Айтишниками не рождаются: кто и откуда переходит в ИТ
О нелинейных профессиональных треках — из первых уст.
«Лучше выучись на экономиста — это перспективно». «Менеджеры везде нужны». «Хватит пялиться в компьютер, стране нужны врачи!». Если вы хоть раз слышали что-то подобное, то с большой долей вероятности получили образование не по призванию.
Но это не значит, что сейчас поздно попробовать себя в том, что по-настоящему интересно, даже если для этого придётся всё начать сначала. А для вдохновения мы собрали несколько историй айтишников, которые пришли в мир технологий окольными путями — предварительно поработав на заводах, в судах и школах.
«Перейти в другую отрасль — это как выйти из туннеля и увидеть, какой простор все это время был вокруг тебя»
Училась на металлургическом → работала в HR → сейчас старший системный аналитик
Несколько лет я работала инженером в металлургической компании, курировала производство вольфрама в Нальчике. В какой-то момент поймала себя на том, что тяжело просыпаться и идти на работу — это был сигнал, что пора что-то менять.
Начала изучать рынок, познакомилась с классным HR-специалистом — она много рассказывала про свою работу и вдохновила меня попробовать себя в новом деле. Поскольку в HR софт скиллы важнее профильного образования, а мне всегда нравилось работать с людьми, я рискнула и разместила резюме на hh. И вдруг звонок из КРОК — помню, еще подумала, такая большая компания, как же они меня возьмут без опыта! На собеседовании мы определили, что у меня есть склонность к организации обучения сотрудников — мне задавали вопросы из серии «как бы ты организовала семинар», и я сходу накидывала варианты. Видимо, мои варианты понравились :)
Мне сделали оффер, и я решила — будь что будет, меняю профессию! Два года занималась организацией обучения в компании, а еще участвовала во внедрении HRMS — системы управления персоналом — как менеджер со стороны заказчика. Я так погрузилась, что когда узнала, что в команде внедрения появилась вакансия консультанта, попросилась туда. Меня взяли, поскольку я уже знала все внутренние процессы, занималась согласованием документации, участвовала в бизнес-тестировании — так что переход был в какой-то степени необычным, но логичным. Конечно, пришлось много учиться, но могу сказать, что на этом не собираюсь останавливаться и продолжаю получать новые знания и осваивать новые профессии — недавно прошла обучение по UX-копирайтингу.
Интересно, что в процессе я сталкивалась с людьми разного возраста и бэкграунда. Могу сказать, что смена специальности — популярная история. Кардинальные перемены, конечно, встречаются реже — чаще людям удобнее переходить к смежным отраслям: от тестирования к аналитике, от дизайна к текстам и так далее. В любом случае лишних знаний не бывает, как и опыта. Тем более, что с каждым годом мир динамичнее — пока отучишься в школе или универе, появится еще десяток востребованных профессий.
«ИТ — не временный роман, а любовь, к которой всегда возвращаешься»
Я давно знаком со сферой ИТ — когда мне было шесть лет, родители отдали на компьютерные курсы. Мне понравилось, но в юношестве я «болел» защитой прав людей, и пошел учиться на юриста.
Пока учился, начал подрабатывать курьером, а потом пригодились и айтишные навыки — я работал то сборщиком компьютеров, то сисадмином, то программистом. При этом был уверен, что это просто для заработка, а дальше пойду по профессии.
И все же после судебной практики определился, что хочу работать сетевым инженером. Мне не только это нравилось больше, но и заработок в этой сфере был существенно выше. Постепенно окончил несколько курсов, получил сертификаты, и попал в КРОК.
Со временем понял, что все специалисты глобально делятся на две категории: одни при каких-то проблемах «стопорят», а другие ищут и находят решение. Это по большей части зависит от широты знаний в целом, от эрудиции — и смена профессии сюда хорошо вписывается. Например, сейчас я работаю инженером в Департаменте вычислительных систем — и мне пригодились и навыки чтения юридической документации, и умение трактовать законы, и софт скиллы вроде выстраивания коммуникации и командной работы.
«В переменах нет ничего страшного, страшно стоять на одном месте»
Училась на экономическом → работала секретарем и в службе поддержки → сейчас тимлид группы клиентского сервиса
В 19 лет я одновременно поступила в университет по профилю экономической безопасности и устроилась в КРОК секретарем. Причем я не планировала идти в ИТ-компанию, изначально мне просто понравилась культура и условия. Уже после заинтересовалась самой сферой.
Компания нравилась, хотела и дальше развиваться в ней, но уже по более технологичной вертикали. Поскольку релевантных знаний и опыта у меня не было, я начала свой путь как сервис-администратор, на первой линии поддержки клиентов. Там проработала два года, и накопила достаточно знаний, чтобы двигаться дальше, к творческой и самостоятельной позиции.
И следующей ступенькой стала позиция ведущего специалиста в Департаменте вычислительных систем. А сейчас, спустя почти полгода, я уже тимлид — мой спектр задач заиграл новыми красками, добавилась работа по развитию сотрудников.
Оглядываясь назад, я понимаю, что отойти от университетской профессии мне помогли юношеский максимализм и коммуникативность — я всегда интересовалась, кто чем занимается и в каких ещё направлениях я могу себя развивать. Мне кажется, ключевое для «нащупывания» себя — наличие зоны самостоятельности и возможности для поиска и обучения. В этом плане я благодарна КРОК — меня всегда поддерживали в знакомстве с тем или иным направлением, подсказывали, где лучше почерпнуть знания.
«У лингвистики и ИТ больше общего, чем может показаться»
Училась на лингвистическом → работала учителем, HR и консультантом → сейчас старший системный аналитик
Еще учась в школе, прошла тест на профориентацию — и он показал, что мне нужно работать с людьми и техникой. Если с первым все было понятно — я всегда любила возиться с детьми и учить чему-то новому, то насчет второго были вопросы.
В результате закончила иняз, работала по специальности: преподавала английский школьникам, студентам, даже малышам в детском саду. Развиваясь и постоянно интересуясь новым, перешла в ИТ-компанию на администраторскую позицию — этому способствовал переезд в Москву. В силу обстоятельств приобрела экспертные знания в HR, и в той же компании выстроила с нуля кадровое делопроизводство. Постепенно вернулась к своему, очевидно, призванию — обучать. Сначала обучала пользователей SAP работать в системе, а потом стала ITSM-тренером.
Дальше захотелось больше — не просто делиться теорией, а применять знания на практике. В результате сейчас работаю старшим аналитиком в Департаменте информационных технологий КРОК.
Многим такой переход может показаться метанием. На самом же деле, что в лингвистике, что в процессах, мы делаем одно и то же — изучаем, выстраиваем связи между объектами. Что в преподавании, что в управлении — выстраиваем системность, используем правила, техники, методы. Корреляция явная, и погруженные в обе темы люди, не удивляются таким, казалось бы, зигзагам в карьере.
По правде сказать, меняться было страшно — были сомнения, давил синдром самозванца. Но интерес всегда перевешивал. В итоге ни о чем не жалею — гремучая смесь знаний, навыков и опыта помогает оценивать ситуации под разными углами. Плюс очень пригодилось знание языка — всю профессиональную литературу лучше изучать в оригинале. Ну и, как выяснилось, давнишний результат теста по профориентации (“человек-техника”) не соврал!
«Есть желание и доступ в сеть — значит, границ нет»
Учился на географа → работал в бухучете → сейчас старший консультант по внедрению ПО
Я учился на факультете экономической географии, а после окончания учебы пошел в сопровождение бухучета, обслуживал бухгалтерское ПО. Так прошло два года, и я постепенно понял, что ИТ для меня интереснее экономики.
Чтобы сменить сферу, занялся самообразованием — меня пригласили в КРОК консультантом в Департамент разработки программного обеспечения. И вот тут уже я по-настоящему погрузился в техническую часть и заодно прокачал софт скиллы.
Думаю, что сейчас, когда перед тобой весь Интернет, любые курсы, даже бесплатные, о границах говорить глупо — как говорится, было бы желание. Да, есть мнение, что гуманитариям не стать технарями, но это очень прямолинейно. Даже в ИТ много менеджерских, традиционно гуманитарных направлений. Например, сейчас я занимаюсь техподдержкой, обучением пользователей, составлением документации — и знать, как пишется код, для этого необязательно.
Хорошо, что сменить вектор не поздно никогда — всевозможные курсы, общение и живая практика помогут найти себя в ИТ.