планерках, а сотрудники пусть сами разбираются, кто их должен выполнять. Вы же не диктатор, чтобы указывать, кому и что делать. В свободном мире живём всё-таки.
Кнопка тоже наступила на эти грабли. Не у всех задач были владельцы, соответственно, они и не решались. Были ситуации, когда важное дело есть, но им никто не занимается. Теперь мы каждой задаче даём имя и фамилию.
Сразу при постановке задач назначайте ответственных. Иначе задачу так и не сделают, а вы не сможете найти концов.
Давайте сотрудникам побольше задач
Нагружайте сотрудников максимально. Они нужны для того, чтобы приносить деньги. Сказали работать: пусть работают. И вообще — см. пункт 3.
У нас было слишком мало людей, поэтому на каждого приходилась очень большая нагрузка. 10 человек выполняли одну и ту же функцию, и вроде бы ничего не могло случиться: кто-то из команды мог быстро подхватить задачу. Но это так не работает. Люди в любой момент могут сломаться.
Думайте о своих сотрудниках. Распределите нагрузку так, чтобы люди не ощущали себя в наёмном рабстве. При необходимости наймите новых сотрудников, не жалейте на это денег.
Эти ошибки в своё время совершила Кнопка. Теперь мы выросли и исправились — чего желаем и вам. Расскажите, какие ошибки вы делали на старте бизнеса?