Как не совершить 1000 и 1 ошибку при создании SaaS

Я разработчик маркетингового сервиса Matomba. У каждого программиста в какой-то момент рождается навязчивая идея — создать собственный Facebook, но зачастую после нескольких месяцев работы, пыл остывает и детище летит на склад «доделаю позже». Разработкой данного проекта занимался около 20 месяцев, и конечно же совершил кучу глупых ошибок, с которыми может столкнуться каждый технарь, решивший попробовать себя в бизнесе.

Эволюция личного кабинета
Эволюция личного кабинета

Идеи нужно проверять

Хорошим источником идей может стать зарубежный ProductHunt, на котором ежедневно публикуется несколько десятков новых IT проектов, но каждую идею необходимо тестировать относительно той страны, на которую запускается продукт. Изучить спрос можно через сервис YandexWordStat. Главное не забыть посмотреть на сезонность того или иного запроса, чтобы не выпустить продукт под начало спада, что может сильно разочаровать.

Если идея новаторская - необходимо начать с планирования стратегии продвижения, выделить основную аудиторию, рассчитать число возможных заинтересованных пользователей.

Продукт всегда делается для кого то, а не для себя, поэтому посетите хотя бы 1-2 форума по выбранному направлению и пообщайтесь с людьми, постарайтесь донести до них основную идею будущей разработки. Вы должны услышать хотя бы несколько "Вау - это круто". Возможно даже найдутся первые клиенты, с которыми вы обменяетесь контактными данными.

Все эти шаги помогут сэкономить десятки часов бессмысленного кодинга.

Монетизация - основа жизни проекта

Моей главной ошибкой было долгое откладывание монетизации, но как нам известно - любой труд должен оплачиваться. Даже если вы считаете сервис сырым - добавьте про версию, а остальную часть оставьте бесплатной. В нее может входить подключение домена или интеграция с каким либо сторонним сервисом.

Стоимость должна быть рассчитана а не взята из головы. Если вы оценили размер аудитории - необходимо определить желаемую прибыль, посчитать все издержки на налоги, сервера, кассы, включить зп будущих сотрудников.

Если есть конкуренты - отлично, но не пытайтесь дэмпинговать - иначе зарекомендуете себя как дешевый суррогат. Держитесь в рынке, увеличьте порог перехода в платную версию.

Каждые несколько месяцев необходимо пересматривать тарифы, ориентируясь на тех же конкурентов или рост издержек на поддержку продукта.

Тарифная сетка сервиса Matomba
Тарифная сетка сервиса Matomba

Создайте как можно больше способов оплаты - по счету, бонусами, через кошельки, телефоны или карты.

Слушай людей а не сердце

Программисты люди творческие, а это очень опасно для бизнеса. Зачастую активные пользователи просят добавить необходимую фичу, но мы продолжаем "пилить", то что считаем действительно нужным. Итог - клиент уходит так и не дождавшись апдейта, а выпущенное обновление никому не пригодилось. Всегда нужно иметь структурированный план работ, например в Trello. Кстати не забудьте сделать доску приватной, иначе все ваши мысли улетят в сеть. Да-да, у меня такое случилось). Двигайтесь по плану, когда нет запросов от пользователей!

Необходимо разбить юзеров на группы - платные, бесплатные, тестовые. В первую очередь выполняем работы от премиум пользователей. Запросы от бесплатных и новых юзеров - очень хорошо фильтруем, и выполняем лишь в случае, если идея действительно стоящая! Зачастую самыми требовательными являются именно бесплатные клиенты, а они обычно так и не начинают платить, создав много шума, отвлекая от важных задач. Создайте премиум поддержку для платных пользователей и отправляйте таких клиентов в данный канал, сославшись на то, что задачи такого характера рассматривают только в этом отделе.

Реклама, реклама и еще раз реклама

Не откладывайте рекламу в долгий ящик! Необходимо хорошенько вложиться, задействовав как можно больше различных каналов с первых дней релиза. Чем больше посетителей пройдет через сервис, тем больше ошибок и необходимых апгрейдов вы сможете вычислить. Кстати чат на сайте - очень важен, как и скорость обратной связи. Не переживайте из за упущенных клиентов - ваш сервис будет развиваться и они обязательно вернуться!

Как можно чаще появляйтесь в информационном поле, пишите статьи, делайте интеграции у блогеров. Обязательно обзаведитесь щедрой партнерской программой - это поможет сократить время на выявление новых источников пользователей.

На данный момент в сервисе почти 5000 пользователей, 7 различных инструментов, а я продолжаю учиться - зачастую на собственных ошибках!)

Начать дискуссию