Как наше хобби стало бизнесом, помогающим людям учиться во время пандемии
После университета мы с друзьями увлекались видеопродакшн. О нас узнали в международной онлайн—школе, которой была необходима собственная студия видеозаписи. В конце 2016 года мы заключили с ней первую сделку. Постепенно хобби превратилось в бизнес — весной 2020 года количество наших клиентов выросло до 100 и продолжает расти. Мы не предполагали, что наши студии, в которых человек может сам записывать и быстро монтировать видео, станет необходимой мерой безопасности и оптимизации съемок в период пандемии.
Далее расскажу:
- чем мы с друзьями занимались после окончания Бауманки
- как нашли первого клиента
- как увеличивали число клиентов, и кого не ожидали увидеть
- как сами справляемся в коронавирус и помогаем другим
- о планах развития дистанционного обучения
Истории про стартап в гараже не будет — бизнес начинался в комнате
Мы, четверо выпускников МГТУ им.Баумана, увлеклись дистанционным образованием до того, как оно стало модным, и Россия стала лидирующим рынком Восточной Европы. Нам, как молодым ученым, хотелось поделиться знаниями о физике и математике доступным и интересным методом. При этом мы понимали, что физически не сможем охватить большую аудиторию, читая лекции в офлайне.
Константин уже имел опыт преподавания, так как вел в университете субботние лекции. В декабре 2013 года он зарегистрировал YouTube канал SkillUp, чтобы публиковать свои видеолекции и лекции и приглашенных преподавателей по предметам физика, математика и экономика. Я помогал ему со звуком, записал джингл. Площадкой для съемок и экспериментов была Костина квартира.
Мы серьезно относились к этому хобби — стремились улучшить качество видео, убрать шумы и блики, добавить удобство преподавателям при работе со стеклянной доской. Со временем мы научились автоматически накладывать презентацию на видео и управлять записью с помощью специальной педали управления. Проекция итогового видео отражалась на противоположной стене. Маркером отмечали важные точки, в которые нужно было смотреть спикеру, чтобы направление его взгляда на видео попадало на объект презентации.
Прежде чем мы зарегистрировали компанию и стали заниматься общим бизнесом, я разрабатывал софт в Rinet, потом работал с умными домами в SenseHome. Костя совместно с Петром и Антоном развивали свой бизнес TablePad (электронное меню для ресторанов).
Появление первого клиента
Весной 2015 года у нас появился первый потенциальный клиент — российско-британская школа «Алгоритм». Им нужна была более профессиональная студия и софт для потоковой обработки видео и наложения графики. Костя предложил мне, Петру и Антону реализовать этот проект. Все загорелись идеей сделать крутую видеостудию.
Мы провели много экспериментов, чтобы преподавателю было удобно использовать студию самостоятельно.
Вскоре «Алгоритм» начал использовать получившуюся студию в своем учебном процессе. Мы задумались о превращении проекта в бизнес и уже осенью 2015 года зарегистрировали компанию.
Эксперименты продолжились. Был вариант без сенсорной доски - лектор махал руками в воздухе, его движения распознавал Kinect от Xbox, а наш софт позволял лектору взаимодействовать с объектами презентации. Выглядело это классно, будто в кадре железный человек или джедай из фильма.
Однажды мы внедряли систему распознавания жестов, чтобы лектор надевал браслет, считывающий активность в мышцах, и сам управлял процессом съемки. Но эти идеи не прижились — лектору требовалось много времени, чтобы овладеть технологией.
Постепенно мы добились эффекта оптической иллюзии: казалось, что объекты на видео находятся прямо перед спикером. Для управления процессом съемки и взаимодействия с объектами презентации мы разработали специальную прозрачную сенсорную доску и программное обеспечение Jalinga Studio. Также нам удалось избавиться от бликов и отражения мониторов на доске.
В 2017 году мы представили общественности готовый продукт, который продолжаем развивать и продавать в России и за ее пределами.
Кто был нашей целевой аудиторией и кого мы не ожидали увидеть
Выпуск видеоконтента — боль многих компаний, занимающихся обучением. Мы начали искать клиентов среди ВУЗов и школ и участвовать в выставках, связанных с образованием. Нам было достаточно нескольких минут, чтобы показать студию гостям, и они сами могли ее протестировать. Мы приглашаем людей в главный офис Jalinga, чтобы проверить звукоизоляцию, так как обычно условия в павильонах не позволяют добиться полного отсутствия шума.
Каждая выставка приносила новых клиентов или договоренности. По мере того, как студии Jalinga начали появляться в университетах России, в компании начало работать сарафанное радио. Некоторые звонили и делали заказ без предварительного тест-драйва.
Как показывает практика, видеостудия интересна не только крупным школам и университетам. За 2 года у нас побывали мастера по маникюру, сомелье, астрологи, парикмахеры, психологи, диетологи, футболисты, политики, преподаватели японского языка и даже грумеры.
Почему у нас нет конкурентов
Некоторые думают, что если e-learning обрел мировую популярность и привлекателен для инвесторов, рынок перенасыщен, на него трудно заходить, и заранее сдаются. В образовании действительно много проектов, направленных на методологию, увеличение скорости усвоения материала, улучшение поведения и мотивации. Наш продукт оптимизирует создание видеоконтента, экономит время и бюджет на видеопродакшн. В этом направлении разработок не так много.
С момента создания канала SkillUp до установки студии первому клиенту прошло около 3-х лет. Мы не зря дорабатывали технологию так долго. Некоторые приходили, тестировали Jalinga, и пробовали самостоятельно собрать похожую студию. В итоге не добивались нужного качества, докупали то одну технику, то другую, и тратили гораздо больше денег.
Как COVID-19 повлиял на видеопродакшн
Принципы работы большинства студий противоречат правилам защиты от пандемии — со спикером работает режиссер, светорежиссер, монтажер и ассистент. У компаний начали застревать съемки, которые отдают на аутсорс.
Поэтому с момента начала коронавируса нам поступает больше обращений — по 1—2 в день. Преимущество Jalinga не только в том, что спикер справляется самостоятельно, но и в цене. Стоимость 60 минут готового видео зависит от многих факторов. Средний разброс цен по Москве от 30 до 50 тысяч рублей, но может быть и выше. Аренда Jalinga стоит 4900 рублей в час. Обычно, чтобы получить 60 минут готового видео, спикер проводит в студии 3—4 часа. Среди наших клиентов есть рекордсмены, которые за час снимают 50—минутный ролик.
Компании, в которых Jalinga была установлена до начала пандемии, могли работать со студией и выпускать видео с такой же скоростью, как обычно. В апреле наши партнеры из РЖД выпустили 8 часов видео.
Что ждет e-learning в 2020—2021 гг.
Университеты отменяют занятия в офлайне до конца 2020, а кто-то будет удаленно обучать студентов до конца 2021 года. Однозначно, что e-learning — перспективная сфера для развития бизнеса.
В 2019 мы начали масштабировать бизнес за границей и открыли первый зарубежный офис в Лондоне. В Великобритании мы использовали похожую стратегию для привлечения клиентов и посетили несколько профильных конференций. Сейчас у нас договоренности с потенциальными клиентами, к которым мы вернемся после снятия ограничений и открытия международных границ.