АЗбука кино: без чего невозможно снять фильм

Текст: Нина Ведмицкая

Хочешь научиться писать? Учи азбуку! Хочешь создавать кино? Знай планы! Обучение основам съемки и монтажа всегда начинается с крупностей, иначе говоря — масштабу человека в рамках кадра.

Именно с этой темы начинается обучение в Киношколе ЦЕХ, и уже на первом занятии мы закрепляем теорию практикой. Через работы наших студентов, мы и объясним эту тему.

Деталь

Детальный план — это очень крупно показанная часть тела в кадре. Наверняка вы с легкостью вспомните сцены из хоррор-фильмов, где трясущаяся рука тянется к телефону в надежде на спасение. Так вот, это и есть деталь! Еще деталь — это крупно снятые глаза или стоящий на подоконнике горшок.

Крупный план

Важно: это — лицо человека. Лицо и ничего, кроме лица! Если вы хотите, чтобы оператор снял кота так, чтобы его мордочка заняла всё пространство экрана, так и говорите: «Голова кота — деталь!». Все крупности — это масштаб человека в кадре (кроме детального плана). При всей любви к котам, части их тел — это детали.

Сверхкрупный план

Тот случай, когда мы слегка обрезаем и лоб и подбородок, чтобы сосредоточить внимание зрителя на конкретной эмоции и усилить эффект крупного плана.

Средний план. Молочный

У среднего плана существуют три вариации: молочный, поясной, ковбойский. Начнем с молочного, который позволяет нам увидеть человека в кадре по грудь.

На профессиональной съемочной площадке вы сможете услышать следующий сленг: «Возьми молоко». Бежать в магазин не нужно, ведь так может выражаться режиссер, объясняя оператору, какую крупность он хотел бы получить.

Средний план. Поясной

Как можно догадаться из самого названия, это план, в котором человек показывается по пояс.

Средний план. Ковбойский

Эту крупность подарили нам американские вестерны. Уже догадываетесь почему? Вспомните драматичные сцены дуэлей, и их главный принцип: «Первым выхватывай револьвер из кобуры и стреляй!».

Обрезать изящные оружия, которые держали у своих бёдер герои, никому не хотелось, так и родился «ковбойский» план. Главное, не резать по суставам!

Общий план

Тот случай, когда мы видим человека с «головы до пят». План менее выразительный эмоционально, зато прекрасно дает представление о географии перемещений героя.

Этот план в сотни раз чаще других использовался в первые годы существования кино, так как зритель не хотел платить за «обрезанного человека» на экране. Надо было подавать его полностью!

Дальний план

Мы видим не только человека во всей его красе, но и окружающее его пространство. Например, если вы решите снять человека из окна своей квартиры на пятом этаже, вы точно получите дальний план.

У нас не такие фееричные примеры, так как ребята зажаты пространством студии, в которой выполняют свои задания.

Другие названия:

В некоторых учебниках встречаются следующие названия крупностей. Первый средний, второй средний и так далее. Это не ошибка, а всего лишь другая терминология. Мы в рамках обучения в Киношколе ЦЕХ любим называть крупности так, как сделали это выше. Данная терминология является более образной и легче запоминается студентами.

Итак, повторим: ДЕТАЛЬ, КРУПНЫЙ, СРЕДНИЙ (МОЛОЧНЫЙ, ПОЯСНОЙ, КОВБОЙСКИЙ), ОБЩИЙ, ДАЛЬНИЙ.

Грамотно выстраивая композицию кадра и комбинируя планы, вы добьетесь высокого качества съемок, и ваши работы станут на порядок лучше. Успехов!

11
1 комментарий

ребят, вы спамите, с таким подходом ваша деятельность на vc совершенно бессмысленна
выкладывайте по одному материалу в день, не больше
прикрепляйте картинку и выводите ее в ленте
лучше поработайте над заголовками

Ответить