«Чем больше низкопроизводительных сотрудников компания уволит, тем меньше у неё останется высокопроизводительных»
Хотя рассчитывает бизнес на обратное, пишет Business Insider.
Марк Цукерберг. Источник фото: Vanity Fair
- В феврале 2025 года Meta* сократила 3600 сотрудников, чтобы «повысить корпоративную планку эффективности и поскорее избавиться от работников с низкой производительностью». В том же месяце сокращения «неэффективных» начала Microsoft.
- По той же причине Илон Мак — как глава DOGE, ведомства по повышению эффективности работы правительства США, — объявил о «тысячах» увольнений в госаппарате. (Правда, CNN выяснило, что под «нож» попали в том числе те, кого недавно повысили и у кого были «крепкие» показатели.)
- Руководители решили, что сотрудники расслабились и должны мобилизоваться. А кто будет не готов, уйдёт сам, надеются они. Но такой подход вредит, пишет издание. Когда в США началась индустриализация, управленцы полагали, что наилучший способ повлиять на сотрудников — заставить их бояться, что привело к забастовкам и простою предприятий.
- К 1950-м подход смягчили. Организационные психологи выявили, что мотивировать могут и чувство единства, разнообразие задач, желание приносить пользу. В 1980-х, «когда глобализация начала подрывать конкурентную позицию США», управленцы вернулись к «устрашению». Тогдашний глава General Electric Джек Уэлч разработал систему категоризации сотрудников: 20% — это самые эффективные; 70% — средние по продуктивности; 10% — те, кого можно уволить.
- Позже практику переняли многие другие компании, адаптируя её под себя. В том числе Microsoft. Минус крылся в том, что часть сотрудников нужно было так или иначе отнести в категорию неэффективных. Это порождало нездоровую конкуренцию в коллективе. Со временем от ранжирования стали отказываться.
- В краткосрочной перспективе устрашение может и сработать, но, скорее всего, «в ущерб качеству». А в задачах, которые требуют изобретательности, может пострадать креативность. Психологи отмечают, что человеку в страхе свойственно не рисковать и «цепляться за привычное». Хотя работодатели рассчитывают на обратное.
- Ещё одно последствие — текучка. По словам Business Insider, чем больше низкоэффективных сотрудников сокращают, тем меньше остаётся высокопроизводительных. Одно исследование показало, что сокращение 1% штата в среднем увеличивает добровольную текучку на 31%. У сильных специалистов больше возможностей на рынке труда, поэтому и уйти им проще, чем «посредственным».
- Высокие стандарты и подотчётность — важно. Но есть разница между «требовательностью и унижением», говорит профессор управления Уортонской школы бизнеса Адам Грант. Первое — когда сотруднику говорят, какие у компании ожидания и каких целей нужно достичь. Кто не справляется — получает обратную связь. Если не может или не хочет стараться — расставание логично.
- А «унижение» — это когда компания озвучивает произвольное количество единиц, которые нужно сократить, и заставляет менеджеров увольнять даже тех, кто до этого соответствовал стандартам. В итоге на рынок труда специалисты выходят как «низкопроизводительные».
*Meta признана в России экстремистской и запрещена.
172 комментария