О рынке садового инструмента

О рынке садового инструмента

Продолжая обозревать различные сегменты рынка профессионального промышленного инструмента, нам хотелось бы обратиться сегодня к садовому инструменту.

Садовый инструмент - группа инструментов, используемых для выращивания и ухода за зелёными насаждениями и поддержания порядка на земельным участке. Условно эту группу можно разделить на две подгруппы: ручной инструмент (инвентарь) и садовая техника.

Садовый инвентарь включает в себя основные садовые инструменты, такие как пилы, ножницы, секаторы, молотки, лопаты, лопатки, прополочные приспособления и топоры, используемые для обрезки и копания и тд. Растущая тенденция садоводства как вида досуга (а в России выращивание продуктов на своём огороде ещё и часть культуры) поддерживает рост этого сегмента.

Садовая техника условно делится на три группы:

  • для кошения травы - различные триммеры и газонокосилки.
  • для разнообразных агротехнических работ по обрезке деревьев, обработке почвы и тд - культиваторы, опрыскиватели, косторезы, мотоблок и др.
  • для сельхоз работ по уборке участка, обработке мусора - садовые пылесосы, воздуходувки, измельчители и др.

Согласно прогнозам, мировой рынок садового инструмента достигнет 10,5 млрд долларов к 2025 году (со среднегодовым темпом роста 4,2%). Двигателем этого спроса, по оценкам компании Marketresearchfuture, станет в основном коммерческий сектор - к примеру, в США существуют строгие правительственные постановления по содержанию общественных зелёных насаждений и садов, что способствует стабильно высокому спросу на садовый инструмент. В Европе ожидается, что мощный спрос будет исходить и от физ.лиц - стабильна тенденция к барбекю на ухоженном придомовом газоне. Ожидается, что Азиатско-Тихоокеанский регион станет самым быстрорастущим региональным рынком садовых инструментов. Прогнозируется, что рост строительства жилых домов приведет к увеличению спроса на садовые инструменты. Кроме того, ожидается, что спрос на садовые инструменты будет подпитываться необходимостью повысить эстетическую привлекательность коммерческих помещений, таких как торговые центры и офисы.

В противопоставление точкам роста спроса на садовый инструмент выступает рост цен на него - это основной сдерживающий фактор, особенно на фоне текущего мирового кризиса.

В России прослеживается та же тенденция, что и на мировом рынке - спрос на садовый инструмент растёт. Однако, с рядом особенностей. Хотя за 5 последних лет в России стало меньше горожан, имеющих дачи или садовые участки (по данным ВЦИОМ - с 46% в 2014 до 42% в 2019), закрытые границы в текущем году заставили россиян (в разрезе недвижимости) отложить планы по покупке нового жилья, а сделать ремонт в имеющемся, и провести отпуск не заграницей, а на даче. Учитывая кризис и снижение реальных доходов, это повлекло за собой небывалый рост продаж инструментов различных категорий на AliExpress. С апреля по июнь 2020 года их продажи выросли на 94% (!). Конечно, не на все категории одинаково - где-то экономить просто не имеет смысла, но продажи садового инструмента во втором квартале текущего года выросли на 192% по сравнению со вторым кварталом 2019. Рост категории обусловлен не только сезоном, но и увеличением предложения на платформе. Новые продавцы предлагают покупателям AliExpress инновационные товары, которые сильно облегчают труд дачников. Наиболее популярные позиции в категории занимают бензиновые триммеры для газона разных мощностей, газонокосилки и электрические триммеры.

Что касается российских юр.лиц, которые закупают садовый инструмент - здесь все довольно предсказуемо - спасибо политике импортозамещения и широкому выбору отечественных товаров (о производителях ниже).

Ключевыми мировыми производителями садового инструмента являются:

  • Husqvarna AB (Швеция)
  • Fiskars Group (Финляндия)
  • Stanley Black & Decker, Inc. (США)
  • Griffon Corporation (США)
  • Andreas Stihl AG & Co. KG (Германия)
  • CobraHead LLC (США)
  • Lasher Tools (Южная Африка)
  • Zenport Industries (США)
  • Bully Tools, Inc. (США)
  • Corporacion Patricio Echeverria, S.A. (Испания)
  • Ray Padula Holdings, LLC (США)
  • Garden Tool Company (Великобритания)
  • American Lawn Mower Co (США)
  • Root Assassin LLC (США)
  • SNA Europe (Швеция)

Традиционно рассмотрим ключевых российских производителей садового инструмента и оценим их масштаб по валовой прибыли за 2019 // 2018 года:

  • ООО Уралоптинструмент (Rezer, Парма, Carver, Rezoil) - 1 млрд ₽ // 979 млн ₽, т.е. -2,1%.
  • ПАО КАДВИ (Угра, Ока, Авангард, Садовник) - 1,02 млрд ₽ // 458 млн ₽, т.е. -49%. За период значительно уменьшилась выручка, при этом себестоимость выросла.
  • ООО ДЖИЛЕКС - 567 млн ₽ // 552,7 млн ₽, т.е. -2,5%.
  • ООО Саблайн сервис (Акваробот, Unipump) - 381,3 млн ₽ // 444,6 млн ₽, т.е. +16,6%.
  • ООО Центр инструментальной торговли (Центроинструмент) - 314 млн ₽ // 342 млн ₽, т.е. +9%.
  • ООО Академия инструмента (Целина) - 116 млн ₽ // 69 млн ₽, т.е. - 41%. Юрлицо признано банкротом, в его отношении открыто конкурсное производство.
  • АО Артинский завод (Арти) - 53,7 млн ₽ // 43,2 млн ₽, т.е. -19%.
  • ПАО ПО Горизонт - 14 млн ₽ // убыток в 2 млн ₽. До 2017 года наблюдался рост прибыли, однако, в 2018 году произошло значительное ее снижение и одновременный рост себестоимости.
  • ООО Галактика (Ставр) - 4,61 млн ₽ // 6,5 млн ₽, т.е. + 41%.
  • ООО ПКП Мастерпласт - 4 млн ₽ // 7,2 млн ₽, т.е. +80%.
  • ООО Сибирские технологии (Сибртех) - 3,1 млн ₽ // 4,2 млн ₽, т.е. + 35,5%.
  • ООО ПК Тандем-АГРО - 5,7 млн ₽ // 3,1 млн ₽, т.е. -46%.
  • ООО ПО Вулкан (Mitrax). В указанных годах получен убыток -2 млн ₽ // -5 млн ₽.
  • ООО ВОРК (Хопёр) и ООО Хопёр-инструмент - с 2015 года не сдавали бух.балансы в органы статистики (Росстат), показатели оценить невозможно.
  • ЗАО Зубр ОВК - оценивать сложно, компания производит и поставляет более 10 000 наименований инструмента, из них садовый занимает не самую значительную часть.
  • ООО Калибр-онлайн - не сдавали отчетность в Росстат, невозможно оценить финансовые показатели.
  • ООО Агроинструмент - в 2019 году была реорганизация, невозможно корректно оценить финансовые показатели.
  • АО "ММП имени В.В. Чернышева" (Крот). Оценивать долю именно садовой техники сложно - основное направление деятельности предприятия далеко на производство инструмента.
11
Начать дискуссию