История сайта PatientsLikeMe

В моем пятничном обзоре ветеран среди сайтов категории Здоровье - PatientsLikeMe. Проект представляет собой сообщества пациентов, объединенные общим диагнозом. Пожалуй, этот сайт и WebMD - два наиболее часто копируемых экземпляра: почти в каждой стране пытались сделать клоны этих проектов.

История сайта PatientsLikeMe

Я помню российский аналог PatientsLikeMe, который назывался DrugMe, его разработали на волне популярности социальных сетей, но так и не смогли монетизировать. То, что PatientsLikeMe так часто копировали, объясняется его простой и понятной моделью - пациенты заходят на сайт, находят группу со своим заболеванием, вступают в нее, и сравнивают свои симптомы и планы лечения - вместе веселее. Проект был запущен в 2004 году вокруг тематики БАС (Боковой амиотрофический склероз). Как часто бывает, родственники, столкнувшись с редким смертельным диагнозом близкого им человека, решили сделать все возможное, чтобы замедлить болезнь. Когда заболевание обнаружилось у Стивена Хейвуда, его родные проинвестировали первую версию проекта - опыт Стивена был похож на опыт других пациентов по всему миру, у которых часто возникают конкретные вопросы о вариантах лечения и о том, чего ожидать. Долгое время основным направлением на PatientsLikeMe было неврологическое, но затем присоединились и другие, и сейчас сайт включает в себя более 1800 заболеваний. Самые популярные сообщества сегодня: онкология, психическое здоровье и иммунные заболевания (стартапам, которые хотят что-то сделать для этих групп пациентов, стоит заглянуть туда, для подтверждения/опровержения своих гипотез).Самые преданные участники сообщества каждый день ведут дневники самонаблюдения, отмечая все новые симптомы на фоне приема терапии, побочные эффекты и способы улучшить свое самочувствие. Конечно, такая огромная независимая база данных привлекательна для любой медицинской, прежде всего фармацевтической организации. На сайте нет рекламных блоков, для пользователей весь функционал предоставляется бесплатно, поэтому основным способом заработка стало предоставление накопленных данных фарм компаниям.

В 2013 году PatientsLikeMe выступили с громким заявлением - мы создаем самообучающуюся систему здравоохранения. Сервис попытался заставить пациентов количественно оценить все, что они могут, о своих заболеваниях, подсчитывая побочные эффекты, такие как тошнота и настроение, которые обычно не учитываются в цифрах. Компания разработала 20 подробных вопросников, которые регулярно рассылает своим пользователям. Пол Уикс, медицинский директор сервиса, заявил: «Я хочу, чтобы у вас на голове, в туалете, на поджелудочной железе, на руле и в ваших очках Google были электрические датчики. Наша цель — построить открытую платформу для всех, кто хочет разработать новые критерии результатов лечения пациентов».

Получилось не очень. Во-первых пользователей стали доставать однообразные опросники, и в целом, как показала практики, люди с большим удовольствием объединяются в сообщества вокруг радостных тем, чем вокруг заболеваний. Даже самый страшный диагноз, если не приводит к летальному исходу, со временем становится для человека менее значим, а порой и сознательно отодвигается на задний план. Остается ипохондрически настроенная часть населения, готовая говорить о своих болячках 24 часа с кем угодно, но здесь возникает вопрос о ценности таких данных. С другой стороны, ставка на технический прогресс, носимые датчики, дополнительные данные о здоровье, которые будут агрегироваться в одном месте, также провалилась: пока рынок здравоохранения все еще к этому не готов.

В 2019 году компанию купил крупнейший американский страховщик в области медицины UnitedHealth Group. В настоящее время ее показатели в области трафика более чем скромные - около 200 к посещений в месяц, с не очень высокой длительностью сеанса. Основные пользователи это прямые заходы, так как контент, который, потенциально, мог бы привлекать новых посетителей из поисковых систем, закрыт от индексации по этическим соображениям.

Получается, что идея сообществ пациентов рабочая, мы знаем много примеров stand alone форумов и закрытых групп, где кипит жизнь. Однако не для всех пациентов она является настолько ценной, чтобы находится в них на постоянной основе, как в привычных соц сетях.

11
Начать дискуссию