Как оформить отношения с заказчиком на удаленке: 3 варианта от школы современных профессий Interra
Правильно организованный порядок работы с заказчиком — залог долговременного надежного сотрудничества. Особо важно при этом учесть юридические аспекты, чтобы официально вести деятельность и спать спокойно.
Из этой статьи вы узнаете, как оформить взаимоотношения с заказчиком, если вы фрилансер и работаете на удаленке.
На сегодняшний день существует 3 варианта юридических отношений с фрилансером на удаленке:
- как с ИП (индивидуальным предпринимателем),
- как с самозанятым,
- как с физическим лицом.
Расскажем о каждом подробнее.
Индивидуальный предприниматель
Стать ИП достаточно просто: нужно только подать документы и оплатить пошлину в 800 рублей. Лучше сразу определиться с видом деятельности по ОКВЭД (общероссийскому классификатору видов экономической деятельности).
Учтите, что ИП по закону облагаются следующими расходами:
- налоги — 6% по упрощенной схеме (УСН) от каждой сделки;
- пенсионное страхование в ФНС — 32 448 руб./год;
- медицинское страхование в ФНС — 8 426 руб./год;
- пенсионное страхование в ПФР — 1% от суммы доходов свыше 300 000 руб.;
- содержание банковского счета (нет фиксированной суммы);
- работа бухгалтера (в среднем 10 000 руб./год).
Это значит, что, когда ИП назначает цену за свои работы, для него было бы выгодно к стоимости каждой услуги добавить 6% налога + часть суммы для покрытия остальных платежей.
ИП ведет работу с заказчиком на основании договора. В интернете сейчас легко найти разные шаблоны, которые можно адаптировать под свои условия, либо составить договор под собственные нужды с помощью юриста. При этом вам не надо сразу подписывать и отправлять заказчику оригинал, для начала работы достаточно электронной копии.
ИП самостоятельно определяет стоимость своих услуг, что для заказчика тоже удобно: можно просто оплачивать счета и вести несложную отчетность.
ИП могут сотрудничать с международными проектами и зарабатывать в валюте. Для этого достаточно открыть в банке валютный счет, а потом при необходимости конвертировать и выводить деньги в рублях.
По закону ИП может работать не только в одиночку, но и заключать договоры с подрядчиками. Это удобно, если вы планируете создать свое агентство или просто организовать digital-команду из нескольких специалистов, чтобы брать заказы под ключ.
Работа в статусе ИП требует внимательного отношения к документообороту, например к налоговым декларациям. Поэтому важно заложить расходы на бухгалтера, чтобы все документы были в порядке, заполнялись и сдавались вовремя.
Статус ИП может не подойти начинающим фрилансерам, которых отпугнут взносы на пенсионное и медицинское страхование. Ведь это обязательные фиксированные платежи, которые нужно совершать вне зависимости от того, получили вы доход или нет.
А ещё ИП сложно работать с физическими лицами. Получив оплату от ФЛ, необходимо выписывать фискальный чек, а для этого нужно иметь собственный кассовый аппарат или подключить систему эквайринга, что может вызвать дополнительные трудности.
В этом случае лучше подойдет относительно новый налоговый статус — самозанятость.
Самозанятый
Официально самозанятые работники называются плательщиками налога на профессиональный доход. Варианты налога следующие:
- 6% дохода от работы с юридическими лицами;
- 4% дохода от работы с физическими лицами.
Оформить статус самозанятого можно без посещения налоговой. Прямо со смартфона скачайте и установите приложение «Мой налог». После того как вы заполните все необходимые данные, ваша заявка на учет отправится в инспекцию. Когда процесс регистрации завершится, вам придет уведомление, и можно будет начинать деятельность.
Чтобы рассчитать стоимость услуг для работы в статусе самозанятого, нужно учитывать только налог в 6 или 4% в зависимости от того, с кем вы сотрудничаете. Больше никакие отчисления делать не нужно.
Раз в месяц приложение «Мой налог» автоматически подсчитывает сумму, которую вам необходимо заплатить. Можно даже настроить автоплатеж, чтобы не делать отчисления вручную.
Заказчику для работы с самозанятым нужен договор гражданско-правового характера (ГПХ). Его можно подписать как офлайн в офисе, так и онлайн с помощью электронной подписи. Когда вы получаете оплату, фиксируете ее в приложении «Мой налог», и чек формируется автоматически. Всё, что вам нужно сделать, — отправить его заказчику.
Самозанятость выгодна как самим специалистам, так и заказчикам. Первые платят только налоги, причем сразу со смартфона, за 2 минуты, а вторые просто оплачивают работу удобным способом и получают чек.
Самозанятый, как и ИП, может принимать оплату в валюте. Удобнее всего это делать через онлайн-системы PayPal и Payoneer, которые позволяют переводить деньги на счет в любом удобном банке.
Но будучи самозанятым вы не имеете права заключать договоры с подрядчиками и официально оформлять членов своей команды. Для этого вам понадобится статус ИП.
Еще важно учесть, что, поскольку на этом режиме отчисления на пенсионное и медицинское страхование не обязательны, они не берутся из суммы налоговых отчислений. Однако вы можете позаботиться о них самостоятельно и откладывать или перечислять столько, сколько считаете нужным.
Физическое лицо
Статус физического лица не нужно оформлять дополнительно. Отношения с заказчиком в этом случае регламентируются договором на разовую услугу или абонентское обслуживание.
Для заказчика такая схема работы не очень удобна, ведь ему придется оплачивать стоимость услуги вам, а еще платить 13% НДФЛ и 30% обязательных взносов государству. При этом он же будет заниматься всем документооборотом и подавать декларацию в налоговую.
В статусе физлица можно получать оплату в валюте, но необходимо каждый год подавать декларацию 3-НДФЛ, в которой перечислять доходы, полученные от источников за пределами Российской Федерации. К ней необходимо прикладывать копию договора гражданско-правового характера и платить 13% НДФЛ. Всё это вам нужно делать самостоятельно.
Как выбрать форму взаимоотношений для работы с заказчиком
Всё зависит от того, с кем и как вы собираетесь работать. Общие рекомендации такие:
ИП: для тех, у кого несколько постоянных заказчиков и есть потребность в абсолютной прозрачности документооборота и проведения платежей.
Самозанятость: для тех, кто в основном работает с физическими лицами и не нуждается в фиксированных отчислениях на страхование.
Физические лица: для тех, кто не хочет заниматься налогами и документами, и чьи заказчики готовы самостоятельно оформлять отчисления.
Надеемся, что наша статья помогла вам разобраться в формах юридических отношений на удаленке.
Желаем вам долгосрочного плодотворного сотрудничества со своими заказчиками!