Как упороться в проект и выполнить свой же прогноз на 2 месяца раньше
О чем будем говорить в статье:
Всем привет! На связи Павел Загородников, проект-менеджер агентства поискового маркетинга kite. Парадокс: иногда провал — это шаг на пути к успеху. И сегодня я расскажу историю о том, как мы пережили жесткий и внезапный провал, после которого перевыполнили план по проекту (да, так бывает).
Действующие лица:
- Клиент
- Разработчики
- Сеошник
- Тимлид
- Проект-менеджер
- А также ценнейший сотрудник — Волшебный Подорожник.
Пару слов о проекте и целях
Егор Летов нам соврал о том, что всё идет по плану. Идет далеко не всё и не всегда. Планы в SEO — не исключение. Но с этим можно и нужно бороться сообща.
Клиент — сайт www.1cont.ru «Проверка контрагентов», один из сервисов медиагруппы «Актион», запущенный весной 2019 года.
1cont — это не обычная база данных по проверке контрагентов. Сервис предоставляет актуальную и архивную информацию о юридических лицах и ИП только из официальных источников. Это ФНС, Росстат, картотеки арбитражных дел и т.п.. На основе этих данных он оценивает риски сотрудничества с тем или иным контрагентом. Проект помогает бухгалтерам, финансовым директорам и прочим труженикам экономической и юридической сферы.
Наша работа над проектом началась летом 2019.
Высокая планка и цель впереди — увеличить органический трафик в 24 раза за 6 месяцев, примерно до 600 тыс. переходов в месяц. В нашем распоряжении был боекомплект из прогнозов, стратегии, рабочих рук и опыта.
С чем мы столкнулись и при чем тут подорожник
Проект — это SPA, т.е.одностраничное приложение, с главной страницы которого загружаются JS, CSS. Поисковые системы обрабатывают такие сервисы плохо и долго.
Проблема была в том, что поисковые боты не могли быстро индексировать карточки контрагентов на сайте клиента. HTML-версия сгенерированной страницы загружалась дольше пяти секунд, и поэтому бот отправлял их в очередь.
Мы сравнили количество проиндексированных страниц в поисковых системах с количеством страниц на сайте. В индексе Яндекса отобразилось примерно 2 млн. страниц, а вот в Google — около 800 тысяч. Большинство из них были просканированы, но не проиндексированы. Проще говоря, бот о странице знал, но в поисковую выдачу не добавлял.
Сеошник закатал рукава и:
- Составил ТЗ на исправление карты сайта — sitemap.xml. В ней остались только страницы с кодом ответа «200 ОК». Страница доступна, с ней все хорошо. Это экономит краулинговый бюджет поисковых ботов.
- Проанализировал шаблоны карточек контрагентов, выделил java-скрипты, которые выполнялись в теле страницы.
- Предложил убрать их из кода и выводить только результат их выполнения.
В результате облегченные страницы стали загружаться быстрее, а боты начали активно их индексировать.
Но внезапно исчез трафик:
Через две недели мы заметили, что новые страницы хоть и индексируются по ~ 400-500 тыс. в день, трафик из поисковых систем — падает.
Ещё перестал работать слабый сервер клиента. Из-за частоты обращений он не успевал обрабатывать запросы от поискового бота. В панелях вебмастеров замелькали ошибки 500. Трафик при этом упал уже на 90%.
Мы проверили всё и вся. К карте сайта вопросов не было — там просто технически невозможно накосячить. Дошли до Яндекс.Метрики и заметили резкий рост «внутренних переходов». И грянул гром осознания.
Когда разработчики выпиливали все тяжелые JS-фрагменты с карточек контрагентов, под горячую руку попал и счетчик Метрики. При этом они не подозревали, как важен этот кусок кода. Разумеется, трафик испарился вместе с ним.
Нам, конечно, было очень неловко. Ведь к анализу базовых вещей на проекте приступают в самом начале. А наличие счетчика Метрики — как раз базовая вещь.
Настало время приложить Волшебный Подорожник — Т3 на исправление. Сайт выздоровел. Трафик вернулся и пополз вверх. На самом деле, он там и был, просто не отслеживался. Клиент оптимизировал сервер, добавив мощности, — исчезли ошибки. А сеошник теперь регулярно проверяет, чтобы всё, кроме сайта, лежало на своих местах.
Проблемы коммуникации
Одной из самых неожиданных причин неудач оказалась… коммуникация. Наша команда была разбросана по всему миру. И это обернулось:
- отсутствием четких границ в зонах ответственности;
- инертностью со стороны разработки;
- небрежностью при выполнении технических задач;
- недопониманием между SEO и разработчиками (то, что важно для сеошника, не всегда очевидно для разраба: см. историю с Метрикой).
Менеджер должен говорить на языке, который понимает вся команда. Вовремя заметить, что кто-то из участников процесса не разобрался даже с крошечной деталью — половина успеха.
И это не преувеличение, ибо факапы в мелочах обязательно превратятся в:
- исполнение задач не по ТЗ, а «как нравится»;
- гибернацию и лавину ошибок 500 во время оптимизации;
- падение базы данных;
- поиск на сайте, работающий только с карточками платной версии;
- исправления, которые действуют недолго, пуская ошибки по кругу;
- клиента, который и не понимает, как движется проект и движется ли вообще.
Как мы все исправили
- Шаг первый: никакого хаоса в скайп-планерках. У нас появилась рубрика «Поговорим о наших чувствах». Каждый рассказывал о трудностях, с которыми столкнулся при выполнении задач. Все в команде помнят, что несерьезных проблем не бывает. Совместно продумывали варианты решений. Участвовал каждый разработчик и, что важно, — менеджер со стороны клиента.
- Шаг второй: фиксировали все договоренности. Наглядность имеет значение. Сначала мы использовали пайплайн — задача, описание, статус. Для разработчиков он годился, но вскоре обзавелся кучей непонятных столбцов, типа тысячи комментариев и комментариев к комментариям. Информация не была достаточно наглядной и понятной для клиента.
Роадмап — другое дело. Отслеживание процессов стало прозрачным, выполнение каждой задачи — запланированным спринтом. - Шаг третий: выбрали единый формат взаимодействия. Мы определились с протокольными документами. Произошла притирка между SEO и DEV’ом. Мы выбрали регулярный груминг: ежедневная связь с разрабами, проверка статусов задач, обсуждения, детальные разборы. «Спасибо» лишним не бывает и всегда мотивирует.
Когда совместно начинают работать две компании со своей системой менеджмента, своими правилами, нужен период адаптации друг к другу. Важно не стать как «лебедь, рак и щука», а достичь понимания, скоординировать все процессы, выстроить их максимально прозрачно, держать под контролем. Разговор на «разных языках» приводит к ошибкам. Действительно ли все стороны понимают друг-друга — можно узнать только на практике.
Kite обозначил это как основную проблему и ее решением стала оптимизация процессов общения между всеми отделами и специалистами участвующими в продвижении.
В итоге, мы научились работать друг с другом, добились поставленных целей с опережением и далее, уже проверенной командой, реализовываем наши планы.
Подводя итоги
Мы добились прозрачности работы и для нас, и для клиента. Вдумчивое обсуждение задач творит чудеса, прокачивает доверие и продуктивность. Количество накладок на проекте реально уменьшилось. Как результат — мы достигли цели на два месяца раньше плана.
Напоследок немного приятных цифр:
Выводы из этой ситуации:
- Всегда работай головой.
- Что для тебя мелочь, то для проекта ахтунг;
- Больше подорожника богу позиций.
- Упарываться можно, но это плохо;
- Не переработаешь — не перегоришь.
- Да не выпилит Метрику разраб всяк кодЯщий.
- Главное — здоровье, остальное можно сверстать.
Ох уж эта вечная война SEO vs DEV)).
Да))
Интересно почитать. Спасибо за статью Павел
Крутой опыт) Спасибо)
Я ждал все-таки больше деталей по SEO..
Данный кейс получился больше про отношения в команде и с клиентом) В следующих кейсах, там где актуально, уделим больше им внимания)
:)