О рынке автомобильного инструмента
Продолжая обозревать различные сегменты рынка профессионального промышленного инструмента, нам хотелось бы обратиться сегодня к автомобильному инструменту. Каков он, рынок автоинструмента в 2021 году?
Традиция, а вернее даже сказать необъяснимое желание сильного пола самозабвенно на протяжении нескольких часов лежать под поднятой на домкрате «ласточкой» сегодня хоть и не встречается в каждом дворе и гараже повсеместно, однако, и по сей день велико количество автолюбителей, обслуживающих свою машину самостоятельно. В связи с чем спрос на автомобильный инструмент растёт пропорционально спросу на автомобили.
Автомобильный инструмент не удастся выделить в отдельную категорию, как например, инструмент металлорежущий, абразивный и пр. (Обзоры по рынкам этих инструментов мы делали ранее, смотрите в соответствующем разделе нашей библиотеки). Логичнее классифицировать автомобильный инструмент, исходя из предполагаемых работ, и, конечно, из класса применения.
Исходя из предполагаемых работ, автомобильный инструмент может быть подразделения на:
- Инструмент для слесарно-монтажных работ. К этой группе можно отнести те инструменты, которые используются в процессе ремонтных работ, связанных с плановым обслуживанием автомобиля, мелким ремонтом, заменой деталей. К ним можно отнести гаечные, свечные, баллонные, цепные ключи. А также трещотки, отвертки, съёмники, торцевые головки, биты удлинители, адаптеры и т.д.
- Инструмент для мелкого кузовного ремонта. При наличии опыта, а главное - стремления и желания, автолюбитель выполняет жестяные работы сам. При этом инструмент по сути будет использоваться тот же, что использовал бы мастер на СТО: специализированные зубила различных форм и молоки для придания нужной формы. Иначе, этот инструмент можно назвать рихтовочным.
- Инструменты - аксессуары, к их числу можно отнести щетки, скребки, без которых эксплуатация автомобиля в зимнее время немыслима.
- Программное обеспечение для диагностики автотранспортного средства.
Исходя из класса применения, автомобильный инструмент, как, впрочем, и любой другой, разделить на:
- DYI, любительский класс. Такой инструмент используется в быту и в основном нечасто. В связи с этим к нему не предъявляются высокие требования по прочности, точности, безопасности (это касается конечно исключительно «защиты от дурака»), долгосрочному и т.д.
- R&M - repair and maintenance. Инструмент для применения в качестве основного при проведении довольно сложного, но не ежедневного ремонта/использования.
- Professional - инструмент для профессиональных мастерских, как средство производства, т.е. с помощью которого зарабатывают деньги, так как его прямое назначение - ремонт и техобслуживание в высоком темпе. Инструмент прочный, эргономичный, экологичный, с высокой работоспособностью и ресурсом использования.
- Industrial - инструмент для промышленного потокового производства.
- Heavy duty - промышленный «тяжелонагруженный» инструмент.
Советов по тому, какой инструмент нужно иметь автолюбителю в своём арсенале, давать смысла нет - у каждого будут разные задачи и спектр действий. Однако, множество авторитетных источников сходятся на том, что плюс-минус универсальный список может быть таким:
- Набор торцевых головок. Они незаменимы, когда крепёжные элементы находятся в местах с ограниченным доступом. Рекомендуется выжирать обширный набор с головками и ключами на 1/2, 1/4 и 3/8 дюйма.
- Кусачки и плоскогубцы. Замена фар, установка новой акустики - придётся работать с проводами.
- Динамометрический ключ - не позволит перезатянуть болт, который потом придётся мучительно откручивать. Лучше использовать ключ предельного типа для хорошей точности затягивания.
- Набор гаечных ключей и набор отверток - без лишних пояснений.
- Рихтовочный молоток - для исправления вмятин на кузове, удаления застрявших болтов.
- Мобильный прожектор - для удобства выполнения работ в темное время суток.
- Кабельные стяжки - поможет правильно организовать «внутренности» машины, и не натыкаться каждый раз на гнездо из проводов.
- Мультиметр с функциями амперметра, омметра, вольтметра.
- Гайковерт - без лишних объяснений.
- Смазки и очистители - для удаления ржавчины, очищения тормозов, защиты деталей от трения и грязи.
Говоря об автомобильном инструменте, нельзя не проанализировать рынок автомобильной промышленности. В 2020 году (несмотря на пандемию) рынок автомобильной промышленности был оценён в 3 607,5 млрд долларов США. Ожидается, что к 2026 году он почти утроится со среднегодовым темпом роста в 16,8%. Неудивительно, что с самым значительным темпом будет расти Азиатско-тихоокеанский регион - так, в 2019 году китайские компании продали более 25,75 млн автомобилей - Китай доминирует по количеству пользователей автомобилей в мире.
Рынок автомобильного инструмента вслед за рынком самих автомобилей тоже растёт. Потенциально, в ближайшие годы, несмотря на мировой кризис, вызванный идущей второй год пандемией, темп роста рынка автомобильного инструмента составит 4,2% в год. Основном спрос и рост будет показывать Азиатско-Тихоокеанский регион. Европа традиционно предъявляет высокий спрос на автомобильный инструмент. Предполагается, что так и будет продолжаться. Северная Америка является вторым по значимости участником рынка инструментов для обслуживания автомобилей, в основном благодаря автомобильным центрам в США. Ближний Восток и Африка восстанавливаются после нефтегазового кризиса, спрос с их стороны расти не будет, а в Латинской Америки рынок находится только на начальной стадии.
В России рынок автомобильного инструмента традиционно стабилен и также показывает ежегодный рост. Причин тому несколько - в связи с, кажется, непрекращающимися кризисами, у населения попросту нет лишних средств на обслуживание своих ТС у дорогостоящих официальных дилеров, поэтому либо справляются сами «гаражным» методом, либо в недорогих СТО, которых, к слову, огромное количество. Если говорить о хорошо оснащённых станциях техобслуживания, то они, безусловно, используют в основном качественный и профессиональный инструмент от мировых лидеров. Любители и некрупные сервисы - инструмент попроще, побюджетнее, и, в основном, из Китая-Тайваня (даже под российскими наименованиями). Ещё одна причина роста рынка автомобильного инструмента в России парадоксальна - по итогам 2020 года автомобильный рынок у нас сократился на 9%. Причём продажи импортных машин уменьшились только на 0,6%; машин российского производства - на 2%; иномарок российской сборки - на 3%. Тревожно, что почти на 5% сократился самый народный сегмент - легковые авто класса В+. Зато продажи автомобилей премиум-сегмента выросли, заняв 9,5% рынка (против 8,9% в 2019 году). (Ист. Delprof.ru; Forbes.ru).
Учитывая то, что россияне вынуждены отказывать себе в покупке нового авто, амортизация и обслуживание старого становится ещё более актуальной - отсюда и рост рынка инструмента для автомобилей.
На рынке автомобильного инструмента России представлены товары зарубежных и отечественных производителей. Традиционно рассмотрим их и постараемся оценить их масштаб по валовой прибыли за 2019 // 2018 года (в российских рублях):
- Bosch (ООО Роберт Бош) - 4.93 млрд ₽ // 5.62 млрд ₽, т.е. -12%.
- Makita (ООО Макита) - 2.1 млрд ₽ // 2.3 млрд ₽, т.е. -8%.
- Atlas copco (АО Атлас Копко) - 2.5 млрд ₽ // 2.14 млрд ₽, т.к. +16%.
- Stanley Black & Decker (ООО СДБ) - 2.4 млрд ₽ // 1.8 млрд ₽, т.е. +33%.
- Metabo (ООО Метабо Евразия) - 1.3 млрд ₽ // 1.1 млрд ₽, т.е. +18%.
- HiKOKI (ООО Хайкоки Пауэр Тулз Рус) - 134.5 млн ₽ // 124.1 млн ₽, т.е. +8%.
- Автопрофи (ООО ТД Автопрофи) - 292 млн ₽ // 366 млн ₽, т.е. -21%.
- Jonnesway и Ombra (реализуют через ООО ТД Прайд) - 437.5 млн ₽ // 389.2 млн ₽, т.е. +12%.
- Nussbaum (ООО Нуссбаум Диагностическое Оборудование) - в отчетных периодах 0.
- МАСТАК + эксклюзивно представляют King Tony и Mighty Seven (ООО МАСТАК ЦЕНТР) - 323 млн // 303 млн ₽, т.е. +6%.
- Дело техники (ООО ДЕЛО техники) - 291 млн ₽ // 281 млн ₽, т.е. +3%.
- Topex и NEO (ООО Топекс Рус) - 235 млн ₽ // 189 млн ₽, т.е. + 24%.
- Корвет и Энкор (ООО Инструментальная компания Энкор) - 104.7 млн ₽ // 105.6 млн ₽, т.е. -1%.
- Арсенал (ООО Арсенал Инструмент) - 12.8 млн ₽ // 12.4 млн ₽, т.е. +3%.
- КЗСМИ - 79 млн ₽ // 69 млн ₽, т.е. +14%.
- НИЗ (АО Новосибирский инструментальный завод)- -27 млн ₽ // 10.2 млн ₽. В 2019 году получен убыток.
- Кобальт (ООО Парус) - юрлицо новое, данных для сравнения нет. Другие организации группы компаний ликвидированы.
- Aist (ООО АИСТ) - 0. В отчетных периодах получен убыток.
- Nordberg (ООО Мастер Инструмент) - динамику за указанные периоды не оценить - юрлицо новое, предыдущие ликвидированы.
Отдельно скажем про Continental, Denso, Apex tool group, Puma, Maha, Stels, WMC tools, Snap-on и Delphi - эти производители работают либо напрямую с множеством дилеров в РФ, либо их эксклюзивные реселлеры реализуют ещё огромное количество других брендов. В связи с этим объём их на рынке оценить сложно (зачем нам анализировать обороты мультибрендовых магазинов).