Web3 проекты, что лучше кастомная разработка или White Label?
Сейчас будет простой ответ на достаточно сложный вопрос, с которым сталкиваются начинающие предприниматели и фаундеры уже действующих проектов, когда выбирают между кастомной разработкой или готовым White Label (WL) решением.
Сначала подчеркну, что в этой публикации речь идет только про разработку в Web3, то есть это динамичный рынок криптопроектов, где скорость реализации и качество превалирует над другими критериями.
Добавлю еще вводную про нас, что компаний на рынке с таким богатым портфолио единицы. Сейчас в нашем портфеле девять White Label продуктов для Web3 и за каждым из них стоит сильный международный кейс, а то и несколько.
Вернемся к теме. Итак, вы в роли человека с деньгами и компетенциями, возможно даже уже собранной командой или просто одинокий волк с гигантскими амбициями решили реализоваться и запускаете свой продукт в Web3. И даже если ваша компания уже не стартап, но еще и не корпорация, перед вами все равно периодически возникает вопрос:
"Взять White Label решение или делать с нуля? "
Как правило, если это какой-то простой и понятный продукт, как кошелек, обменник, торговая платформа или маркетплейс, которые часто фигурируют в роудмапах криптопроектов и лежат в основе их монетизации, то очевидно проще взять готовый WL.
Давайте по пунктам о преимуществах WL решений.
1. Быстрый запуск: через5-10 дней брендированый под вас продукт уже готов! WL решения позволяют быстро запустить продукт на рынок, поскольку основная разработка уже выполнена, функционал оттестирован до мелочей и безупречно работает.
2. Экономия ресурсов: нанять в штат разработчиков или найти качественную команду на аутсорсе сложно и дорого, а в крипте — это архисложная задачка. Взяв готовый WL продукт, вы сохраните свое время, деньги и эмоциональный ресурс, которые можно использовать на развитие комьюнити и маркетинг, например. К тому же, лично у нас, WL можно попросить в рассрочку.
3. Фокус на маркетинг: сейчас рынок быстрых продаж, потребители хотят все и сразу, согласны? Используя WL продукты, у вас сразу появляется конкурентное преимущество в виде готового отлаженного продукта и несколько месяцев свободного времени на продвижение и пиар, которое могло бы уйти на разработку. Вам остается только сфокусироваться на маркетинге, чтобы начать зарабатывать, это факт.
Для примера примера, разработка некастодиального кошелька с нуля занимает 5-7 месяцев, мы же отдаем клиенту готовый продукт уже через 1-2 недели! Так что, если у вас все в порядке с маркетингом, вы сможете начать зарабатывать уже в 1-ый месяц работы.
Но чтобы быть честным, важно проговорить и недостатки WL.
Вам не подойдёт White Lable, если:
1. Есть какие-то индивидуальные уникальные требования, которых нет опционально у WL продукта или цена за доработку выглядит, как крыло от боинга.
2. Вам нужны спецэффекты, космические технологии и тд. WL продукты ограничены в кастомизации. Но любые дополнительные фичи могут быть реализованы, если клиент готов доплатить и это вписывается в архитектуру в целом.
3. Риск зависимости от поставщика WL. Если ваш поставщик столкнется с проблемами, вы будете переживать их вместе. Но стоит отметить, что за разработкой WL продуктов стоят крутые ребзя, которые с любой задчкой справляются быстрее любой штатной команды, потому что держат фокус только одном продукте и являются безупречными в этой нише.
Это основные плюсы и минусы, которые я бы выделил. Пишите в комментариях, если есть что дополнить.
Кастомная разработка — путь героев!
Классно, когда у заказчика есть много денег и времени, мы таких любим! Тут ключевое отличие в том, что кастомная разработка нужна для решений с действительно нестандартными идеями. Например, клиент придумал свою уникальную торговую стратегию и ему нужен алгоритм для трейдинга или вы делаете биржу и есть особые требования по безопасности.
В таких случаях, конечно, WL уже не подходит, но и с другой стороны спешить некуда. В кастомную разработку, как правило, мы берем фундаментальные проекты, которые требуют особого внимания и экспертности.
Кстати, если засунуть вопрос о плюсах минусах в Сhat GPT, то в целом он дает простой собирательный ответ, с которым я соглашусь:
Плюсы кастомной разработки:
1. Уникальность: Кастомная разработка позволяет создать продукт, который полностью соответствует вашим требованиям и бренду. Это может помочь вам выделиться на рынке.
2. Гибкость: Кастомная разработка предоставляет большую гибкость в плане внесения изменений и улучшений в продукт в любое время.
3. Контроль: Вы полностью контролируете процесс разработки и можете управлять всеми аспектами продукта, включая его функциональность, дизайн и безопасность.
Минусы кастомной разработки:
1. Время и стоимость: Кастомная разработка обычно требует больше времени и денег, чем использование готовых решений. Это связано с необходимостью разработки продукта с нуля.
2. Риск: Существует риск, что проект может столкнуться с проблемами или задержками, которые могут увеличить стоимость разработки и сроки запуска продукта.
3. Необходимость в экспертизе: Для управления процессом разработки требуется определенная техническая экспертиза. Если у вас нет внутренней команды разработчиков, вам может потребоваться нанять внешних специалистов, что может увеличить стоимость проекта.
Как итог, важно выбрать подход, который наилучшим образом соответствует вашим бизнес-целям и ресурсам.
Желаю всем сил и терпения. В любой работе важно выстроить правильную коммуникацию, делать даблчек, фиксировать договоренности, чтобы итогом любой работы ожидания соответствовали результатам!
Приглашаю вас в комментарии обменяться мнениями и понетворкаться.