Последние из могикан: художники мультипликаторы и сценаристы создавшие любимые советские мультфильмы

Советские мультфильмы по своей легендарности и незабываемости превзойдут, пожалуй, даже советские кинофильмы. Современным детям одними из первых показывают именно советские мультики - они "безопасные", добрые и просто красивые. Но если режиссеров кино мы зачастую знаем, то вот мультипликаторов - вряд ли. И это серьезный пробел, если мы уж так любим "Винни-Пуха", "Бременских музыкантов" и "Ежика в тумане". Давайте же его заполнять!

1. Анатолий Резников - "Кот Леопольд"

<b>Анатолий Израилевич Резников - Режиссер-мультипликатор </b>
Анатолий Израилевич Резников - Режиссер-мультипликатор 

За серию мультфильмов о приключениях Леопольда команда мультипликатора была удостоена Государственной премии СССР! В жизни Резникова был 22-летний перерыв в работе, но в 2015 году он вернулся и выпустил "Новые приключения кота Леопольда"

Известность Анатолию Резникову принесли мультфильм «Раз ковбой, два ковбой» (пародия на вестерн, в которой Андрей Миронов озвучил всех героев) и серия фильмов о приключениях кота Леопольда по сценариям Аркадия Хайта (за создание которой авторская группа в 1985 году была удостоена Государственной премии СССР)[2].

После 22-летнего перерыва в 2015 году Анатолий Резников возобновил работу над мультфильмами. В честь 75-летия режиссёра вышел его новый мультсериал — «Новые приключения кота Леопольда», созданный совместно с итальянскими мультипликаторами. Премьера мультсериала состоялась в начале 2016 года.

Кроме произведений для детей, он также создал несколько короткометражных зарисовок для более взрослой аудитории — в частности, юмористическую ленту «Чертенок с пушистым хвостом» по мотивам новеллы знаменитого американского писателя О. Генри «Вождь краснокожих».

Всего Анатолий Резников поставил более 40 картин. Он активно работал до середины 1990-х, когда на студии, да и во всей стране, произошли крупные перемены и режиссер отошел от дел более чем на 20 лет. Но в 2015 году он вновь вернулся к работе.

В начале 2016 года состоялась премьера «Новых приключений кота Леопольда», и фразу «Ребята, давайте жить дружно!» услышали внуки тех ребят, которые смотрели первые мультики про главного советского кота.

В последние годы жизни болел, почти потерял зрение. Скончался в немецком городе Золинген 31 января 2018 года

Последние из могикан: художники мультипликаторы и сценаристы  создавшие любимые советские мультфильмы

РЕЗНИКОВ АНАТОЛИЙ ИЗРАИЛОВИЧ

Советский режиссёр и художник мультипликации.

Заслуженный деятель искусств России (2012).

Учился в художественном училище живописи в Тбилиси (1953-58), Московском Высшем художественно-промышленном училище (1961-68). В 1973 окончил Курсы тележурналистики при Гостелерадио СССР.

Работал на Центральной студии документальных фильмов (1961-70), студии «Мульттелефильм» ТО «Экран» (1970-99). Снимал фильмы в технике плоской и объёмной перекладки (до 1979) и рисованные.

Автор и художник ряда детских книг.

Был членом АСИФА (Международная ассоциация анимационного кино» - «Association International du Film d'Animation» (ASIFA)).

ПРИЗЫ И НАГРАДЫ

Лауреат Государственной премии СССР (1985).

Диплом Международного кинофестиваля в Бильбао (Испания) за фильм «Раз ковбой, два ковбой» (1981).

Гран-при «Приз Дуная» на фестивале детских фильмов в Братиславе (ЧССР) за фильм «Кот Леопольд во сне и наяву» (1985).

Евреи в огне Второй мировой (Анатолий Резников)

<b>Евреи в огне Второй мировой (Анатолий Израилович  Резников)- Букинистическое издание</b>
Евреи в огне Второй мировой (Анатолий Израилович  Резников)- Букинистическое издание

В этой книге, состоящей из отдельных документальных очерков, рассказывается о героизме и нечеловеческих испытаниях, выпавших на долю многострадального еврейского народа в годы Второй мировой войны.

Краткое содержание

Глава 1. Герои Советского союза

Глава 2. Герои без звезд

Глава 3. Герои трудового фронта

Глава 4. Герои-жертвы

Глава 5. Жертвы

2. Макс Жеребчевский - "Бременские музыканты"

<b>Моше Ариэль  (Жеребчевский, Макс Соломонович) - Художник, Режиссер-мультипликатор</b>
Моше Ариэль  (Жеребчевский, Макс Соломонович) - Художник, Режиссер-мультипликатор

Встретив этого немолодого человека в черной кипе на улице столичного квартала Гило,(Израиль), когда он спешит на молитву в синагогу или покупает продукты в ближайшем супермаркете, вы вряд ли обратите на него внимание.

Может быть, вас удивят его глаза: добрые, чуть насмешливые, в которых то и дело загорается детский хулиганский огонек. Но скорее всего, вы подумаете, что это ничем не примечательный пожилой господин.

И будете неправы. Потому что он – не просто обычный пенсионер, а легенда советской мультипликации.

Раньше его звали Макс Жеребчевский, и он подарил миру Трубадура, Трусливого короля, отважного Рикки-Тикки-Тави, и даже создал новый мультипликационный жанр. Сегодня его зовут Моше Ариэль

Последние из могикан: художники мультипликаторы и сценаристы  создавшие любимые советские мультфильмы

- Это афиша вашего фильма?

Последние из могикан: художники мультипликаторы и сценаристы  создавшие любимые советские мультфильмы

- Да. Это знаменитый Дом на набережной, и на этой афише впервые появилась моя фамилия. Макс Жеребчевский.. Когда я был в отчаянном положении, без работы и денег, мне предложили закончить "Диких лебедей" - и это было чудо.

Последние из могикан: художники мультипликаторы и сценаристы  создавшие любимые советские мультфильмы

Брементские музыканты. Там все совпало. Там собрались талантливые люди, и получилось такое вот событие. И персонажи получились очень удачные. До сих пор их знают, и даже игрушки продают.

Макс Жеребчевский - Мимолетности
Макс Жеребчевский - Мимолетности

- Вы осуществили свою мечту самостоятельно снять фильм?- Да. "Мимолетности" - это полностью моя картина, от начала до конца.

- А вам не страшно было уезжать?

- Нет, я знал, что все делаю правильно. Я знал, что кончилось то время, когда можно было создавать "Бременских музыкантов". Все, прошло.

- И как вас отпустили?

- Ой, я еще настрадался перед отъездом! Меня вызвали в КГБ, предложили стучать. Они мне угрожали. Предлагали сотрудничество, иначе, говорят, у вас будут неприятности. А тогда как раз началась война в Афганистане.

- Вас собирались отправить в Афганистан?

- Не меня. Сына.- И что вы ответили?- Я просто вышел, и все. И я помню, что шел дождь, а я двигался по направлению к метро. Я шел под зонтом, а один из гэбэшников бежал за мной и уговаривал униженно, мокнув под дождем, как собачка: "Вы подумайте, вы зря отказываетесь, делаете ошибку. Вас могут не выпустить, а вот сын ваш пойдет воевать…

" Он бежал, а я ничего не отвечал.

- Как вы это пережили?

- Время было уже такое, что они ничего не могли сделать. Я не мог стать стукачом, хотя я рисковал жизнью сына.

Последние из могикан: художники мультипликаторы и сценаристы  создавшие любимые советские мультфильмы
Моше Ариэль  (Жеребчевский, Макс Соломонович) 2017 год.
Моше Ариэль  (Жеребчевский, Макс Соломонович) 2017 год.
Последние из могикан: художники мультипликаторы и сценаристы  создавшие любимые советские мультфильмы

3. Леонид Шварцман - "Крокодил Гена и Чебурашка", "Обезьянки"

<b>Леонид Аронович Шварцман — советский и российский режиссёр-мультипликатор и художник мультипликационного кино</b>
Леонид Аронович Шварцман — советский и российский режиссёр-мультипликатор и художник мультипликационного кино

Будучи художником-постановщиком помогал придумывать образ Чебурашки, но среди его мультиков много любимых, например: "Котенок по имени Гав", "38 попугаев" и "Обезьянки"

На студии «Союзмультфильм» познакомился с мультипликатором русско-польского происхождения Татьяной Владимировной Домбровской (1925—2021). Причёску её матери, Нины Францевны Домбровской, Шварцман взял как образец при создании образа Шапокляк

В 1945 приехал в Москву, поступил во ВГИК.

С 1948 работал на киностудии «Союзмультфильм»[2], в 1951 окончил ВГИК с дипломом художника-постановщика мультфильмов, в том же году работал как художник-постановщик в соавторстве с Александром Винокуровым, с 1963 года стал работать самостоятельно, а с 1975 — как режиссёр.

Кроме того, Шварцман известен тем, что как художник-постановщик принимал участие в создании визуального образа Чебурашки для мультфильма Романа Качанова «Крокодил Гена» в 1969.

Впоследствии Чебурашка стал также талисманом Олимпийской сборной России на летних Олимпийских Играх 2004 года в Афинах.

Участник многих выставок, в том числе — персональных, иллюстрирует детские книги. Выдвигался на Ленинскую и Сталинскую премии. Обладатель американской награды «Голливуд — детям» и приза «За вклад в профессию» на XI ОРФАК в Суздале (2006). Член Академии кинематографических искусств «Ника». Член АСИФА. Почётный директор Музея анимационного кино[3].

Последние из могикан: художники мультипликаторы и сценаристы  создавшие любимые советские мультфильмы

При смертные данные.

Данные о смерти Шварцмана - ложные. Мультипликатор выписался из больницы после операции на сердце и находится дома.

Последние из могикан: художники мультипликаторы и сценаристы  создавшие любимые советские мультфильмы
Последние из могикан: художники мультипликаторы и сценаристы  создавшие любимые советские мультфильмы

4. Феликс Кандель. Сценарист мультфильма «Ну, погоди!»

Последние из могикан: художники мультипликаторы и сценаристы  создавшие любимые советские мультфильмы

Широкой публике он известен прежде всего как один из создателей самого знаменитого советского мультсериала — «Ну, погоди!».

Мало кто об этом знает: Кандель придумал и Чебурашку.

Так он называл свою маленькую племянницу, которая, едва научившись ходить, то и дело норовила свалиться — «Чебурахнуться», — называл это дядя.

Это слово услышал его друг, Эдуард Успенский, который тогда как раз искал имя для своего нового сказочного персонажа, и попросил подарить.

«Ну, погоди!» Тоже родилось случайно. Госкино заказало «Союзмультфильму» фильм о том, как нехорошо обижать младших. Режиссер Вячеслав Котеночкин пригласил два тандема молодых сценаристов — Александра Курляндского с Аркадием Хайтом и Феликса Канделя (в кино он работал под псевдонимом Ф. Камов) с Эдуардом Успенским.

Успенский потом из коллектива вышел, а оставшиеся трое создали сюжет про Волка и Зайца.

Фильм им самим сначала не понравился. Но успех был сногсшибательным. Не только у детей, но и у взрослых.

Не только у людей, но и у партийных бонз. Его любил Брежнев. Киношное начальство это знало, что оберегало авторов от претензий по поводу совершенно хулиганского, по советским строгим меркам, мультика. Возражали только педагоги: отрицательный герой — Волк — нравился детям больше, они хотели походить на него, о чем и писали в письмах — письма на студию приходили мешками

Последние из могикан: художники мультипликаторы и сценаристы  создавшие любимые советские мультфильмы

От авторов требовали все новых и новых серий. Сценаристы придумывали их на кухне у Канделя в писательском доме рядом с метро «Аэропорт». Сочиняли весело. Маленький сын Канделя, Женя, подслушивал под дверью, отказываясь идти спать, порой там и засыпал.

Он до сих пор помнит эти посиделки. Сейчас профессор Юджин Кандель — советник премьер-министра Израиля по экономике, глава совета по экономической стратегии. Его имя называют среди возможных кандидатур на пост будущего главы Банка Израиля.

В 1972 году авторов сериала выдвинули на Государственную премию, но где-то набедокурил Котеночкин - и за плохое поведение премию не дали, сказали: в следующий раз. — В следующем году вас подведу я, — признался друзьям Кандель.

Он подал на выезд в Израиль. Его не пустили. В КГБ недоумевали: «Чего вам не хватает?» О продолжении работы в кино не могло быть и речи.

«Ну, погоди!» Стали показывать без титров. Сценаристы возмутились — нарушение авторского права.

Титры восстановили, но вырезали имя Камова. На этом месте пленка дергалась — «! О, это я», — Смеясь говорил Кандель. Но было не до смеха. Работы не было.

Первый выпуск мультфильма«Ну, погоди!» Ф.Камов(псевдоним Феликса Канделя здесь еще не стерт!)

Последние из могикан: художники мультипликаторы и сценаристы  создавшие любимые советские мультфильмы

Скриншот

Четыре года он просидел в отказе. И не просто ждал. Редактировал самиздатовский альманах «Тарбут», у него на квартире работал ульпан по изучению иврита, проходили семинары по еврейской культуре. Участвовал в демонстрации отказников — с желтыми звездами они прошли по улицам Москвы. За это схлопотал 15 суток.

А как-то, после того, как он выгнал из квартиры сотрудников КГБ, отказавшихся предъявить документы, — к нему приняли более строгие меры.

Двое в штатском остановили у метро «Аэропорт» сына-девятиклассника — и жестоко избили.

Будущий профессор экономики Нью-Йоркского университета и советник премьер-министра Израиля едва выжил тогда

Канделя выпустили после вмешательства влиятельной Американской гильдии сценаристов в 1977-м.

Через год он стал работать в редакции «Голоса Израиля», вещавшей на Советский Союз. Здесь начал вести цикл передач по истории еврейского народа и русских евреев. В то время для советских евреев, ловящих сквозь глушилки «Коль Исраэль», это была совершенно неизвестная им книга собственной биографии.

КНИГИ

Последние из могикан: художники мультипликаторы и сценаристы  создавшие любимые советские мультфильмы

В 2013-ом г., российская делегация на Иерусалимской международной книжной ярмарке устроила вечер в честь 80-летия прозаика и сценариста, выходца из России, проживающего в Иерусалиме, — Феликса Канделя.

Последние из могикан: художники мультипликаторы и сценаристы  создавшие любимые советские мультфильмы
Последние из могикан: художники мультипликаторы и сценаристы  создавшие любимые советские мультфильмы
Последние из могикан: художники мультипликаторы и сценаристы  создавшие любимые советские мультфильмы
Последние из могикан: художники мультипликаторы и сценаристы  создавшие любимые советские мультфильмы
Последние из могикан: художники мультипликаторы и сценаристы  создавшие любимые советские мультфильмы

5. Федор Хитрук - "Винни-Пух", Каникулы Бонифация и др.

Фёдор Савельевич Хитрук -  режиссёр, художник и сценарист мультипликационного кино, педагог, переводчик.
Фёдор Савельевич Хитрук -  режиссёр, художник и сценарист мультипликационного кино, педагог, переводчик.

Фёдор Хитрук родился 18 апреля (1 мая) 1917 года в Твери в еврейской семье и был средним из трёх братьев

Фёдор Савельевич Хитрук (18 апреля (1 мая) 1917, Тверь3 декабря 2012, Москва) — советский и российский режиссёр, художник и сценарист мультипликационного кино, педагог, переводчик. Народный артист СССР (1987). Лауреат двух Государственных премий СССР (1976, 1982), премии Президента Российской Федерации (1999), Национальной премии ГДР (1971).

<b>Каникулы Бонифация - Кадр из мультфильма</b>
Каникулы Бонифация - Кадр из мультфильма

Федор учился в художественном техникуме, потом в институте художников. Заинтересовался мультипликацией, когда впервые, еще в 1935 году, увидел мультфильмы Диснея. Тогда поступил на киностудию "Союзмультфильм", где впоследствии среди прочего создал три мультика о Винни-Пухе

Последние из могикан: художники мультипликаторы и сценаристы  создавшие любимые советские мультфильмы

С ноября 1937 года начал работать мультипликатором-стажёром, а с 1938мультипликатором на студии «Союзмультфильм».

В августе 1941 года, после начала войны, был отправлен на полгода учиться в Институт иностранных языков, эвакуированный в Ставрополь-на-Волге.

После обучения служил переводчиком в штабе 3-го Украинского фронта, командовал взводом радиоперехвата 17-й воздушной армии.

После войны в течение двух лет был военным переводчиком в Берлине, в ноябре 1947 года вернулся на студию «Союзмультфильм».

С 1961 по 1983 год — режиссёр киностудии. У первого фильма «История одного преступления»[17] был большой успех[18]. Сегодня фильм считается началом нового стиля в советской мультипликации, отличного от канона 1950-х — 1960-х, похожего на диснеевский[19].

Фёдор Хитрук — режиссёр короткометражных мультфильмов для взрослых в разных жанрах. Наиболее известны сатира на бюрократию «Человек в рамке» (1966), притча об одиночестве человека в современном обществе «Остров» (1973), пародия «Фильм, фильм, фильм» (1968), притча «Лев и Бык» (1984). Автор трёх мультфильмов о Винни-Пухе[17].

Последние из могикан: художники мультипликаторы и сценаристы  создавшие любимые советские мультфильмы
Последние из могикан: художники мультипликаторы и сценаристы  создавшие любимые советские мультфильмы
Последние из могикан: художники мультипликаторы и сценаристы  создавшие любимые советские мультфильмы
Последние из могикан: художники мультипликаторы и сценаристы  создавшие любимые советские мультфильмы
Последние из могикан: художники мультипликаторы и сценаристы  создавшие любимые советские мультфильмы

6. Юрий Норштейн - "Ежик в тумане"

Последние из могикан: художники мультипликаторы и сценаристы  создавшие любимые советские мультфильмы

Юрий Борисович Норштейн - — советский и российский режиссёр мультипликационного кино и художник-мультипликатор. Народный артист Российской Федерации (1996). Лауреат Государственной премии СССР

Юрий Норштейн родился в еврейской семье 15 сентября 1941 года в селе Андреевка Пензенской области[4], где его мать находилась в эвакуации с двумя детьми (отец был на фронте)[5]

Окончив двухгодичные курсы мультипликаторов, в 1961 году начал работать на киностудии «Союзмультфильм».

Норштейн, использует многоярусный мультстанок авторской конструкции и классический метод перекладок[9], и наотрез отказывается пользоваться компьютерной анимацией. Вместе с приёмами, изобретёнными для каждого кадра отдельно, его стиль придаёт мультфильмам эффект трёхмерного изображения.

В разные годы Юрий Норштейн проводил свои лекции во ВГИКе, он является почётным профессором ВГИКа.

С 2005 года становится почетным доктором изящных искусств Rhode Island School of Design, Providence, США. Вёл мастер-классы в Великобритании (1991, 1994), Норвегии (1993), Италии, Венгрии, Франции, Швеции, Канаде (1995, 1996, 1997, 1998), США (2000), Бельгии (1994, 1995), Нидерландах (1998), Польше (1993, 2001), Латвии и Японии (с 1995 по 2007 год, ежегодно). Неоднократно публиковал статьи и книги об искусстве мультипликации[11].

Художественные выставки.

Выставки рисунков Юрия Норштейна проходили во Франции (Париж), России (Москва, Санкт-Петербург, Пермь), Японии (Токио), Израиле (Тель-Авив), США (Нью-Йорк)[6][11][12][13].

Этот мультик признан лучшим за все время мультипликации по результатам опроса 140 кинокритиков и аниматоров! Сам Норштейн как художник и кукловод так же участвовал в создании "Каникул Бонифация", "Айболит и Бармалей", "38 попугаев"

Отзывы

Японский художник-мультипликатор Хаяо Миядзаки, обладатель двух премий Оскар, на вопрос «Кем из режиссёров вы восхищаетесь?», ответил, что считает Юрия Норштейна замечательным художником[27]. Последователем и учеником Норштейна считает себя японский режиссёр и иллюстратор книг Кунио Като, лауреат премии Оскар за Лучший короткометражный анимационный фильм 2009 года.

Последние из могикан: художники мультипликаторы и сценаристы  создавшие любимые советские мультфильмы
Последние из могикан: художники мультипликаторы и сценаристы  создавшие любимые советские мультфильмы
Последние из могикан: художники мультипликаторы и сценаристы  создавшие любимые советские мультфильмы
Последние из могикан: художники мультипликаторы и сценаристы  создавшие любимые советские мультфильмы
Последние из могикан: художники мультипликаторы и сценаристы  создавшие любимые советские мультфильмы
Последние из могикан: художники мультипликаторы и сценаристы  создавшие любимые советские мультфильмы
Последние из могикан: художники мультипликаторы и сценаристы  создавшие любимые советские мультфильмы

В 2003 году в Токио на международном мультипликационном фестивале «Лапута» был проведен опрос среди ста сорока мультипликаторов и кинокритиков разных стран.

Был составлен список 150 лучших анимационных фильмов всех времен и народов. «Ежик в тумане» занял в нем первое место.

На втором оказался другой мультфильм Норштейна «Сказка сказок», также в списке оказались еще пять работ Юрия Борисовича Норштейна.

Это лишь небольшой список международных наград.Всего их у «Ежика» около сорока.

  • «Гран-при» международного кинофестиваля в Тегеране
  • Премия выдающемуся фильму на Лондонском фестивале
  • Первая премия на МКФ в Эшпиньо (Португалия)
  • «Серебряный бумеранг» на МКФ в Сиднее (Австралия)
  • «Бронзовый Хьюго» на МКФ в Чикаго (США)

«Ежик в Тумане» был создан в 1975 году на студии «Союзмультфильм» по мотивам одноименной сказки Сергея Козлова. Норштейн переработал сказку в сценарий с простой конструкцией: ежик идет в гости к своему другу и теряется в тумане, попадая в незнакомый пугающий мир.

Сам персонаж рождался в муках. Под руководством Норштейна художник-постановщик мультфильма и по совместительству жена режиссера Франческа Ярбусова мучительно и старательно рисовала ежика за ежиком.

Нужного среди них не было. Ситуация раскалялась, уже начались съемки. Норштейн, не выдержав напряжения, взорвался, стал кричать: "Он должен появиться на 1/12 секунды - и отпечататься!

Профиль должен быть абсолютно четкий, ясный!». После этого Франческа села и сразу нарисовала его: робкого, пугливого, трогательного.

Так родился тот самый Ежик, чтобы навсегда остаться в сердцах зрителей.

«Этот фильм, полный тончайших психологических нюансов, свидетельствует, что нет таких оттенков человеческих чувств,которые невозможно было бы выразить средствами мультипликации».

Книги

Последние из могикан: художники мультипликаторы и сценаристы  создавшие любимые советские мультфильмы
Последние из могикан: художники мультипликаторы и сценаристы  создавшие любимые советские мультфильмы
Последние из могикан: художники мультипликаторы и сценаристы  создавшие любимые советские мультфильмы

Не только в характере и образе главного героя секрет успеха этого мультфильма. На экране зритель видит отражения своих переживаний.

Кто-то чувствует свой детский страх, кто-то страх выхода во взрослую жизнь, кто-то страх смерти. Кому-то видится путешествие в потусторонний мир, кому-то в глубины подсознания. Это и есть настоящая магия кино.

Таким образом «Ежик в тумане» выходит за рамки анимации, превращаясь в философскую притчу с глубоким смыслом.Технику перекладки, в которой создан «Ежик», использовали еще в 20-е годы, как самую простую и экономную.

Норштейн и оператор Александр Жуковский превратили этот метод в безупречный стиль. Они раскладывали фигуры героев на мельчайшие детали, вплоть до колючек, что создавало удивительную пластику персонажей в кадре.

Также авторы использовали многоярусный прозрачный стол, отделяя друг от друга пласты изображения. Это придавало кадрам немыслимую глубину.

Еще большей кинематографичности добавляли интересные ракурсы и панорамы оператора Жуковского. Все это помогло авторам победить плоский кадр предыдущей работы Норштейна и Жуковского «Цапля и журавль».

Ранее в Блоге Lev Mu

22
Начать дискуссию